2 февраля 2025 года/
Считается, что жанр фоторепортажа появился во второй половине XIX века в США, когда фотографы обратили внимание на повседневную жизнь города. Француз Альбер Лонд сказал в 1889 году: «Мы хотим схватить всё, что неожиданно попадётся нам на глаза и интересует нас». Не только в Америке и Западной Европе, но и в Российской империи было немало мастеров, совмещавших портретную съёмку в фотоателье с работой на улице и на официальных мероприятиях.
На фото: сцена из спектакля «Гроза» Театра Вахтангова
Вот как выглядело рекламное объявление Карла Буллы: «Старейший фотограф-иллюстратор Карл Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает всё, в чём только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением — как днём, так и во всякое вечернее время, при искусственном освещении». Петербуржец Карл Булла одним из первых в России занялся уличной съёмкой, Максим Дмитриев снимал социальные репортажи во время голода в Поволжье в 1891-1892 годах, Елена Мрозовская стала светским хроникёром и специализировалась на балах и театральных премьерах, в «императорский пул» входили Лев и Сергей Левицкие, имевшие статус «Фотографы Их Императорских Величеств» и освещавшие официальные события царского двора, Сергей Прокудин-Горский создавал летопись российской провинции в цвете, а Эмилий Готье-Дюфайе по поручению Археологического общества фиксировал самый обычный московский ландшафт, улицы, дома, храмы.
Для работы в Санкт-Петербурге фотографы должны были получать свидетельства на право «снятия фотографических видов столицы и ее окрестностей», выдававшиеся Министерством внутренних дел Российской империи. В провинции, вероятно, законы были попроще, но там с репортёрами случались другие истории, например, в Казани местные фотолюбители потребовали у приезжего фотожурналиста ведро водки за возможность работать на их территории.
Во времена оны съёмки производились громоздкими фотокамерами-гармошками на стеклянные пластины на длинной выдержке с использованием штатива, то есть желание фотографа сделать интересный кадр было серьёзно ограничено техническими возможностями. С появлением компактных камер появился любопытный неологизм «фотограф-моменталист», у которого было два значения: первое - репортёр, второе - коммерсант, зарабатывающий на моментальных фото на память (не совсем моментально, но в течение получаса клиент получал свою фотокарточку).
На этих снимках - фотографические аппараты из коллекций Политехнического музея и Музея Москвы
Сцена из спектакля «Дом с башенкой» РАМТ
Маленькие плёночные фотоаппараты, такие как «Лейка», получили широкое распространение в 1920-х годах и добавили креатива в работу фотожурналистов: компактные размеры камеры позволяли делать кадры с ракурсов, недоступных съёмке со штатива. Карточки стали получаться живые и динамичные, привлекая фотографов в самую гущу событий. Именно тогда на страницах газет и журналов стали появляться работы Александра Родченко, Евгения Халдея, Семёна Фридлянда, Аркадия Шайхета и других основоположников советского фоторепортажа.
На выставке советской фотографии в Центре Люмьер
Чествование российских лауреатов самой престижной фотопремии World Press Photo
Сергей Собянин с москвичами
Фото на память. Последний день работы троллейбусов в Москве
Бега на Московском ипподроме
Показательный заезд «Феррари»
Животноводческая презентация на «Золотой осени»
Рок-музыкант Константин Кинчев на православной лекции
Парад невест
Глиняный слепок памятника князю Владимиру
Плодоовощной перформанс на Даниловском рынке
Читка пьесы в Театре на Таганке
Арт-объект в Братеевском парке
Тайский бокс. «Я устал - я ухожу»
Режиссёр Константин Богомолов репетирует «Три сестры» в МХТ
На фабрике ёлочных игрушек
Борис Немцов
Велофристайл
Мусульмане возле мечети на проспекте Мира
Вид из люльки пожарного подъёмника «Бронто Скайлифт»
Велосипедисты на олимпийской трассе в Крылатском
Природно-техногенный артефакт
Мотогонщик на тренировке в «Олимпийском»
«Дикий ангел» Наталья Орейро на Московском кинофестивале
Автогонщики в боксах
Учебные стрельбы салютного дивизиона
Арт-объект в Бутово
Физкультурницы в Парке Горького
Дегустация торта «Москва»
Артист Александр Ревва, «самый красивый мужчина на планете»
Прибытие поезда
Митинг на Пушкинской площади
Пасхальная трапеза для бездомных
Крутой байк
Журналистка Елена Костюченко
Электропоезд «Ласточка» в первый день работы МЦК
В хоккейной раздевалке ЦСКА
Мексиканским футбольным фанатам понравились москвички
За рулём ученик
Сергей Шнуров («Ленинград»)
«Забег в ползунках»
Борис Гребенщиков, иностранный агент
Конь привередливый
Городские типажи
Театр Вахтангова. Сцена из спектакля «Ромул Великий»
Руководитель столичного транспортного департамента Максим Ликсутов
«Карнавал огня» у каскадёров в Сетуньском стане
Футбол на бывшем «стадионе имени Сталина» в Измайлово
Валентин Юдашкин
Акция по пристройству бездомных собак
Опасная ситуация на турнире по историческому фехтованию
Ретроралли на Никольской улице
Актриса Рената Литвинова
Артист Пётр Мамонов
Посетители в синагоге
«Слон и Моська» в Цирке Никулина
Спецназ на учениях
Производство в технопарке «Калибр»
Инкубаторские цыплята
Гарик Сукачёв
День Победы на Поклонной горе
«Механический Ленин» в Октябрьском депо
Спасибо вам, учителя!
Никита Михалков
«А «Динамо» бежит?» - «Все бегут»
Дом Мельникова перед реставрацией
Александр Калягин на сборе труппы театра «Et Cetera»
В подражание Булгакову: «С медведями нельзя!»
«И скоро здесь по плану реконструкций ввысь этажей десятки вознесутся»
Бекстейдж Недели моды
Охрана выгоняет школьников из фонтана
Дворовый хоккей
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Все фотоальбомы «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #репортаж #фотография