Семён Гаврилович Никифоров (1877—1912) — русский художник, портретист и жанрист.
«Всеми забытый и рано ушедший ученик Серова» — вот то, что расскажут Вам о Семёне Гавриловиче Никифорове сухие строки сетевых источников.
Художник, сдруживший французскую технику моментального чувства и созерцательную традицию русской школы, — вот что скажем мы. Мы назовём его мастером необычайно плавных, изящно круглящихся мазков, огласившим сонные чертоги классической жанровой и портретной живописи лёгкими, едва различимыми, но оттого не менее свежими нотами модерна. Назовём реалистом, проникавшим в суть вещей и природу явлений не хуже гениального Серова, но писавшим правду жизни с бескомпромиссной, почти болезненной прямотой. Скульптором ярких, умело и споро вылепленных образов, обожжённых в горниле психологизма, оттенённых серыми и карими тонами повседневности, переданными зрителю с пылу-жару. Тёплыми, твёрдыми, хрупкими...
Лучше всего специфику творчества художника Никифорова удаётся проследить в его малых полотнах и незавершенных этюдах. Здесь объёмная выразительность умещается в минималистичную форму. Глубина проблематики, многослойная повествовательность — заключается в считанных ключевых деталях, рождённых несколькими точными движениями кисти. Мастер то и дело сдерживает милую сердцу размашистую экспрессию, аккуратно перенаправляя её в те самые ключевые детали композиций. «Запечатывает» в мимике, пластике, взгляде, даруя им колоссальную внутреннюю силу. Вообще говоря, способность Семёна Гавриловича обращать внимание зрителя ровно на те неочевидные (с первого взгляда) малые объекты и аспекты, что «держат на себе» весь логос и пафос произведений — поразительна. Дрожь ресниц, движение пальцев, колебание занавесей или мерцание солнечного зайчика — по мере знакомства с картиной неспешно проступают навстречу нашему подсознанию, постепенно переключая фокус внимания только на себя. Чтобы столь же неспешно раскрыться букетом сильных, ярких эмоций, и оставляя зрителя в приятном недоумении касательно природы произведённого эффекта...
И ещё. Пространство и свет проявляются в его работах будто сами собой. Иерархия оттенков и контрастов, пребывающих в шатком (но выгодном для динамики полотна) равновесии, кажется естественной. «Списанной» с натуры. Выглядит констатацией факта, а не заслугой художника, коей на деле является от первого и до последнего мазка. Пожалуйста, обратите внимание на то, как деликатно Семён Гаврилович Никифоров обращается со стихией солнечных лучей. В его не слишком-то дружелюбных к неподготовленному зрителю картинах, где многое отдано на откуп визуальным обобщениям и удачной импровизации, свет стоит особняком, пользуясь безусловной любовью и бережным отношением мастера.
О непростой... Да что уж там: о печальной судьбе Семёна Гавриловича Вам поведает любой профильный ресурс. Мы — не станем. Принцип не подменять собою Википедию с нами все семь лет существования канала «Живопись». И остаётся нерушимым. Однако, для вящей полноты понимания особенностей яркого и краткого творческого пути Никифорова и в самом деле стоит учесть особенности биографии мастера. Ну а мы желаем Вам приятного просмотра, уважаемый читатель. Заранее гордимся тем, что сегодня открываем для некоторых из Вас новое имя и интересные картины давно и основательно забытого мастера серебряного века отечественной живописи. И как всегда: с удовольствием прочтём Ваше мнение о творчестве художника в разделе комментариев.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 99 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту. Спасибо!
- Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Спасибо!
Автор: Лёля Городная