– Мариночка, ну как можно было ребенка так одеть? На улице ветер! – Нина Петровна решительно сняла с внучки легкую курточку и достала из пакета теплый комбинезон.
– Нина Петровна, сейчас плюс пятнадцать, – Марина старалась говорить спокойно, хотя внутри все кипело. – Алиса в нем вспотеет.
– Вот именно такое отношение к здоровью ребенка меня и беспокоит, – свекровь поджала губы. – Андрей в детстве всегда был тепло одет, и ничего, не жаловался.
Четырехлетняя Алиса переводила взгляд с бабушки на маму, не понимая, почему они опять спорят. Марина видела растерянность в глазах дочки и решила не продолжать этот бессмысленный разговор.
– Хорошо, пусть будет комбинезон, – она помогла Алисе переодеться, мысленно считая до десяти.
– Вот и правильно, – удовлетворенно кивнула Нина Петровна. – А то вечно споришь. Андрюша мне вчера звонил, говорил, что ты какую-то новую систему питания придумала. Это что еще за выдумки?
Марина глубоко вздохнула. Пять лет назад, когда они с Андреем поженились, она представляла семейную жизнь совсем иначе. Веселые посиделки с родными, совместные праздники, теплые отношения между всеми членами семьи. Но реальность оказалась куда сложнее.
– Это не выдумки, а рекомендации по детскому питанию. Я много читала на эту тему.
– Ах, начиталась в интернете глупостей! В наше время никаких специальных рекомендаций не было, и дети вырастали здоровыми. Вот Андрюша...
– Мам, пойдем качаться! – Алиса дернула Марину за рукав, прерывая очередной рассказ о том, каким замечательным ребенком был ее муж.
– Конечно, солнышко, – Марина благодарно улыбнулась дочке. – Нина Петровна, мы пойдем на площадку.
– Я с вами, – решительно заявила свекровь. – Нужно проследить, чтобы ребенок не перегрелся в этом комбинезоне.
Они вышли во двор. Марина украдкой достала телефон и написала мужу: "Может, заберешь маму на работу? Она переживает за Алису".
Ответ пришел почти сразу: "Прости, занят. Постарайся найти с ней общий язык. Она же добра желает".
Марина спрятала телефон. Пять лет она пыталась найти этот общий язык. Пять лет старалась быть идеальной невесткой. Готовила любимые блюда свекрови, выслушивала бесконечные истории о детстве Андрея, принимала непрошеные советы по воспитанию и ведению хозяйства. Но чем больше она старалась, тем хуже становились их отношения.
Нина Петровна устроилась на лавочке возле детской площадки и начала разговор с другими бабушками, то и дело поглядывая в сторону внучки. Марина присела на корточки рядом с Алисой, помогая ей лепить куличики из песка.
– Мамочка, а почему бабуля всегда сердится? – тихонько спросила девочка, старательно утрамбовывая песок в формочке.
– Она не сердится, милая. Просто очень волнуется за тебя, – Марина ласково погладила дочку по голове. – Понимаешь, когда твой папа был маленьким, бабуля заботилась о нем одна. И теперь ей кажется, что только она знает, как правильно.
– А ты разве неправильно заботишься?
– Каждая мама заботится по-своему, – Марина помогла перевернуть формочку. – Смотри, какой красивый куличик получился!
– Алисочка, не сиди на земле! – раздался строгий голос Нины Петровны. – Марина, ну что же ты смотришь? Ребенок простудится!
– На улице тепло, песок сухой, – начала объяснять Марина, но свекровь уже спешила к ним, на ходу отряхивая скамейку носовым платком.
– Вот здесь посиди, солнышко. Бабуля тебе сказку расскажет, – Нина Петровна усадила внучку рядом с собой. – А ты, Марина, могла бы и в магазин сходить. У вас дома, небось, опять ничего нет. Андрюша вчера говорил, что супа не было.
– У нас есть другая еда, – Марина почувствовала, как краснеет от злости. – Андрей сам не хотел суп.
– Вот-вот, потакаешь ему во всем. А мужчине нужен нормальный обед! Помню, когда мы с его отцом только поженились...
Марина отошла в сторону, делая вид, что отвечает на сообщение в телефоне. Пять лет назад, когда они с Андреем объявили о свадьбе, Нина Петровна приняла новость внешне спокойно. Даже помогала с организацией торжества, правда, постоянно напоминая, как все было на ее собственной свадьбе.
Проблемы начались, когда молодые стали жить отдельно. Каждый их шаг подвергался критике: от выбора обоев до расстановки мебели. Когда родилась Алиса, стало еще сложнее. Нина Петровна словно забыла, что у внучки есть мама, и пыталась руководить всем: от выбора пеленок до режима кормления.
– Мариночка! – окликнула ее свекровь. – Алисе нужно домой, она что-то бледненькая. Наверное, все-таки продуло. Говорила я тебе про эту куртку...
– Мам, мне не холодно! – запротестовала Алиса, но бабушка уже вела ее к подъезду.
Дома Нина Петровна первым делом полезла в аптечку.
– Где же малиновое варенье? Я же приносила! – она принялась переставлять коробки с лекарствами. – Так, градусник, срочно градусник. И теплое питье.
– Нина Петровна, Алиса здорова, – попыталась возразить Марина. – Не нужно...
– Вот именно такое легкомысленное отношение к здоровью ребенка меня и пугает! – свекровь строго посмотрела на невестку. – Сейчас позвоню Андрею, пусть сам все видит.
Марина похолодела. Звонки мужу с жалобами на ее "неправильное" поведение стали для свекрови привычным делом. И каждый раз это заканчивалось одинаково: Андрей приезжал с работы хмурый, начинал выяснять отношения. "Почему ты маму не слушаешь? Она же опытнее! Почему ты с ней споришь?"
– Не нужно звонить папе, – решительно сказала Алиса, забираясь с ногами на диван. – Бабуль, расскажи лучше сказку, ты обещала.
Марина благодарно посмотрела на дочку. Удивительно, как четырехлетний ребенок научился разруживать конфликты между взрослыми. Может, стоит поучиться у нее?
– Нина Петровна, – Марина присела рядом со свекровью. – Давайте вместе почитаем Алисе? У нас новая книжка есть, с картинками.
Свекровь помедлила, явно раздумывая, стоит ли принимать это предложение мира. Но тут зазвонил телефон – Андрей.
– Сыночек! – Нина Петровна мгновенно оживилась. – Представляешь, а Алиса наша...
Марина прикрыла глаза. Сейчас начнется. Она кожей чувствовала, как рушится очередная попытка наладить отношения. И ведь каждый раз все происходит по одному и тому же сценарию: она старается быть приветливой, идет на уступки, пытается найти компромисс. А в ответ получает новую порцию критики и жалоб мужу.
Хотя, если подумать, началось все гораздо раньше. Еще до свадьбы были звоночки: Нина Петровна говорила сыну, что он "достоин лучшей партии", намекала на дочку своей подруги. Но влюбленная Марина не придавала этому значения. Казалось, стоит проявить немного терпения и добрых чувств, и свекровь примет ее как родную дочь.
Пять лет спустя от этих наивных надежд не осталось и следа.
– Нет, Андрюша, ты только послушай! – голос Нины Петровны становился все громче. – Она ребенка в легкой куртке на улицу вывела! А потом на холодную землю посадила! И суп, представляешь, опять не сварила...
Алиса соскочила с дивана и подбежала к Марине, крепко обняла ее за шею:
– Мамочка, не расстраивайся. Я тебя люблю.
Марина прижала к себе дочку, пытаясь сдержать подступающие слезы. Как объяснить ребенку, что взрослые иногда ведут себя совсем не по-взрослому?
– И я тебя люблю, солнышко. Пойдем, приготовим что-нибудь вкусное на ужин?
– А можно котлетки? – оживилась Алиса. – Как ты умеешь, с сыром внутри?
– Нет-нет, – вмешалась Нина Петровна, завершив разговор с сыном. – Андрей сказал, что заедет за мной через час. А пока я сама приготовлю нормальный ужин. Вот в мое время никаких котлет с сыром не было, и ничего, все были здоровы.
Марина посмотрела на часы – еще час. Всего час надо продержаться. Она взяла Алису за руку:
– Пойдем в детскую, поиграем пока, а бабуля нам что-нибудь вкусное приготовит.
В детской Алиса достала свою любимую игру – деревянную железную дорогу. Марина помогала ей состыковывать детали, когда из кухни донесся грохот и недовольный возглас свекрови:
– Господи, ну и бардак у вас тут! Кастрюли разбросаны, ничего не найти!
– У нас не бардак, – тихо сказала Алиса, собирая паровозики в цепочку. – У нас просто по-другому. Бабуля не знает, где что лежит.
Марина улыбнулась – надо же, какая мудрая растет девочка. И ведь правда – у каждого свой порядок, свои привычки. Вот только как объяснить это Нине Петровне?
Она вспомнила первые месяцы их с Андреем семейной жизни. Как радовалась своей маленькой кухне, где все было разложено именно так, как удобно ей. Как придумывала новые блюда, экспериментировала с рецептами. Андрей всегда поддерживал ее кулинарные опыты, с удовольствием пробовал все новое. А потом начались визиты свекрови – и полетело все кувырком.
"Это неправильно", "В приличных домах так не делают", "Вот я в твоем возрасте..." – Марина могла часами слушать подобные замечания. Пыталась объяснять, спорить, но быстро поняла – бесполезно. Нина Петровна свято верила, что только ее способ вести хозяйство единственно верный.
Из кухни потянуло запахом подгоревшего лука. Алиса подняла голову:
– Мам, там бабуля что-то делает не так?
– Все хорошо, милая, – Марина поцеловала дочку в макушку. – Давай лучше придумаем, куда поедет твой паровозик.
Звонок в дверь раздался раньше, чем они ожидали. На пороге стоял Андрей – хмурый, уставший после рабочего дня.
– Сынок! – Нина Петровна выскочила из кухни. – Я тут пытаюсь навести порядок, но...
– Папочка! – Алиса бросилась к отцу.
Андрей подхватил дочку на руки, но его взгляд был устремлен на жену:
– Марина, можно тебя на минуту?
Они вышли в коридор. Марина приготовилась к очередному выговору, но муж неожиданно спросил:
– Почему ты не сказала, что мама опять приходит без предупреждения?
– А что бы это изменило? – Марина пожала плечами. – Ты же знаешь, она все равно сделает по-своему.
– Но ты могла мне позвонить.
– И что бы я сказала? "Андрей, забери свою маму, она мне мешает"? Она же о нас заботится, ты сам всегда это повторяешь.
Андрей тяжело вздохнул:
– Знаешь, я сегодня разговаривал с Павлом – помнишь моего друга с института? У него такая же ситуация была. Только они с женой сразу договорились: никаких незапланированных визитов, никакого вмешательства в воспитание детей. И ничего, все привыкли.
Марина с удивлением посмотрела на мужа. Первый раз за пять лет он заговорил об их ситуации не с позиции "мама плохого не посоветует".
– Андрей, ты правда думаешь, что с твоей мамой такое сработает? – Марина недоверчиво качала головой. – Она же считает, что имеет полное право...
– Андрюша! – раздался голос из кухни. – Иди скорее сюда, посмотри, что у них тут творится! Как они вообще так живут?
Андрей поморщился: – Мам, мы прекрасно живем. И у нас все в порядке.
– В порядке? – Нина Петровна выглянула из кухни. – Сынок, ты просто не видишь! Вот, например, все продукты не так хранятся. А специи? Почему они не в специальном шкафчике? А эта новомодная посуда? Разве можно в ней готовить нормальную еду?
– Нина Петровна, – Марина почувствовала, что настал момент, когда нужно высказаться. – Это наш дом. Мы с Андреем вместе его обустраивали. И нам удобно именно так.
– Ах, вот как? Значит, мой опыт для вас ничего не значит? Я, между прочим, одна вырастила сына, и ничего, не жаловалась!
– Мама, – Андрей взял мать за руку. – Давай присядем и спокойно поговорим.
– О чем тут говорить? – Нина Петровна опустилась на стул. – Я же вижу, что вы все делаете неправильно. Вот Алиса бледная ходит...
– Я не бледная! – донеслось из детской. – Я просто такая! Мама говорит, я на папу похожа!
– Мам, – Андрей присел рядом со свекровью. – Помнишь, как ты всегда говорила, что я должен сам принимать решения? Что ты воспитала меня самостоятельным человеком?
– Конечно, помню, – Нина Петровна погладила сына по руке. – Я всегда хотела, чтобы ты вырос настоящим мужчиной.
– Тогда почему ты не даешь мне жить своей жизнью? Я выбрал Марину, создал семью. У нас растет дочь. И мы сами решаем, как нам жить.
– Но я же хочу как лучше! – в глазах свекрови заблестели слезы. – Ты же мой единственный сын...
– И всегда им буду, – Андрей обнял мать. – Но я уже взрослый. У меня своя семья. И я хочу, чтобы ты уважала наш выбор. Как воспитывать Алису, как вести хозяйство – это наше с Мариной дело.
– А как же мой опыт? Я столько знаю, столько могу подсказать...
– Мы будем рады твоим советам, – вмешалась Марина. – Но только советам, а не указаниям. И давайте договоримся: никаких внезапных визитов. Мы всегда рады видеть вас, но пусть это будет по договоренности.
Нина Петровна молчала, теребя край фартука. В этот момент в кухню вбежала Алиса:
– Бабуля, а помнишь, ты обещала научить меня печь твои особенные пирожки? Может, в воскресенье придешь? Мы с мамой все приготовим, муку купим, начинку...
Марина затаила дыхание. Этот момент мог стать переломным в их отношениях. Либо свекровь воспримет новые правила как оскорбление и обиду, либо...
– В воскресенье? – Нина Петровна задумалась. – А во сколько вам удобно?
– После завтрака приходите, – улыбнулась Марина. – Часов в одиннадцать. Мы как раз успеем все подготовить.
– Хорошо, – свекровь впервые за день улыбнулась по-настоящему. – Я принесу свою старую тетрадь с рецептами. Там столько всего интересного...
Вечером, когда Алиса уже спала, а они с Андреем сидели на кухне, Марина спросила:
– Как думаешь, у нас получится? Наладить отношения с твоей мамой?
– Должно получиться, – Андрей обнял жену. – Знаешь, я сегодня многое понял. Мама не со зла все это делает. Просто она боится стать ненужной. Вот и старается быть полезной, как умеет.
Воскресное утро выдалось солнечным. Марина с самого пробуждения наводила порядок на кухне, готовясь к приходу свекрови. Алиса крутилась рядом, то и дело спрашивая, скоро ли придет бабушка.
– Мам, а мы правда будем печь пирожки? – в десятый раз спросила девочка, раскачиваясь на стуле.
– Правда, солнышко. Только сначала нужно все подготовить.
– А почему ты тогда посуду переставляешь?
Марина остановилась. Действительно, зачем? Нина Петровна все равно заметит, что у них "не так". Может, пора перестать пытаться соответствовать чужим стандартам?
– А давай лучше тесто поставим, – она достала миску. – Бабушка придет, а у нас уже все готово.
Ровно в одиннадцать раздался звонок в дверь. На пороге стояла Нина Петровна – непривычно нарядная, с пакетом в руках.
– Проходите, – Марина приветливо улыбнулась. – Мы вас ждем.
– Я тут подумала, – свекровь протянула пакет, – вам может пригодиться моя старая форма для выпечки. В ней пирожки особенно хорошо получаются.
– Бабулечка! – Алиса повисла на шее у Нины Петровны. – А мы уже тесто поставили! Мама говорит, оно должно подойти.
– Тесто? – свекровь с интересом заглянула в миску. – А вы чем дрожжи развели?
– Теплым молоком, – ответила Марина, готовясь к критике.
– Правильно, – неожиданно одобрила Нина Петровна. – Я тоже всегда так делаю. А то некоторые водой разводят, но с молоком вкуснее получается.
Марина удивленно посмотрела на свекровь. Первый раз за пять лет она услышала от нее слово "правильно".
Они провели на кухне несколько часов. Нина Петровна показывала, как правильно раскатывать тесто, как защипывать края пирожков. Рассказывала истории из своей молодости – но не поучительные, а просто забавные случаи. Алиса счастливо вертелась рядом, то и дело таская изюм из начинки.
– А вот этот пирожок совсем кривой получился, – расстроено сказала Марина, глядя на очередное свое творение.
– Ничего страшного, – улыбнулась свекровь. – У меня поначалу тоже не все получалось. Главное – с любовью делать.
К обеду, когда с работы вернулся Андрей, в квартире витал восхитительный аромат свежей выпечки.
– Папа, папочка! – Алиса выбежала в коридор. – Мы с мамой и бабулей пирожки пекли! Иди скорее пробовать!
Андрей зашел на кухню и остановился в дверях. За столом сидели его мать и жена, о чем-то оживленно беседуя. На столе дымились пирожки – ровные и не очень, но все одинаково аппетитные.
– Присаживайся, сынок, – Нина Петровна пододвинула тарелку. – Это Мариночка делала, особенно удачные получились.
Марина не верила своим ушам. Неужели свекровь только что похвалила ее стряпню?
– Спасибо, мам, – Андрей поцеловал мать в щеку. – Давно мечтал попробовать ваши с Мариной пирожки.
– Кстати, – Нина Петровна достала из сумки старую тетрадь в потертой обложке. – Я тут подумала... Мариночка, может, тебе будут интересны мои рецепты? Не для того, чтобы в точности повторять – у тебя свой стиль, я вижу. Но, может, что-то пригодится?
Марина бережно взяла тетрадь. Пожелтевшие страницы были исписаны аккуратным почерком, кое-где виднелись пометки на полях.
– Спасибо, – она с искренней благодарностью посмотрела на свекровь. – Для меня это очень ценно.
– И еще, – Нина Петровна замялась. – Я тут подумала... Может, мы с вами на следующие выходные в парк сходим? Алисочка давно просила ее на карусели сводить. Если вы не против, конечно.
– Конечно не против, – улыбнулась Марина. – Правда, Алиса?
– Ура! – девочка захлопала в ладоши. – А потом опять будем печь пирожки?
– Обязательно, – Нина Петровна обняла внучку. – Только в следующий раз попробуем что-нибудь новенькое. Как думаешь, Мариночка, может, твой рецепт котлет с сыром освоим?
За окном светило весеннее солнце. В квартире пахло свежей выпечкой и счастьем. А на кухне сидела самая обычная семья – три поколения, такие разные и такие родные. И казалось, что все только начинается.