Найти в Дзене
Мир глазами пенсионерки

-Ты сама решила уйти или все-таки Сашка сообщил, что едет с женщиной домой?

Клавдия весь вечер не находила себе места. Дочь позвонила и с явной радостью в голосе сообщила, что Сашка у нее уехал в свой первый рейс и так далеко, в Читу. Сначала тещу охватил ужас, сейчас такие опасные дороги, то и дело передают сводки о ДТП. Сказал бы, что жили бедно? Нет, Александр работал у фермера, получал неплохую зарплату, вон какие хоромы построили, мебель всю новую купили. Вот что еще нужно? Конечно, поздно уже шашками махать, но с утра обязательно сходит и вставит дочери ума. Не дай бог останется с тройкой одна? Молодая совсем еще, идет только двадцать шестой год. Не спорит, Клавдия была против третьего внука. Ладно бы, дочка родилась, а то три пацана. Но своего ума Ленке не вставишь. Она же грамотная, в жизни хорошо разбирается, у нее же льготы, как у многодетной. Какие там льготы, кот наплакал. А сейчас дети начнут подрастать. Это сколько им одежды надо. В современных семьях младшие не донашивают вещи за старшими, всем новье подавай. Клавдии хоть за голову хватайся, а

Клавдия весь вечер не находила себе места. Дочь позвонила и с явной радостью в голосе сообщила, что Сашка у нее уехал в свой первый рейс и так далеко, в Читу. Сначала тещу охватил ужас, сейчас такие опасные дороги, то и дело передают сводки о ДТП.

Сказал бы, что жили бедно? Нет, Александр работал у фермера, получал неплохую зарплату, вон какие хоромы построили, мебель всю новую купили. Вот что еще нужно? Конечно, поздно уже шашками махать, но с утра обязательно сходит и вставит дочери ума. Не дай бог останется с тройкой одна? Молодая совсем еще, идет только двадцать шестой год.

Не спорит, Клавдия была против третьего внука. Ладно бы, дочка родилась, а то три пацана. Но своего ума Ленке не вставишь. Она же грамотная, в жизни хорошо разбирается, у нее же льготы, как у многодетной. Какие там льготы, кот наплакал. А сейчас дети начнут подрастать. Это сколько им одежды надо.

В современных семьях младшие не донашивают вещи за старшими, всем новье подавай. Клавдии хоть за голову хватайся, а Ленка подсмеивается, еще и прибавляет, чтоб мать раззадорить:

- Сколько бог даст, все наши с Сашей будут.

Клавдия не была против того, что ее дочь встречалась с Сашкой, наоборот, гордилась, что Лена выбрала хорошего парня из порядочной семьи. Мать его работала заведующей детским садиком, отец в местной Администрации. Александр учился в университете, а ее дочь в колледже, окончили учебные заведения в один и тот же год.

Так женщине хотелось, чтоб Лена осталась в городе. Из деревни вся молодежь ринулась уезжать, работы не, сельхозпредприятие обанкротилось, фермерские хозяйства еще не набрали силу, не раскрутились, да и не было у них столько мест, чтоб всех обеспечить работой.

Со сватами договорились, что общими усилиями помогут купить квартиру. Клавдия давно начала откладывать деньги. Сын живет далеко. Лешка окончил военное училище, в одном из гарнизонов познакомился с дочкой командира, женился. Поэтому душа у женщина за сына не болела, там есть кому об Алексее позаботиться.

Конечно, можно было и на Лену закрыть глаза, все-таки уже взрослая, пусть устраивает жизнь по своему усмотрению, но не хотелось ударить в грязь лицом перед сватами. Свадьбу играли в складчину. Уже подыскали подходящую квартиру, как зять заартачился и сказал, что в городе он жить не собирается.

Хотела Клавдия возмутиться, а что ему делать в деревне с политехническим образованием. Но Сашку переубедить было невозможно. Ленка тоже мать не слушала, порой резко отвечала, чтоб та не лезла в их семью.

Александр устроился водителем в Администрацию, а Лена пошла работать в библиотеку, пришлось ей поступать на заочное отделение, переучиваться. Сват постоянно твердил, что пусть начинают с этого, постепенно встанут на ноги, а там, гляди, организуют свое фермерское хозяйство, он им поможет.

Заработок зятя не удовлетворял, и он перешел к фермеру, который занимался одними зерновыми. Зиму калымил, занимался извозом. Клавдия примирилась. А вот когда Ленка начала рожать одного за одним, тут встрепенулась, но молодежь настырная, трудно ее переубедить. Считала, что их родители живут прошлым веком. В это время надо не напором брать высоты, а искать в жизни лазейки, чтоб достичь желаемого безболезненно.

Переубеждать не стала, тем более зять взялся за строительство дома, сват ему активно помогал, Клавдия тоже не оставалась в стороне, все сбережения отдала на стройматериалы. Помогала с внучатами. Корову продавать не стала, парное молоко для мальчишек полезно, чтоб росли крепенькими здоровыми.

Всегда держала двух поросят, а в этом году купила трех, и кур с полсотни было в ее хозяйстве. Раньше излишки часто продавала, а теперь редко получалось выходить в центр, на пятачок, где была организована торговля.

Дом у зятя получился на загляденье. Вот только под огород оставили две сотки. Сват успокаивал Клавдию, что это не проблема. Станут старше, дети подрастут, тогда распашут нужную площадь.

- Лена с детьми, сама знаешь, когда ей огородом заниматься. Мы с тобой поднапряжемся, голодными наши дети и внуки не останутся. Санек с раннего утра до позднего вечера на работе. – Клавдия с его доводами согласна.

Дочь постоянно хвалилась, что Эльвира Петровна помогает по дому, полы моет, гладит. Часто приносит ужин. Она только радовалась тому, что сваты у нее такие замечательные. Одно непонятно, почему не остановили сына от такой рискованной затеи. Клавдия своему Лешке никогда бы не разрешила заниматься такой опасной работой.

Каких только мыслей за ночь не было в голове у Клавдии. Образованным, именно так про себя она называла сватов, доказывать что-то бесполезно. Как бы ни показывали свою заботу о семье сына, но это не родная мать, которая день и ночь думает о дочери.

Уснула только под утро. Проспала бы, если бы закрыла окно на ночь. Спасибо горластому петуху, который ее разбудил. Не помнит, как подвязывала на голову косынку, брала подойник. Ей показалось, что она проснулась только тогда, когда Зорька ее ударила хвостом по лицу.

В общем, утро у нее было суматошное. Едва все успела сделать до работы. Сама-то Клавдия работала в местной школе завхозом. Хоть и лето, а ремонт кипит, везде нужен глаз да глаз.

Директор летом им сократил рабочее время, в пятнадцать часов Клавдия была свободна. Решила сразу зайти к дочери, узнать, как у нее дела. Посидит с внуками, маленькому-то Павлику всего восемь месяцев. Лена только что уложила на обеденный сон детей, а с младшим вышла в палисадник, чтоб старшие поспали подольше.

Там ее Клавдия и встретила. Сунула в свободную руку пакет с фруктами, и заагукала с Павликом, который так радостно улыбался бабушке.

- Где ж у твоего папки голова-то, такого малютку оставить, такую красотулечку.

- Мам, ты зачем пришла? Понянчиться или читать лекции? – Лена поднялась, чтоб уйти.

- Дочь, но у матери же сердце кровью обливается. Мало того, что муж тебя оставил с мелкотней, так еще неизвестно, когда приедет и что привезет. Работал бы по-тихому у фермера, все-таки всегда у тебя на глазах.

- Подожди, а это ты сейчас к чему сказала? – Елена прищуренными глазами пристально смотрела на мать.

- Сама же поняла. Мужик, как только за порог, сразу холостой, на лбу у него не написано, что он многодетный отец.- Ничего подобного Лена от матери еще не слышала, поэтому была очень удивлена.

- Если мужчина гулена, он везде найдет себе женщину.

- Об этом можешь не говорить. Вот на кого твой Сашка смог бы обратить внимание здесь? Ни одна с тобой не сравнится. А это же дорога. Или не слышала, какие соблазнительные девицы стоят вдоль нее?

- Мам, давай закроем эту тему. Не надо так плохо думать о людях. У нас с Сашей любовь еще не угасла. Он только вчера уехал, а уже четыре раза позвонил и постоянно шлет смс, какие места проехал.

- Ты ему напиши, чтоб меньше отвлекался, пусть больше на дорогу смотрит, лихачей везде развелось. Тем более едет по незнакомой местности.

- У него есть навигатор. Или ты о таком приложении в телефоне никогда не слышала?

- Ладно, больше ничего не буду тебе говорить.- Клавдия сделала вид, что надулась. Но Лена знала, что мать не умеет и не любит долго обижаться. Гляди, часа через два прибежит, и они будут общаться, как ни в чем ни бывало.

Матери не было два дня, и Елена забеспокоилась. Позвонила ей, она сухо ответила, что у нее все нормально. Не надо звонить и отвлекать ее от работы.

Дочь и не думала, что ей будет так тяжело. Свекровь заходила каждый день, помогала, порой задерживалась, пока не искупает старших внуков и не уложит спать. Приближалась ночь, а молодой женщине хоть волком вой, так тоскливо на душе. Раздражалась при каждом звуке Павлика, которому надо было гулять, когда у матери глаза слипались.

Часто ругала себя за то, что Сашка устроился дальнобойщиком, чтоб осуществить их общую мечту: они хотели открыть в коттеджном поселке кафе. Эту идею им подсказал отец мужа. У фермера таких денег не заработать.

Александр с каждым днем ей звонил все реже, больше двух сообщений в сутки не присылал, ее сердце просто разрывалось от боли. Могли бы взять кредит, а потом потихоньку бы расплатились, но Эльвира Петровна запретила им лезть в эту кабалу.

Чтоб как-то облегчить себе душу, Лена все-таки решила сходить к матери и поплакаться на ее плече. Артему уже пятый пошел, он очень любил, когда мама его выпускала за двор. Бегал с сачком за бабочками. А вот Тимофея невозможно было оторвать от своей юбки, хотя сыну уже три года, он же должен исследовать все, что его окружало.

Павлик в коляске, Тимофея держала за руку, а старший бежал впереди, и, как маяк, показывал им дорогу. Пешком первый раз многодетная мама идет в родительский дом. Раньше они ездили с мужем на машине.

Клавдия увидела дочь и пошла ей навстречу. Лена выглядела очень замученной, уставшей. Матери показалось, что лицо дочери опухло от слез. Так ей хотелось сказать: «А я же говорила», но промолчала.

- Доченька, - первым бабушка обняла Артема, Тимофей подошел к ней неохотно, а маленький внук заснул по дороге. Целуя и прижимая к себе мальчишек, взор был направлен на Елену.- Расскажи, что случилось. Тебе легче станет. Я ведь вижу, что ты сама не своя.

- Мам, да все нормально. Просто переживаю, почему ты не приходишь в гости. – Лена поняла, что не может держать в себе все, что ее беспокоит, ей надо поделиться с мамой своими переживаниями.

- Пойдем в дом, а то Артем еще куда-нибудь залезет. За ним трудно уследить, - Клавдия всегда про запас держала в холодильнике шоколадки, этим и заманила старших внуков в дом. Кроме того, купила сдобу в магазине себе на ужин. Тут же поставила чайник, разрезала булочки…

- Да, мам, ты права, очень мне тяжело одной. Вроде бы свекровь приходит, помогает. Я постоянно себя ругаю, зачем родила третьего.

- Но это ты брось, Павлик подрастет, тебе легче будет. И Сашка вернется, оставляй его дома. Я себя уже много раз ругала за то, что напридумывала себе и тебе разбередила душу. Мужика всегда надо держать рядом, как цепного пса.

- Мам, мы же не с бухты-барахты решились на дальнобой. Мальчишки подрастают. Об одежде я не говорю. Им обязательно нужно развитие. На все же нужны деньги…

- Ты хочешь сказать, что Сашка вечно теперь будет колесить по стране?

- Нет, мы хотим в Первомайке открыть кафе. Поселок практически рядом с городом, мимо него проходит трасса. Сама понимаешь, здание строить самим, это все очень трудно осилить, - Клавдия немного содрогнулась от такой новости.

- Кто вас из города заставлял уезжать, а? Почему вы никогда не слушаете старших? Сейчас бы там и развернулись. А деревня, есть деревня. Ну ничего, главное, чтоб все у вас удачно было. – Клавдия до самого приезда зятя ни словом больше не обмолвилась о том, что Сашка может найти себе любовницу.

За лето зять привез немало денег, в зиму занялись оформлением документов на землю, залили фундамент, к осени следующего года здание уже было готово, завезли оборудование, всем этим занимался свекор.

Лена начала просить мужа, чтоб он ушел с работы и занялся своим делом.

- Ты сбрендила, что ли? Продукты на что будешь покупать, зарплату рабочим платить, где деньги брать. Запомни, первый год редко какое кафе не идет в минус. У нас должен быть прочный фундамент. Минимум еще два года мне придется колесить.

- Скажи Эльвире Петровне, пусть возьмет в садик Артемку с Тимошкой. Все мне легче будет, - такого ехидного выражения лица Лена у мужа никогда не видела.

- Спать, что ли устаешь? Мать говорит, как ни придет, ты вечно сонная.

- Артемке на будущий год в школу, его нужно подготовить, - так хотелось Елене разжалобить мужа, напомнить, что у него есть дети, а то последнее время он совсем про них забыл.

- А ты на что, занимайся сама, безграмотная стала, или лень тебя обуяла? Хватит малолеткой прикидываться, - молодой женщине показалось, что чувства мужа к ней совсем остыли. Он ни разу ее не обнял, не пожалел, она слышала от него одни обвинения.

Лена и раньше знала, что Сашка любит, когда все вокруг делают так, как он хочет. А когда что-нибудь идет не по его плану, злится. Но поверить в то, что муж изменился, потому что у него появилась женщина на стороне, не могла. Вернее, не хотела в это верить.

Но дошло до того, Александр перестал ей переводить деньги на карту, объясняя все это тем, что жена их спускает на ветер. Теперь продукты приносила свекровь, и Лена должна варить только из этих продуктов.

Клавдия заметила, что дочь перестала улыбаться. Взгляд ее был мрачнее черной тучи. А тут она услышала краем уха в магазине, якобы Элька где-то проболталась, что недолго их снохе осталось нежиться, у Сашки есть женщина, которая давно в ресторанном бизнесе. Пусть немного старше его, но серьезная и грамотная.

Сначала думала, что все завидуют ее дочери, деревенским бабам только повод дай, такого насочиняют. В то же время чувствовала свою вину, потому что последнее время старалась не лезть в жизнь дочери, хотя сердцем догадывалась, что это добром не кончится.

Клавдия не думала, что Лена узнает о слухах, которые буквально летали по поселку. Дошло до того, что все стали осуждать не Сашку, а Ленку, потому что она без мозгов, нарожала троих, вот пусть теперь и нянчится.

Кто-то говорил, что она пузом на себе женила сына богатеньких родителей, пусть теперь и умывается слезами. Чего только не пришлось выслушивать Клавдии. Представляет, каково дочери, если она узнает все о муже.

Пока шла к Лене, для себя уже все решила: алименты зять будет платить хорошие, дом разделят пополам, кафе тоже. Как никак, Клавдия нимало и своих сбережений вложила. Есть свидетели, когда она передавала деньги свату. Как будто чувствовала. Как-то раз он ее даже упрекнул:

- Ну что ты, Клавдия, все выставляешь напоказ. Эти же деньги идут нашим детям, зачем людям-то знать, помогаешь ты дочери или нет?

- Нет, Геннадий. Жизнь сейчас такая. Живут, живут, а потом разбегаются. – Клавдия как будто в воду смотрела.

Дочь стояла посреди трех чемоданов, мать нахмурилась.

- А ты куда собралась?

- К тебе. Сейчас Семен приедет, поможет все перевести, - Клавдии странным показалось то, что дочь так равнодушно, спокойно обо все говорит, а она надеялась ее увидеть бьющейся в истерике.

- Прости, я чего-то не понимаю? Ты сама решила уйти или все-таки Сашка сообщил, что едет с женщиной домой?

- Мам, вот веришь, я настолько устала от всего этого, что мне стало все равно, приедет он или нет. Свекровь уже достала, - Клавдия не дала Лене договорить, оборвала на полуслове.

- А я тебе говорила, что свекрови они такие, мягко стелют, да жестко спать, а ты мне, что Эльвира не такая. Мать в глаза говорит правду, а свекрови за глаза, да слухи по деревне пускают.- Тут раздался сигнал остановившейся машины, через пару минут вошел одноклассник Елены, взял в руки чемоданы, Клавдия вынесла узлы с зимней одеждой для внуков…

Внуки недолго привыкали к новой жизни. Как-то освоились за два дня. Клавдия заметила, что у нее мальчишки ведут себя гораздо тише, чем дома.

Время идет. От Сашки ни слуха, ни духа. Клавдия помогла собрать Артема в первый класс. Лена решила все-таки пойти на серьезный шаг – развод. Весь процесс длился около полугода. Возможно, все бы разрешилось и раньше, но свекор со свекровью постоянно вставляли спицы в колеса, находили всякие зацепки, чтоб все имущество не делить по полам. Клавдия их стыдила, потому что совсем не думают о внуках.

- Лена-то вышла на работу, себя обеспечит, а вот сынок-то ваш, их отец, скрывает свои доходы. Не годится, сваты, такое. Мальчишки подрастут, я молчать не буду, все расскажу, как вы их хотели пустить по миру…

Через год родители Александра выставили на продажу здание кафе, которое не проработало и дня. Хозяин остался в Сибири, сошелся с женщиной намного старше себя. Одумается мужчина через три года, вернется домой, но Лена его не простит и запретит подходить к детям. У мальчишек тоже не было желания общаться с отцом. А Павлик практически его и не знал.