В этой статье посмотрим на общественный транспорт Севастополя, расскажу о ценах и особенностях оплаты.
Очень часто получается так, что то, что привычно и обыденно для нас, является необычным для других.
Идея этой статьи возникла когда я выложила это фото и в комментариях написали, что у нас интересные автобусы.
Какие виды общественного транспорта есть в Севастополе?
У нас есть привычные всем:
- автобусы
- троллейбусы
- маршрутки (топики)
И необычный транспорт:
- катер
- паром
Могу ошибаться, но, насколько я знаю, только в Севастополе катер и паром являются общественным транспортом.
Как выглядит общественный транспорт?
Надо отметить, что сейчас общественный транспорт стал более однотипным. Раньше было огромное разнообразие маршруток (топиков) и автобусов.
В основном у нас ходят вот такие небольшие автобусы:
Троллейбус и маршрутка (топик):
На некоторых маршрутах ходят вот такие большие автобусы:
Ну а теперь диковинные виды транспорта: катер и паром.
Я понадеялась на свои старые фото и не стала делать новые:
Мне они уже не нравятся, но можно сравнить как я раньше снимала и как сейчас. И снято всё на один телефон, которым я делала фото ещё в конце прошлого года и в начале января. Важна не только техника, но и умение фотографа.
Поэтому решила добавить более наглядные фото (не мои, ещё больше фотографий можно найти в открытом доступе):
Почему катер и паром являются общественным транспортом?
Дело в том, что Севастопольская бухта делит город на Северную и Южную части:
Катер и паром позволяют быстро добраться с Северной стороны на Южную и наоборот. Буквально 10-15 минут и мы уже на другой стороне ( не учитывая время ожидания отправления).
Катер является только пассажирским транспортом, а вот паром перевозит не только людей, но и автомобили, автомобили скорой помощи.
Бывает такое, что катер и паром не ходят из-за плохих погодных условий. Тогда запускают компенсационный автобусный маршрут, поэтому на площади Нахимова (Южная сторона) и площади Захарова (Северная сторона) выстраиваются очереди. Автобусы снимают с других городских маршрутов.
Вокруг ехать, конечно же, намного дольше. Всё зависит от пробок, дорожной обстановки, но время в пути занимает около часа, возможно, даже дольше.
Но, даже с учетом сложностей, дорогого проезда (по Северной стороне нужно оплатить проезд в автобусе, потом на катере и на Южной стороне), многие очень любят Северную и не хотят переезжать. А те, кто переехал - хотят вернуться.
Что за топики, почему я так пишу?
Дело в том, что в 90-е годы у нас появилось много маршруток Asia Topic.
Нашла фото в интернете:
На передней двери можно рассмотреть надпись "Topic", а ещё чуть ниже "Севастополь". Нашла старое объявление на авито, топик уже продан.
Потом их заменили и по городу стали ездить другие маршрутки, но название "топик" так и осталось.
Цены на проезд
На момент написания статьи ( январь 2025 года) стоимость проезда в топике, автобусе, троллейбусе, на катере и пароме (для пассажиров, не автомобилей) составляет:
- 30 рублей при оплате картой
- 35 рублей при оплате наличными
Цены на паром:
- 100 рублей - велосипед или самокат
- 120 рублей - мопед, мотоцикл, скутер
- 150 рублей - мотоцикл с коляской или скутер
- 350 рублей - легковые автомобили
- 700 рублей - микроавтобусы и более габаритный транспорт
Особенности оплаты проезда в общественном транспорте
Знаете как отличить севастопольца от тех, кто приехал в город? Приезжие оплачивают проезд при входе.
Не могу сказать откуда пошла эта привычка, традиция, но в маленьких автобусах и топиках у нас принято оплачивать проезд при выходе.
А вот проезд в больших автобусах, троллейбусах, катере и пароме оплачивается перед поездкой (катер, паром) или при входе (автобус, троллейбус).
Почему такое деление?
Дело в том, что маленькие автобусы и топики принадлежат частникам - в них проезд оплачивается при выходе. А вот большие автобусы, троллейбусы, катер и паром принадлежат государственному предприятию и здесь проезд оплачивается в начале поездки.
А вот на Северной стороне всё иначе. Здесь проезд оплачивается при входе, вход осуществляется только через переднюю дверь.
Как обстоят дела с общественным транспортом?
Однозначно сказать сложно.
Со временем остаётся всё меньше частников, топики хотят заменить на автобусы.
Раньше было больше топиков и ходили они чаще, чем автобусы. Сейчас транспорта становится меньше, ходит он реже ( не на всех маршрутах, но на многих). Если раньше автобусы на некоторых маршрутах ходили каждые 2 минуты, то сейчас интервал движения составляет 8-10 минут на этих же маршрутах.
Но есть и положительные моменты. Добавляют новые маршруты и теперь в некоторые районы города становится проще и быстрее добраться.
Надо отметить, что хорошо обновляется парк автобусов и троллейбусов, старые постепенно убирают с маршрутов.
Что-то непонятное случилось, статья опубликовалась раньше, чем я её дописала и не могу добавить текст после фото ниже. Поэтому напишу тут:
Спасибо, что прочитали эту статью!
Я постаралась написать всю информацию, но, если что-то забыла - спрашивайте в комментариях.
Вот такие троллейбусы когда-то у нас ходили: