Так называемую, «теорию поколений» разработали американские учёные Нейл Хоу и Уильям Штраус в 1991 году. Исследователи проанализировали историю с XVI века и пришли к выводу, что общество развивается циклично, а люди, появившиеся на свет в определённый период, имеют подобный тип мышления и схожие ценности. По мнению учёных, поколения сменяют друг друга каждые 20 лет.
В своей основе теория утверждает, что каждое поколение формируется под воздействием характерных социальных и исторических обстоятельств, что приводит к появлению уникальных ценностей, взглядов и моделей поведения у людей, принадлежащих к этому поколению.
Исследователи выделяли разные характерные черты поколения, основываясь на таких факторах, как экономические условия, политика, технологии и культурные течения, которые влияли на жизнь людей в разные эпохи. Это подход позволяет исследовать и анализировать, как изменения в обществе и культуре влияют на поведение людей, рожденных в определенные исторические сроки.
С течением времени теория поколений продолжала развиваться, и многие исследователи стали добавлять свои идеи и модификации, формируя представление о том, как прошлое, настоящее и будущее разных поколений переплетаются и влияют на общество в целом.
Сразу оговоримся, что на развитие и интерпретацию теории поколений в последние годы очень сильное влияние оказал интернет. Сегодня в доступном описании и условном делении поколений по временным периодам много того, с чем профессиональные психологи и социологи вряд ли когда-нибудь согласятся. Сейчас нет консенсуса по четким границам, когда заканчивается одно поколение и начинается другое, но условно принято выделять следующие периоды:
- Беби-бумеры (1943-1960)
Родились во время послевоенного пика деторождения, или беби-бума. В США на их детство пришлось экономическое развитие и технологический прогресс. Американские бумеры принимали высокий уровень жизни как данность и были уверены, что со временем мир будет становиться лучше. Они могли позволить себе рано купить недвижимость и жить в финансовом достатке, отчего им приписывают трудолюбие.
Советским бумерам, выросшим под сильным влиянием идеологии, досталось еще больше, чем американским. Их мечты о счастливом будущем разбились о перестройку, поэтому большую часть взрослой жизни им пришлось провести совсем не в том мире, в котором они выросли.
- Поколение X (1965-1980)
В зарубежном сегменте считается, что они выросли на MTV и видеоиграх. В молодости увлекались субкультурными музыкальными жанрами — альтернативным роком или панком. Американские иксеры первыми начали работать с компьютерами и преуспели во время начала бума доткомов.
Российским иксерам повезло меньше. Встретив распад СССР в молодости, они разочаровались и в советских ценностях, и в современных. Больше, чем в идеалы, они верят в материальные ценности, так что стремятся добиться финансового благополучия, которого не было у родителей. Они прагматики и индивидуалисты.
Их называют «забытыми», так как о них мало говорят в СМИ и исследованиях.
- Поколение Y (Миллениалы) (1981-1996)
Выросли во время смены тысячелетий, отсюда название. Первое поколение, повзрослевшее под влиянием интернета и соцсетей. Они изучают контент на разных языках и много путешествуют, поэтому отличаются толерантностью и стремлением к расовому, этническому, культурному и гендерному разнообразию.
Молодость поколения на Западе пришлась на теракты нулевых и экономический спад. Из-за этого считается, что миллениалы долго живут с родителями, испытывают сложности с поиском работы, реже строят семьи и заводят детей.
Российские миллениалы выучили иностранные языки, не столкнулись с проблемой безработицы и студенческих долгов. Родители помогли многим закрыть базовые потребности. Но миллениалы так и не смогли реализовать свои амбиции.
- Поколение Z (Зумеры) (1997-2009)
Были первыми, кто вырос с постоянным доступом к компьютеру, поэтому их называют цифровыми аборигенами. Будучи подростками, они чаще других сталкивались с психологическими проблемами. Замена офлайн-коммуникации на онлайн оказала существенное влияние на зумеров. С одной стороны, им сложнее считывать невербальные знаки в личном общении. С другой — они страдают от нереалистичных стандартов, которые задают соцсети. В результате зумеры раньше других начали прибегать к инъекциям и пластической хирургии.
На рабочем месте зумеры страдают от той же неудовлетворенности, что и миллениалы. Это связано не только с завышенными ожиданиями, но и с нестабильностью и кризисами в мире. Если миллениалы брали фриланс, то зумеры, наоборот, делают на работе ровно столько, сколько должны, и отказываются от переработок. Таким образом они ищут баланс между работой и личной жизнью.
- Альфа (2010-2024)
Растут в еще более тесных отношениях с технологиями, чем зумеры, из-за чего исследователи называют их поколением стекла. Более трети представителей поколения в возрасте от трех до шести лет владеют смартфоном, а к 12—14 годам они есть уже у 90% детей.
Альфы с самого детства привыкают искать информацию через поисковики, нейросети и умные колонки. Из-за пандемии они гораздо больше учились онлайн. Исследователь поколения Марк Маккриндл считает, что дети-альфа смогут превзойти зумеров в обучении. Но для этого школам придется сменить привычную систему образования, использовать больше мультимедийных материалов и ориентироваться на практические навыки.
- Бета (2025 -…)
По мнению футурологов поколение Бета станет первым, для кого ИИ будет не инструментом, а "старшим братом". Они никогда не узнают мира без дополненной реальности. Для них искусственный интеллект будет столь же естественным собеседником, как для нас – другие люди.
Главный парадокс их времени – чем больше технологий войдет в нашу жизнь, тем ценнее станет человеческая эмоциональность. И здесь мы сталкиваемся с первой важной дихотомией: технологическая эффективность против человеческой теплоты. Поколение Бета будет одновременно более индивидуалистичным и более связанным с коллективным сознанием через технологии. Разрыв между поколениями может стать беспрецедентным.
Несмотря на популярность теории поколений, ученые не раз подвергали ее серьезной критике и доказывали, что не стоит однозначно делить людей на возрастные группы. В 2021 году 170 американских специалистов в области социологии и демографии подписали открытое письмо к центру изучения общественного мнения Pew Research. Они рекомендовали не использовать термины из теории поколений при проведении соцопросов. Чем больше на нее продолжают ссылаться, тем больше люди разных возрастов оказываются разобщены.
Сходства и различия между людьми невозможно объяснить только годом рождения. Ученые считают, что на особенности людей влияют самые разные факторы: возраст, пол, раса, уровень образования, род занятий, достаток, благополучие семьи, место проживания и другие. Но точно не только год рождения. Так, американские социологи заметили, что мнение человека по гендерным вопросам мало связано с его принадлежностью к какому-либо поколению.
Вообще, у представителей одного социального класса может быть намного больше общего, чем у людей, родившихся в один и тот же год, но в семьях с разными условиями жизни, достатком и методами воспитания. У человека скорее окажется больше общих черт с его родителями, чем с представителями того же самого поколения. А семья сильнее влияет на финансовые привычки, отношение к работе и шансы достичь успеха.
Ученые не раз пытались проверить, существуют ли на самом деле черты, которые приписывают представителям разных поколений. Так, социологи из Высшей школы экономики решили узнать, действительно ли зумеры не могут долго удерживать внимание, плохо способны к критическому мышлению, но зато хорошо владеют новыми технологиями. Для этого ученые проанализировали данные о зумерах и их поведении из нескольких десятков исследований, но пришли к выводу, что «мифы о поколении Z либо не подтверждаются, либо подтверждаются частично и с большими оговорками». К примеру, по уровню освоения технологий зумеры мало отличаются от своих родителей и учителей. А иногда представители старших поколений даже владеют технологиями лучше.
Теория поколений способствует укреплению негативных стереотипов. Названия поколений нередко используются именно как оскорбления. Социолог Бобби Даффи считает, что современное общество и так слишком разделено, а представители разных групп находят все новые поводы для несогласия и вражды. И теория поколений только усугубляет ситуацию, проводя границы там, где их быть не должно.
В независмости от поколения не забывайте развивать критическое мышление и формировать свой взгляд на понятия, теории и популярные «факты». Подписывайтесь на канал вендингового оператора «Uvenco» и обсуждайте ведущие мировые тенденции в общественной жизни и бизнес-среде.