Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Как израильтяне спаслись из Египта?

Оглавление

Нет никаких записей египетских историков о том, как израильтяне избежали египетского плена. Так как же израильтяне избежали Египта?

Выход израильтян из Египта является одним из самых знаковых событий в иудаизме, и он сохранил свое значение в более поздней христианской традиции. Несмотря на то, что существует множество проблем с историчностью библейского рассказа, изображения Моисея, разделяющего Красное море, сохранились в картинах и фильмах, изображающих эту сцену. Египетских записей о таком событии не существует. Есть ли доказательства массового исхода израильтян из Египта, как описано в Библии? Могут ли историки достоверно определить, как израильтяне бежали из Египта?

Библейское повествование

«Переход через Красное море», Никола Пуссен, 1634. Источник: Wikimedia Commons
«Переход через Красное море», Никола Пуссен, 1634. Источник: Wikimedia Commons

Согласно библейскому повествованию, Моисей встретился с египетским фараоном в сопровождении Аарона, чтобы попросить его освободить израильтян. После каждого отказа Бог поражал Египет казнью, которая заставляла фараона обещать освобождение израильтян. После десятой казни, во время которой умерли старшие сыновья тех, кто не помазал косяки и перекладины дверей кровью агнца, фараон согласился отпустить израильтян. Вскоре после того, как он отпустил израильтян, фараон послал за ними свои армии. Израильтяне оказались в ловушке между армиями фараона и Красным морем.

Благодаря божественному вмешательству Красное море расступилось, и израильтяне смогли перейти на другую сторону по суше. В Исходе 14:21 говорится: «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды». Библейское повествование говорит о том, что «воды были им стеною по правую и по левую сторону» (ст. 22).

«Армия фараона, поглощенная Красным морем», Фредерик Артур Бриджмен, 1900 г.
«Армия фараона, поглощенная Красным морем», Фредерик Артур Бриджмен, 1900 г.

Египетские армии, преследуемые по пятам и находящиеся на колесницах, могли бы легко догнать израильтян. Они вошли между стенами воды, через которые израильтяне прошли незадолго до этого. Однако колеса их колесниц застряли, вызвав затруднение. Это препятствие повергло египетские армии в панику. Они почувствовали божественное вмешательство в действии и попытались бежать из своего затруднительного положения, вернувшись на берег на египетской стороне.

По повелению Бога Моисей снова простер руку, и воды Красного моря внезапно вернулись, поглотив египетские армии. Египетская армия была уничтожена, включая фараона. Израильтяне теперь были свободны от своих поработителей и могли пересечь пустыню к обетованной земле.

Говорят, что все это испытание произошло ночью. Ветер дул всю ночь, и египетские армии вошли между стенами воды во время утренней стражи, которая была последней из ночных стражей, длившихся до рассвета.

Теории Исхода

Израиль в Египте, Эдвард Пойнтер, 1867.
Израиль в Египте, Эдвард Пойнтер, 1867.

Библейское повествование не содержит критических подробностей о периоде и месте исхода. Оно не определяет, какой фараон правил в то время, но ученые полагают, что это был, скорее всего, Рамзес II.

Отсутствие каких-либо упоминаний об исходе в египетских записях неудивительно. Египтяне, как и многие другие народы, опускали постыдные потери и неудачи в своих записях. Потеря целой нации рабов была бы пятном на имени фараона, который в остальном был известен великолепными архитектурными подвигами, совершенными во время его правления. Строительство этих зданий предположительно было осуществлено самими евреями.

Что касается местоположения переправы, течение времени и изменение типографии из-за таких факторов, как заиливание и рост болот, могли изменить береговую линию и похоронить любые свидетельства переправы. Тем не менее, различные ученые предлагают различные возможные места переправы, которые варьируются от залива около Средиземного моря до южной Акабы в проливе Тиран. Возможные точки переправы можно разделить на четыре категории.

Северный прибрежный маршрут

Переход евреев через Красное море, Иван Айвазовский, 1891.
Переход евреев через Красное море, Иван Айвазовский, 1891.

Некоторые ученые посчитали сомнительным перевод еврейского термина «Ям Суф» как Красное море. На самом деле этот термин переводится как Тростниковое море. Если это верно, то мелкая болотистая местность, выстланная тростником, недалеко от Средиземного моря является возможным местом для переправы. Даже в этом случае точное местоположение такого Тростникового моря неясно. Однако постоянный ветер может обнажить мелководные участки в таком озере и высушить его.

Даже без точного местоположения такого тростникового моря гипотеза сталкивается со значительными проблемами в библейском повествовании. Хотя мелководное Тростниковое море может объяснить, что израильтяне смогли его пересечь, сопоставить такое место со стенами воды сложно. Также было бы чудом, если бы вся египетская армия на колесницах утонула в мелком болоте, которое израильтяне пересекли пешком в тот же вечер.

Кроме того, Исход 13:17 говорит: «Бог не повел их путем земли Филистимской, хотя она была близко». Поскольку они вышли из Гесема в северном Египте, их маршрут, похоже, вел на юго-восток, чтобы избежать филистимлян на пути к обетованной земле. Поэтому северный маршрут маловероятен.

Горькие озера

Моисей разделяет Красное море, 1552 год.
Моисей разделяет Красное море, 1552 год.

К северу от Суэца находится область, известная своими мелкими солеными озерами. Некоторые из них высохли после строительства Суэцкого канала, но эти озера могли быть достаточно глубокими, чтобы колесничие могли утонуть.

Невозможно точно узнать, насколько большими были эти озера тысячи лет назад. Для того, чтобы израильтяне разбили лагерь у «Тростникового моря» на четыре дня после его пересечения, такое озеро должно было быть значительного размера. Вполне возможно, что такое озеро могло бы создавать стены из воды, если бы было достаточно глубоким и разделенным. Этот вариант оставляет много возможных точек пересечения, которые могут находиться в милях от любого водоема вокруг сегодня.

Суэцкий канал

Израильтяне отдыхают после перехода через Красное море, Кристоффер Вильгельм Эккерсберг, 1815.
Израильтяне отдыхают после перехода через Красное море, Кристоффер Вильгельм Эккерсберг, 1815.

Израильтяне могли бы достичь Суэцкого залива в те дни, когда фараон отпустил их. Сегодня Суэцкий залив имеет мелководный участок, который пересекает залив глубиной всего десять метров. Возможно, тысячи лет назад было еще меньше. Если бы армии Рамзеса приблизились к израильтянам с запада в Адабии, они оказались бы в ловушке между морем на севере и востоке и горами на юге.

Сегодня они все еще были бы в Египте, если бы пересекли его, но Синайский полуостров был чужой землей во времена правления Рамзеса II. Переход занял бы несколько часов пешком. Сухопутный мост высохшего морского дна, если Адабия является правильным местоположением и его нынешняя ширина была такой же, составляет приблизительно девять километров (5,5 миль).

Акабский залив

Израильтяне после перехода Красного моря, картина Иеронима Франкена III, 17 век.
Израильтяне после перехода Красного моря, картина Иеронима Франкена III, 17 век.

Сам залив Акаба предлагает несколько возможных точек пересечения. К северу от залива пара озер могла быть местом пересечения. Несколько названий, связанных с этой областью, соответствуют местам, которые израильтяне посетили во время своего путешествия.

Нувейба в центре Акабы — это возможно. Рон Уайетт сделал много заявлений о том, что это точка пересечения. Многие из его заявлений оказались ложными, и у него нет археологических доказательств, подтверждающих другие. Тем не менее, фотографии предполагаемых колес колесниц, обнаруженных под водой, приобрели известность в Интернете и в социальных сетях. При минимальной глубине 800 м для пересечения здесь потребовался бы крутой спуск и подъем на другой стороне. Учитывая количество израильтян, такой подвиг был бы крайне маловероятен из-за некоторых пожилых людей и детей в их рядах.

Пролив Тиран на юге Акабы был бы самым узким местом для перехода. Эта точка перехода, самая дальняя из предложенных, маловероятна для рассматриваемых временных рамок. Рельеф моря здесь сделал бы пересечение невозможным сегодня из-за коралловых рифов. Однако во времена Моисея он мог выглядеть совсем иначе.

Заключение

«Израильтяне покидают Египет», Дэвид Робертс, 1830.
«Израильтяне покидают Египет», Дэвид Робертс, 1830.

Библейское повествование о переходе Красного/Тростникового моря не дает достаточно информации, чтобы точно определить, где это произошло. Есть несколько возможностей, но нет доказательств, подтверждающих какую-либо из теорий. К сожалению, некоторые из самых популярных теорий, предложенных в Интернете и социальных сетях, не имеют надежных археологических доказательств, подтверждающих их. Недостаточно доказательств, чтобы определить, где могли произойти эти события.