Найти в Дзене
БКС Мир инвестиций

Не угнаться: почему цены растут быстро, а падают медленно

Оглавление

Изменение цен — постоянный процесс в экономике. Как правило, люди гораздо чаще замечают их рост — иногда стремительный, иногда более сдержанный, но снижение отмечают редко и в исключительных случаях.

На рост и падение цен влияют сразу множество факторов, что делает эти процессы довольно сложными. Например, всем известно, что в период инфляции цены стремительно растут, а регуляторы стараются их сдержать. При этом когда факторы, влияющие на их рост, ослабевают и нивелируются, цены падают медленно. Попробуем разобраться, почему так происходит.

Почему цены не просто растут, но растут быстро

  • Психология потребителей. Люди в основном руководствуются эмоциями в периоды начала роста цен: опасаясь еще большего удорожания, они начинают скупать товар как бы впрок. Своими действиями они создают дополнительный спрос, а тот, в свою очередь, влияет на дальнейший подъем цен.

    Это работает и в обратную стороны: когда цены начинают снижаться, потребители, наоборот, не торопятся приобретать товар в надежде, что те упадут еще сильнее. В итоге падает и спрос.
  • Издержки производства. В рамках развития бизнеса затраты компаний на сырье и сотрудников растут, поэтому производители повышают цены для сохранения прибыли. Когда издержки снижаются, создатели товара не спешат опускать цены — опять же для сохранения повышенной прибыли и создания резервов на случай повышения цен в будущем.
  • Инфляция. Стоимость денег снижается, а потому цены на товары и услуги растут стремительно. Ожидания инфляции обычно удерживают цены на высоком уровне продолжительное время, а потому снижаются они крайне медленно.
  • Регулирование и налоги. Государственные меры, такие как налоги и субсидии, могут влиять на скорость изменения цен. Допустим, если правительство вводит налог на определенный тип товаров, их производители повышают цены на них, чтобы покрыть издержки. Снижение налогов, напротив, может не так быстро повлечь падение цен.

Когда снижаются цены

  • Снижение спроса. В случае сильного спада интереса потребителей к услуге или товару, цены на них вынуждены снижать. Часто такое происходит на фоне появления на рынке новинки, которая по своим свойствам качественнее и лучше удовлетворяет потребность покупателя. Яркий пример снижения спроса — большие скидки на одежду из устаревшей нераспроданной коллекции.
  • Избыток предложения. Если производители выпускают чрезмерное количество товара, который заполоняет рынок, компании вынуждены снижать цены, чтобы распродать огромные запасы.
  • Снижение издержек производства. Иногда компании решают сэкономить и, например, продолжают создавать продукцию из более дешевых материалов или используя более эффективные технологии. В таком случае они могут понизить цены на товары, при этом сохраняя прибыль.
  • Спад экономики. В условиях рецессии или замедления экономики люди предпочитают не тратиться сверх меры и сокращают расходы. Тогда производители также могут снизить цены, чтобы привлекать клиентов.
  • Сезон. Товары многих категорий зависят от сезонности. Например, спрос на зимнюю спортивную одежду летом находится на низком уровне, а потому цены на него снижают. Также цены падают после праздников, когда все уже купили и подарили близким подарки, и к концу сезона распродаж.
  • Конкуренция. Как правило, компании из одной отрасли в условиях высокой конкуренции вынуждены быстро снижать цены, чтобы выгоднее выглядеть в глазах клиентов. Наиболее агрессивная борьба за потребителя обычно наблюдается в тех секторах, где особенно много игроков.

О ракете и пере, или Психологический фактор

В экономике есть такое понятие, как «эффект ракеты и пера». В 1990-х определение ему дал экономист Всемирного банка Роберт Бэкон: при росте издержек производства цены взлетают быстро, как ракета, а опускаются медленно, как перо.

Исследователи Серджио Ребело, Мигель Сантана и Педро Телеш решили изучить это явление подробнее, чтобы понять принцип его работы. При этом за основу они взяли выдвинутую Даниэлем Канеманом концепцию на стыке психологии и экономики — о быстром и медленном мышлении.

Так, Канеман предполагал, что люди могут полагаться на две мыслительных системы:

  • Система 1. Быстрое мышление. Когда цены стабильны, потребитель находится в знакомой обстановке и принимает решения автоматически.
  • Система 2. Медленное мышление. Ценовые изменения погружают потребителя в новую обстановку — он вынужден задумываться и сравнивать.

Все компании повышают цены, когда затраты значительно возрастают, уточняют авторы исследования, потому что в противном случае у них была бы отрицательная маржа. Тем не менее, когда траты компаний с устойчивыми продажами падают, появляется стимул поддерживать цены постоянными. Это обосновано тем, что ценовые изменения могут побудить человека неосознанно положиться на Систему 2 — поменять предпочтение, пойти к другому бренду.

Так, стратегии компаний-производителей, считают исследователи, направлены на потребителя и порождают «эффект ракеты и пера». Соответственно, именно по этой причине при снижении производственных затрат цены на товары падают медленнее.

Примеры снижения цен

Дефляция — инфляция наоборот, или ситуация, когда цены на товары и услуги в экономике устойчиво падают.

Краткосрочная дефляция, которая длится несколько недель или даже месяц, не страшна, потому что в основном связана с сезонными факторами. Допустим, в урожайное лето фрукты и овощи стоят гораздо дешевле, чем зимой. Другое дело, если дефляция является длительной.

Например, в начале лета 2022 г. министр экономического развития Максим Решетников сообщал, что РФ грозит «сползание» в дефляционную спираль. Это такая ситуация, когда экономическое падение вызывает снижение цен, а те, в свою очередь, вызывают дальнейшее падение экономики.

Как раз к июню 2022 г. на фоне общей неопределенности и после повышения ключевой ставки ЦБ в марте до 20% цены падали на 0,35%. Глава регулятора Эльвира Набиуллина тогда не согласилась с мнением Решетникова и назвала снижение уровня потребительских цен коррекцией после резкого взлета, который произошел в конце февраля — начале весны.

В итоге цены действительно стабилизировались и никакой дефляционной спирали не произошло.

Но есть и другие примеры. Великая депрессия в США продлилась с 1929 по 1939 гг. и началась с кризиса в финансовой сфере. Предприятия и банки стали закрываться, люди остались без работы и средств к существованию, уровень жизни упал. Спрос на продукты и услуги снизился до минимумов. Например, если в середине октября 1929 г. фунт пшеничной муки стоил в среднем 5,2 цента, а говяжий стейк без костей — 52,5 цента, то в марте 1933 г. — 2,9 и 24,7 цента соответственно. В целом за время спада цены снизились на треть.

Япония столкнулась с дефляцией в 1990 г. Министерство финансов страны опасалось пузыря на фондовом рынке и в секторе недвижимости и решило поднять ключевую ставку с 2,5% до 6%. Из-за сильного повышения пузырь лопнул, за три года фондовый рынок рухнул на 62%. К 1999 г. стоимость земли в Японии упала на 70%, а недвижимости — на 65%.

В 2013 г. в Греции резко обвалились цены, началась дефляция. К 2015 г. потребительские товары стали стоить на 4–8% дешевле. Части малого бизнеса пришлось закрыться из-за невозможности дальнейшей работы в этих экономических условиях.

Больше полезной информации для инвесторов вы найдете на BCS Express.