Совсем недавно это казалось немыслимым, но времена очень быстро изменились. Нет, Советский Союз не был страной розовых пони, где мыслимые и немыслимые ништяки сыпались из рога изобилия - проблем всегда хватало. Но то, что уровень преступности в стране победившего коммунизма разительно отличался от показателей успешных стран Запада с развитой капиталистической экономикой, находясь на куда меньшем уровне - это не подлежало сомнению.
Однако новый курс, провозглашенный сравнительно молодым и активным Генсеком Михаилом Горбачевым, смог быстро привести ситуацию к общему знаменателю.
Мы задали такой темп, что и народу, и Политбюро трудно было его выдержать, - несколько лет спустя объяснял происходящее в стране Михаил Горбачев. - А интеллигенция толкала: давай! Телега пусть хоть развалится, но давай быстрее!..
Его команда так спешила снести старую систему, что не обращала внимание на стремительно поднимающий голову криминал. Лес рубят - щепки летят!
Да, банды существовали и в застойном СССР задолго до прихода ставропольского комбайнера к власти. Они обкрадывали государство и народ, грабили и убивали, а милиция по мере сил их ловила и сажала. Но это не шло ни в какое сравнение с тем, что началось во 2-й половине 80-х и вылилось в настоящие криминальные войны 90-х.
Пока по телевизору шел "Прожектор Перестройки", рассказывавший гражданам СССР о гласности и демократии, о необходимости реформ, о загнивании старого строя и достижениях нового, бандиты на улицах перестали прятаться и бояться, выясняли отношения при свете дня с применением оружия, не оглядываясь на ущерб и количество жертв. Начинались лютые времена вседозволенности и беспредела. Времена, когда сколачивались капиталы, а человеческая жизнь и совесть не стоили ни гроша.
Принятый 26 мая 1988 года Закон "О кооперации в СССР", определявший экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов, дал возможность предприимчивым гражданам большой страны впервые за долгое время создавать частные предприятия, зарабатывая прибыли на удовлетворении покупательского спроса. И в условиях повсеместного дефицита доходы могли быть колоссальными. Требовалось лишь "крутиться", чтобы заработать огромные по советским меркам деньги.
Так начинал свой маленький бизнес и свердловчанин Андрей Бубенщиков. Едва ли начинающий предприниматель планировал становиться кровожадным бандитом. Нельзя сказать, что он родился с золотой ложкой во рту: простая семья, отец - машинист тепловоза. Не бедствовали, но и достатком большим не страдали. Как большинство советских граждан той поры.
Перед армией успел поработать учеником плотника, отслужив срочную, поступил на филфак в Уральский государственный университет имени Горького, ездил в стройотряды. А когда вдруг разрешили кооперацию в стране, тогда и развернулся на полную катушку, проявив во всей красе свои организаторские способности. В 1988 году одним из первых в СССР учредил коммерческое предприятие РиСК - название говорящее, но расшифровывалось гораздо проще: "Ремонтный и Строительный кооператив". Говорят, что в основу легли кредитные деньги, полученные в банке, а штат начинался с трех наемных работников - кто знает?
Основным видом деятельности предприятия числилась деревообработка и производство паркета. Только вот первые большие деньги Андрей Бубенщиков заработал, продавая китайцам алюминий и завозя в СССР купленные на полученные средства компьютеры. И то, и другое продавалось с огромной маржой и не требовало особых трудозатрат.
Уже через пару-тройку лет "рискованное" предприятие превратилось в небольшую (или очень даже большую - смотря с кем и чем сравнивать) бизнес-империю "Новая Гильдия", которую международный бизнес-справочник в 1992 году включил в десятку наиболее динамично развивающихся российских компаний. К этому моменту в корпорацию входили несколько крупных строительных предприятий и предприятий по производству стройматериалов, торговля нефтью и нефтепродуктами, она сотрудничала с Уральским отделением Российской Академии Наук и финансировала Демидовские премии, а Андрей Бубенщиков стал известным на Урале меценатом, вхожим во властные кабинеты.
Наверное, именно поэтому, когда власти искали инвестора для изумрудной отрасли на Урале, они обратили внимание именно на "Новую Гильдию". Правда, неизвестно, как Бубенщиков смог избежать криминальной "крыши", без которой не обходился даже самый заштатный ларек, но с местными бандитами дела не имел.
К 1993 году Екатеринбург стал настоящей криминальной столицей Урала, за контроль над которой сражались 3 стремительно набиравших влияние криминальные группировки: Уралмаш, Центр и Синие. На их фоне Бубенщиков выглядел респектабельным и законопослушным и с удовольствием принял предложение войти в число акционеров изумрудных копей в обмен на инвестиции в разработку. И изумрудный бизнес захватил его с головой.
Это были огромные деньги, которые вскружили голову бизнесмену. Резкий взлет на вершину бизнеса стал сродни стремительному всплытию с глубины, породившему кессонную болезнь. У Бубенщикова закружилась голова от успехов. Он стал авторитарен, подозрителен и жесток. Или это всегда в нем было?
Едва ли кто скажет (кроме следователей и оперативников, занимавшихся этим уголовным делом), когда АО "Новая Гильдия" превратилось в одноименную ОПГ, на счету которой более 10 убийств. Но точно известно, что её движущей силой стала служба безопасности под руководством Игоря Смирнова, в распоряжении которой были бронированные автомобили, пистолеты и автоматы. А набирали туда в основном сотрудников специальных подразделений, которых государство выбросило на улицу практически без средств существования.
Бандиты безжалостно расправлялись с бизнес-партнерами, сотрудниками компании и просто людьми, чем-то не угодившими Андрею Бубенщикову.
Криминальный босс верил в свою неуязвимость, рассказывая всем о своих связях в ФСК/ФСБ, надежных контактах в Госдуме и о хороших взаимоотношениях с Кремлем. Но его звезда закатилась в 1995 году, когда было возбуждено дело об убийстве бывшего телохранителя Андрея Бубенщикова - Мартьянова.
Сыщики быстро выяснили, что у телохранителя возник конфликт с начальником, в результате чего его вывезли в лес и расстреляли. Причем в убийстве участвовал и сам Бубенщиков. А, потянув за ниточку, следствие быстро вышло на след заказчика и исполнителей серии резонансных преступлений, ранее потрясших Екатеринбург и Свердловскую область. Начались задержания. В ходе расследования было раскрыто убийство Елены Каморниковой, которая была связана с бывшим директором Невьянского кирпичного завода Андреем Лониным, застреленным киллерами в сауне. Она, как говорили в старом фильме, "слишком много знала". Так же были установлены преступники, расправившиеся с владельцем автомобиля, на котором позже было совершено покушение на командира батальона специального назначения Свердловского ГУВД Владимира Ефимова.
А когда в милицию обратились с заявлением, что "Новая Гильдия" вымогает деньги со своего кредитора за то, что тот посмел требовать возврата просроченных долгов (такой сюрреализм России 90-х), а отправившийся на переговоры к Бубенщикову директор Михаил Калинин (бывший сотрудник органов) пропал, правоохранители решили провести рейд в центральном офисе "Гильдии".
Отдельно стоящее здание за высоким забором СОБР взял штурмом.
Во дворе здания мы увидели морские сорокафутовые контейнеры, - рассказывал один из участников операции Михаил Салов. - Открываем один – там мужик сидит. Была зима, жуткий холод, а мужик сидит на стульчике на фанерке из-под холодильника, рядом бутылочка воды. Оказалось, это директор завода, которого бандиты пытались заставить какие-то документы подписать. В другом контейнере мы нашли Калинина. Кроме того, мы там изъяли кучу оружия – пистолеты, автоматы Калашникова, даже удивительные для постсоветского пространства винтовки М16. Изумруды там в коридорах ведрами стояли...
В ходе проведения оперативных мероприятий в офис "Новой Гильдии" съехалось руководство городом, высшее начальство из ГУВД и ФСБ, телефоны следственной группы раскалились до бела от непрекращающихся звонков, но отыграть назад было уже нельзя. Жернова ленивой и неповоротливой следственной машины раскрутились на полную мощность.
На скамье подсудимых оказались 20 членов ОПГ "Новая Гильдия" во главе с начальником службы безопасности Игорем Смирновым. Их приговорили к различным срокам лишения свободы. А Андрей Бубенщиков таинственным образом исчез.
Постигла ли его кара за совершенные преступления или он продолжает жить в свое удовольствие где-то на заграничной вилле - так и осталось загадкой. И даже розыск по линии Интерпола ничего не дал...
Спасибо, что дочитали до конца.
__________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.
Понравилась статья - с вас лайк ))