Сначала немного географии, чтобы было понятно о чем статья. Онега - река в Архангельской области, вытекает из озера Лача близь Каргополя и впадает в Белое море (Онежскую губу) у поселка Онега.
Река Онега никак не связана с Онежским озером, хотя и протекает недалеко. Побережье Онежского озера называется Обонежье, Заонежье (знаменитый остров Кижи находится именно в Заонежье) и Прионежье. Местность у реки называют Поонежье.
Так вот, Поонежье (берега реки Онеги) очень богато на шедевры деревянного зодчества, поэтому я и назвал эту местность самым большим музеем в мире. Если хотите насладиться деревянными храмами — стройте маршрут от Каргополя до Онеги. В своем обзоре я назову только основные, наиболее масштабные и хорошо сохранившиеся достопримечательности.
1. Церковь Иоанна Златоуста в Саунино
Первый от истока Онеги деревянный храм стоит не на берегу, зато всего в 10 минутах езды от Каргополя. Храм принадлежит Каргопольскому музею-заповеднику, поэтому за вход придется заплатить, зато внутри — хорошо сохранившиеся «небеса».
2. Церковь Архангела Михаила в селе Архангело — 54 км от Каргополя
Пропустив несколько плохо сохранившихся храмов, через 40 минут после старта из Каргополя мы доехали до храма Архангела Михаила в Архангело (сейчас это село «поглотила» деревня Шелоховская), построенного в начале 18 века. Внутри хорошо сохранились небеса, но мы, чтобы все успеть, выехали затемно и ранним утром не стали искать того, кто нам откроет храм.
Рядом — затянутый лесами зимний Сретенский храм.
Интересно, что в комплексе была и колокольня, так что здесь тоже был «северный тройник», правда, колокольня была каменная. Парадоксально, что деревянные храмы дошли до наших дней, а каменная колокольня — нет.
3. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бережной Дубраве
Еще полчаса и 30 километров, и мы напротив Бережной Дубравы, на противоположном берегу Онеги от Церкви Рождества Богородицы, маковки которой похожи на Покровскую церковь в Кижах.
Судя по всему, обычно здесь ледовая переправа, но в этом году зима выдалась теплая, и у берегов остались незамерзшие полыньи. Через мост решили не объезжать, чтобы сэкономить время, ведь за короткий зимний день нам предстояло еще посетить Кенозерье.
Так вот, по заметенной снегом дороге подъехали мы к берегу на «Ниве», сделали фото, поехали обратно в горку… А «Нива» не едет. В итоге экономии времени не вышло, промучились весь день, сломали задний кардан и поехали в Плесецк за новым. Больше в этот день мы ничего не посмотрели.
4.Преображенская церковь в Турчасово, 110 км от Плесецка
Следующий храм находится в очень красивом месте: по правому берегу Онеги тянется целая цепочка сёл и деревень, меж которых вьется дорога. Турчасово находится на левом, переправы, как и к Бережной Дубраве, нет, поэтому любуемся храмом с противоположного берега, из села Целягино. Вид завораживающий.
5. Церковь Вознесения в Пияле
До следующего храма — Церкви Вознесения в Пияле — едем 40 минут, за которые окончательно стемнело, вдобавок к чему пошел снег, плотные облака скрыли луну. Так что Пиялой любуемся в кромешной тьме, подсвечивая фарами.
Здешний храм 1654 года постройки, один из древнейших на Русском севере. Раньше здесь был «тройник», но зимний храм сгорел в середине 20 века.
Остался только летний и колокольня.
В деревне много красивых домов, но в кромешной тьме фоткать их не стали. Садимся в машину и едем в Онегу.
6. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье
До следующего посещенного нами храма (по дороге есть еще несколько, но мы туда не заехали) от Пиялы 87 километров, однако мы к нему ехали с другой стороны — из Онеги, оттуда 27 км и 15 минут.
Этот храм находится на противоположном от дороги левом берегу, поэтому надо доехать до деревни Амосовская, и примерно по центру будет спуск к пешей ледовой переправе через Онегу. В Амосовской, прям рядом с переправой, живет смотритель церкви, у которого можно попросить ключи и самостоятельно ее осмотреть. Сделать это стоит, потому что внутри красивые «небеса».
Храм на фоне пустых изб Подпорожья смотрится очень красиво.
Надо сказать, что пустые они только зимой, летом там точно живут, об этом свидетельствуют теплицы.
Закончить рассказ хочется цитатой исследователя Русского севера Г.П. Гунна:
Нет на Севере более чудесной реки, чем Онега! Ни Двина, ни Пинега, ни Мезень не сравнятся с Онегой — ни по прихотливой красоте шумящих порогов и перекатов, ни по обилию прекрасных памятников народного зодчества по берегам ее и в ближних окрестностях. Онегу и прионежский край—Поонежье не назовешь иначе, как уникальным, единственным в своем роде местом по насыщенности первоклассными произведениями искусства. Не нужно никаких кропотливых поисков; следуя по течению реки, история русского деревянного зодчества сама неприхотливо развертывается перед вашим взором. Сама река ведет повествование, все просто и ясно, и сами памятники на берегах ее стоят не изолированно, не музейно, вырванными из привычных условий, а в их естественном окружении— среди деревенек, вод, лесов, лугов.
На этом посещённые мной храмы Поонежья заканчиваются, но совсем неподалеку, на берегу Белого моря, есть село Ворзогоры, где северный тройник сохранился целиком. О нем читайте здесь: