Найти в Дзене
Живопись

Художник Семен Никифоров: суть вещей

Семён Гаврилович Никифоров (1877—1912) — русский художник, портретист и жанрист. «Всеми забытый и рано ушедший ученик Серова» — вот то, что расскажут Вам о Семёне Гавриловиче Никифорове сухие строки сетевых источников. Художник, сдруживший французскую технику моментального чувства и созерцательную традицию русской школы, — вот что скажем мы. Мы назовём его мастером необычайно плавных, изящно круглящихся мазков, огласившим сонные чертоги классической жанровой и портретной живописи лёгкими, едва различимыми, но оттого не менее свежими нотами модерна. Назовём реалистом, проникавшим в суть вещей и природу явлений не хуже гениального Серова, но писавшим правду жизни с бескомпромиссной, почти болезненной прямотой. Скульптором ярких, умело и споро вылепленных образов, обожжённых в горниле психологизма, оттенённых серыми и карими тонами повседневности, переданными зрителю с пылу-жару. Тёплыми, твёрдыми, хрупкими... Лучше всего специфику творчества художника Никифорова удаётся проследить в его

Семён Гаврилович Никифоров (1877—1912) — русский художник, портретист и жанрист.

«Всеми забытый и рано ушедший ученик Серова» — вот то, что расскажут Вам о Семёне Гавриловиче Никифорове сухие строки сетевых источников.

Никифоров Семен Гаврилович, «Зимний пейзаж»,1900-е, холст, масло, 28 х 45 см,
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
Никифоров Семен Гаврилович, «Зимний пейзаж»,1900-е, холст, масло, 28 х 45 см, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
Никифоров Семен Гаврилович, «Художница за работой. Портрет жены художника Ольги Натальиной, 1904, холст, картон, масло, 80 х 52.8 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович, «Художница за работой. Портрет жены художника Ольги Натальиной, 1904, холст, картон, масло, 80 х 52.8 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович, «Полуобнаженная натурщица. Мастерская В.А. Серова, 1900, холст, масло, 119 х 62 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович, «Полуобнаженная натурщица. Мастерская В.А. Серова, 1900, холст, масло, 119 х 62 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович, «Художница и модель», 1904, холст, картон, масло, 69 х 43.5 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович, «Художница и модель», 1904, холст, картон, масло, 69 х 43.5 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович, «Дети князя П.Н.Трубецкого»,1900, холст, масло,
Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева, Алматы
Никифоров Семен Гаврилович, «Дети князя П.Н.Трубецкого»,1900, холст, масло, Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева, Алматы
Никифорович Семен Гаврилович, «Натурщица. Мастерская В.А. Серова»,1900, холст, масло,
86 х 62 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Никифорович Семен Гаврилович, «Натурщица. Мастерская В.А. Серова»,1900, холст, масло, 86 х 62 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.

Художник, сдруживший французскую технику моментального чувства и созерцательную традицию русской школы, — вот что скажем мы. Мы назовём его мастером необычайно плавных, изящно круглящихся мазков, огласившим сонные чертоги классической жанровой и портретной живописи лёгкими, едва различимыми, но оттого не менее свежими нотами модерна. Назовём реалистом, проникавшим в суть вещей и природу явлений не хуже гениального Серова, но писавшим правду жизни с бескомпромиссной, почти болезненной прямотой. Скульптором ярких, умело и споро вылепленных образов, обожжённых в горниле психологизма, оттенённых серыми и карими тонами повседневности, переданными зрителю с пылу-жару. Тёплыми, твёрдыми, хрупкими...

Никифоров Семен Гаврилович,«Голова старушки», 1891, холст на картоне, масло, 33 х 30 см,
Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого
Никифоров Семен Гаврилович,«Голова старушки», 1891, холст на картоне, масло, 33 х 30 см, Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого
Никифоров Семен Гаврилович,«Девушка, вплетающая в косу ленту», 1897, холст, масло, 82,5 х 66,2 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович,«Девушка, вплетающая в косу ленту», 1897, холст, масло, 82,5 х 66,2 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович, «Скотный двор зимой»,1900-е, холст, масло. 67 х 123 см,
Пермская государственная художественная галерея
Никифоров Семен Гаврилович, «Скотный двор зимой»,1900-е, холст, масло. 67 х 123 см, Пермская государственная художественная галерея
Никифоров Семен Гаврилович, «Через силу», эскиз, 1899, холст, масло. 63,5 х 61 см,
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович, «Через силу», эскиз, 1899, холст, масло. 63,5 х 61 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович, «Куры», 1900, холст, масло, 58,7 х 79,6 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович, «Куры», 1900, холст, масло, 58,7 х 79,6 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

Лучше всего специфику творчества художника Никифорова удаётся проследить в его малых полотнах и незавершенных этюдах. Здесь объёмная выразительность умещается в минималистичную форму. Глубина проблематики, многослойная повествовательность — заключается в считанных ключевых деталях, рождённых несколькими точными движениями кисти. Мастер то и дело сдерживает милую сердцу размашистую экспрессию, аккуратно перенаправляя её в те самые ключевые детали композиций. «Запечатывает» в мимике, пластике, взгляде, даруя им колоссальную внутреннюю силу. Вообще говоря, способность Семёна Гавриловича обращать внимание зрителя ровно на те неочевидные (с первого взгляда) малые объекты и аспекты, что «держат на себе» весь логос и пафос произведений — поразительна. Дрожь ресниц, движение пальцев, колебание занавесей или мерцание солнечного зайчика — по мере знакомства с картиной неспешно проступают навстречу нашему подсознанию, постепенно переключая фокус внимания только на себя. Чтобы столь же неспешно раскрыться букетом сильных, ярких эмоций, и оставляя зрителя в приятном недоумении касательно природы произведённого эффекта...

Никифоров Семен Гаврилович, «Неоконченный мужской портрет», 1908, холст, масло. 34,7 х 70,7 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович, «Неоконченный мужской портрет», 1908, холст, масло. 34,7 х 70,7 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович, «За чтением», 1900-е, холст, масло. 70 х 88 см,
Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина
Никифоров Семен Гаврилович, «За чтением», 1900-е, холст, масло. 70 х 88 см, Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина
Никифоров Семен Гаврилович, «Гроза идет», 1908, холст, картон, масло, 60 х 86 см,  Рязанский государственный областной художественный музей
им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович, «Гроза идет», 1908, холст, картон, масло, 60 х 86 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

И ещё. Пространство и свет проявляются в его работах будто сами собой. Иерархия оттенков и контрастов, пребывающих в шатком (но выгодном для динамики полотна) равновесии, кажется естественной. «Списанной» с натуры. Выглядит констатацией факта, а не заслугой художника, коей на деле является от первого и до последнего мазка. Пожалуйста, обратите внимание на то, как деликатно Семён Гаврилович Никифоров обращается со стихией солнечных лучей. В его не слишком-то дружелюбных к неподготовленному зрителю картинах, где многое отдано на откуп визуальным обобщениям и удачной импровизации, свет стоит особняком, пользуясь безусловной любовью и бережным отношением мастера.

Никифоров Семен Гаврилович, «Черемисы у костра»,1905, холст, масло. 17,5 х 25 см,
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович, «Черемисы у костра»,1905, холст, масло. 17,5 х 25 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Никифоров Семен Гаврилович, ««Пастух», 1907, холст, картон, масло, 27 х 36 см, частная коллекция
Никифоров Семен Гаврилович, ««Пастух», 1907, холст, картон, масло, 27 х 36 см, частная коллекция
Никифоров Семен Гаврилович, «Старуха», 1904, холст, масло,138 x 97 см,
Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого
Никифоров Семен Гаврилович, «Старуха», 1904, холст, масло,138 x 97 см, Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого
Никифоров Семен Гаврилович, «Жанровая сцена»,1904, холст, масло. 55 х 68 см, частная коллекция
Никифоров Семен Гаврилович, «Жанровая сцена»,1904, холст, масло. 55 х 68 см, частная коллекция

О непростой... Да что уж там: о печальной судьбе Семёна Гавриловича Вам поведает любой профильный ресурс. Мы — не станем. Принцип не подменять собою Википедию с нами все семь лет существования канала «Живопись». И остаётся нерушимым. Однако, для вящей полноты понимания особенностей яркого и краткого творческого пути Никифорова и в самом деле стоит учесть особенности биографии мастера. Ну а мы желаем Вам приятного просмотра, уважаемый читатель. Заранее гордимся тем, что сегодня открываем для некоторых из Вас новое имя и интересные картины давно и основательно забытого мастера серебряного века отечественной живописи. И как всегда: с удовольствием прочтём Ваше мнение о творчестве художника в разделе комментариев.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 99 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту. Спасибо!
  • Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Спасибо!

Автор: Лёля Городная