Найти в Дзене
СВОЛО

Правда ли это про Высоцкого

Что его убил КГБ? Что: «Дело в том, что последние полтора года жизни, 1979-1980, Высоцкий занимает все более резко очерченную антисоветскую позицию» (https://streithahn.livejournal.com/538362.html). У меня есть план, как последнее проверить. – Я очень много писал о творчестве Высоцкого. Я просто просмотрю резюме своих статей по творениям этих полутора лет – и всё станет ясно: нужно было КГБ его убивать или нет. Рассматривать буду ту часть КГБ, которая не вознамерилась вернуть страну к рынку, чтоб занять стране более достойное место среди ядра капитализма. Вы ж, читатель, знаете, что в КГБ было правое крыло, и что под его руководством в стране произошла реставрация капитализма? Верность этой логики я проверю по себе. Я был минивысоцкий. А дело имел, думаю, с левыми КГБ-шниками. Чтоб вы, читатель, признали меня минивысоцким, вам надо на минуту хотя бы признать, что Высоцкий был левым диссидентом в числе других левых: Визбора, раннего Окуджавы и др. Признать можно по такому соображению (т

Что его убил КГБ?

Что: «Дело в том, что последние полтора года жизни, 1979-1980, Высоцкий занимает все более резко очерченную антисоветскую позицию» (https://streithahn.livejournal.com/538362.html).

У меня есть план, как последнее проверить. – Я очень много писал о творчестве Высоцкого. Я просто просмотрю резюме своих статей по творениям этих полутора лет – и всё станет ясно: нужно было КГБ его убивать или нет. Рассматривать буду ту часть КГБ, которая не вознамерилась вернуть страну к рынку, чтоб занять стране более достойное место среди ядра капитализма. Вы ж, читатель, знаете, что в КГБ было правое крыло, и что под его руководством в стране произошла реставрация капитализма?

Верность этой логики я проверю по себе. Я был минивысоцкий. А дело имел, думаю, с левыми КГБ-шниками.

Чтоб вы, читатель, признали меня минивысоцким, вам надо на минуту хотя бы признать, что Высоцкий был левым диссидентом в числе других левых: Визбора, раннего Окуджавы и др.

Признать можно по такому соображению (только не смейтесь).

Художественный смысл (рождавший их творения подсознательный идеал) левых авторских песен в моих мозгах сложился кратко, из двух слов, как настоящий социализм. То есть ежедневное увеличение дозы самоуправления и самодеятельности за счёт государства при попустительстве государства вплоть до исчезновения самого государства, что и будет наступлением коммунизма. И вот не очень давно, слушая историка Евгения Спицына, я слышу, что Ленин не был государственником и что это видно по его работе «Государство и революция». – Я – проверять. Оказалось, я эту книгу не читал (не знаю, как выкрутился в институте, неминуемо на марксизме-ленинизме её проходили). – Читаю – правда. Ленин, вслед за Марксом, называл социалистическое государство отмирающим. А Спицын сказал, что Ленин писал эту книгу в Разливе, точно перед Октябрьской Революцией, и отказался от этой концепции на следующий день после победы этой революции. – Опа! – А я и не знал. Я не мог не оценить правоту Ленина. И выход для себя и левых авторов самодеятельной песни нашёл в том, что к 60-м годам наступил ядерный паритет со США, следовательно, можно было хотя бы в гуманитарной области с тоталитаризмом заканчивать. И переставать гнобить движение авторской песни, хотя бы левое её крыло. А гнобили. Я лично участвовал на двух слётах КСП (клубы самодеятельной песни) и подчинялся манёврам наших руководителей, стремившихся нас избавить от слежки агентов КГБ. И когда читал этим КСП-шникам свои доклады, на сходку приглашался не абы кто, а люди, не вызывавшие подозрения, что они связаны с КГБ.

Вы, читатель, признали меня минивысоцким?

Теперь вам предстоит признать, что я столкнулся с левыми КГБ-шниками.

Донесла на меня сослуживица. Я устраивал, например, решения профсобрания, противоречащие воле начальника отделения. Сослуживица пожаловалась своему мужу, куратору КГБ по нашему НИИ, а он принял меры. И оба вполне рационально думали, что единоначалие для страны полезнее самоуправления. Их устраивал тот социализм, который левых диссидентов не устраивал. Он распорядился меня уволить «по собственному желанию». Меня стали гнобить, но я терпел, и меня терпели. Всё-таки гражданская активность официально поощрялась. Плюс я сдался и с бунтов перешёл на искусствоведение, пронизанное левым диссидентством, что показывал только знакомым. То есть – внешне затих. Плюс мне симпатизировала (как это стало очевидно, когда я через много лет увольнялся) дочка начальника Первого отдела, фронтовика, не могшего стать правым. Плюс мне симпатизировал пом директора института по кадрам за то, что я раз принял одну его техническую идею. А он сразу после войны уничтожал «лесных братьев» и тоже не мог стать правым. Они оба раз по случаю устроили мне разговор по душам, выявляя мою благонадёжность, и поняли, что я по большому счёту свой. В результате куратор КГБ по НИИ не стал настаивать на исполнении своего распоряжения, а пом директора прекратил отодвигать меня в очереди на получение кооперативной квартиры, и я её получил. Правда, 9 лет мне зарплату не поднимали, когда всем – поднимали. – Вот вам отношение левого КГБ к минивысоцкому.

То же, ожидаю, и с просто Высоцким, если его вещи последних лет вдохновлены оппозицией не к власти, а к народу, который он никак не может пробудить к гражданской активности своими песнями-криками.

Что там у меня с ними:

«Вариация на цыганские темы» 1980 – против делячества всех. Идеал типа трагического героизма – настоящий социализм.

«А мы живём в мертвящей пустоте» 1979-1980 – лучше умереть, чем капитализм.

«Я никогда не верил в миражи» 1979-1980 – то же.

Хм. Больше ничего не нашлось*.

То есть, как мы договорились выше, никакого расчёта у левых КГБ-шников убить Высоцкого не было. Значит, и не убивали. А правые (и в верхах) занимались другим – системной работой против строя.

23 января 2025 г.

*- Но могло ж случиться, что что-то из этих 1979-1980 годов вам не попалось?

- Могло. Сейчас проверю по списку.

В белье плотной вязки,

В шапчонке неброской,

Под буркою бати —

Опять шерстяной —

Я не на Аляске,

Я не с эскимоской —

Лежу я в кровати

С холодной женой.

.

Идёт моей Наде

В плетёной рогоже,

В фуфайке весёлой,

В китайском плаще.

И в этом наряде

Она мне дороже

Любой полуголой,

А голой — вообще!

.

Не нашёл сатана денька,

Всё зимы ему мало!

Нет, напакостил в праздник точь-в-точь!..

Не тяни же ты, Наденька,

На себя одеяло

В новогоднюю ночь!

.

Тьфу в нас, недоеных,

Чего мы гундосим!

Соседу навесить —

Согреться чуток?

В центральных районах

В квартирах — плюс восемь,

На кухне — плюс десять,

Палас — как каток .

.

Сожгём мы в духовке

Венгерские стулья

И финское кресло

С арабским столом!

Где надо — мы ловки:

Все прём к себе в улья,

А тут, интересно,

Пойдём напролом?

.

Вдруг умы наши сонные

Посетила идея:

Десять — это же с водкой полста!

Наливай же гранёные,

Да давай побыстрее!..

Вот теперь красота!

1979

По-моему, это – сатирическое произведение о том, как даже бытие не определяет сознание. Вот самые свежие примеры. Ну как остаются в атакуемых россиянами украинских городах ждуны? Укры (назовём так политическую нацию, которая образовалась на территории, названной президентом Кучмой Антироссией) ждунов же ненавидят. Неужели ждуны на грядках что-то выращивают, пока длится несколько месяцев выдавливание укров из каждого отдельного дома (в подвале которого сидят ждуны)? Или, наоборот, донбасцы у линии соприкосновения в течение 8 лет (с 2014 по 2022). Почему они не удирали в Россию? Русские что: особо терпеливые? А укры? Эти почему воюют, а не восстают при соотношении потерь 5 или 10:1, если не хуже?

Высоцкий – с подсознательным идеалом (тут переползшим в сознание, раз сатира) гражданской активности и самоуправления терпение и гражданскую пассивность советских людей не-на-видит. Но он же художник. Ну так выразить эту ненависть… похвалой за то, как умудряются терпение сохраниять – водку пить. А терпение к жене, как обычно, уже надоевшей, сохранить – не видеть её голой за рогожей, фуфайкой и плащом.

Но как ненавидит Высоцкий народ, охваченный вещизмом, видно из того абсурда, что он выдумал: сжигание в… духовке изысканной мебели.

Убийство такого Высоцкого левому КГБ не нужно. Уж скорее – Марину Влади, жену его, любимую, не то, что Надя из стихотворения (Влади, правда, лишь после смерти мужа это написала, когда в СССР больше не жила), убить стоило. За то, что мысленно поощряла бунт людей (они костёр разожгли на дворе) против местной власти, допустившей аварию в теплоснабжении прямо перед Новым Годом (проигнорировали профилактический ремонт летом).

*

В стае диких гусей был второй,

Он всегда вырывался вперёд,

Гуси дико орали: «Встань в строй!»

И опять продолжали полёт.

.

А однажды за Красной Горой,

Где тепло и уютно от тел,

Понял вдруг этот самый второй,

Что вторым больше быть не хотел:

.

Всё равно, там и тут

Непременно убьют,

Потому что вторых узнают.

А кругом гоготали: «Герой!

Всех нас выстрелы ждут вдалеке.

Да пойми ты, что каждый второй

Обречён в косяке!»

.

Бой в Крыму: всё в дыму, взят и Крым.

Дробь оставшихся не достаёт.

Каждый первый над каждым вторым

Непременные слёзы прольёт.

.

Мечут дробью стволы, как икрой,

Поубавилось сторожевых,

Пал вожак, только каждый второй

В этом деле остался в живых.

.

Это он, ё-моё,

Стал на место своё,

Стал вперед, во главу, в остриё.

Если счётом считать — сто на сто,

И крои не крои — тот же крой:

«Каждый первый», — не скажет никто,

Только: «каждый второй».…

.

Всё мощнее машу: взмах — и крик

Начался и застыл в кадыке!

Там, внизу, всех нас — первых, вторых —

Злые псы подбирали в реке.

.

Может быть, оттого, пёс побрал,

Я нарочно дразнил остальных,

Что во «первых» я с жизнью играл

И летать не хотел во «вторых»…

.

Впрочем, я — о гусях:

Гусь истёк и иссяк —

Тот, который сбивал весь косяк.

И кого из себя ты ни строй —

На спасение шансы малы:

Хоть он первый, хоть двадцать второй —

Попадёт под стволы.

1980

Здесь похожий художественный смысл, как и в «Охоте на волков». Какой молодец этот активный, исключительный, кто всё понял. Он-то – молодец, но беда ж в том, что мы не молодцы! Нас – мордует Высоцкий.

Это не совсем правда, что он «с жизнью играл». Сверхчеловек, мол. Ну объективно получалось сверхчеловеком быть, раз остальные пассивные. Это от горечи за нас сказано, что и свехчеловеческое не помогло мямлям.

А что такое горечь относительно сегодняшнего дня? – Это, получается, вера в сверхбудущее, когда гражданская активность настанет-таки.

Такой – не мишень для левого КГБ.

*

Где девочки? Маруся, Рая, Роза?

Их с кондачка пришлёпнула ЧеКа,

А я — живой, я — только что с Привоза,

Вот прям сейчас с воскресного толчка!

.

Так что, ребята! Ноты позабыты,

Зачёркнуто ли прежнее житьё?

Пустились в одиссею одесситы —

В лихое путешествие своё.

.

А помните вы Жорика-маркёра

И Толика — напарника его?

Ему хватило гонора, напора,

Но я ответил тоже делово.

.

Он, вроде, не признал меня, гадюка,

И с понтом взял высокий резкий тон:

"Хотите, будут речь вести за Дюка?

Но за того, который Эллингтон"...

1980

Правильно пишут, что для фильма «Зелёный фургон» это не могло быть написано, т.к. в Одессе 20-х годов не знали этого в скором дудущем знаменитого джазиста.

Но. Закроем глаза. Ведь не научно-популярный фильм собирались снимать, а…

«Это было время в Одессе, когда зарождались эти песни – городской полублатной фольклор. "Цыплёнок жареный", "Мурка" – это же всё из того времени. Время было лихое. Ещё не было мощной Советской власти, и Одесса была, так сказать, на свободе. И вот Володя хотел это время снять» (https://v-vysotsky.com/Vysotsky_v_Odesse/text08.html).

А если добавить, что вариант был «снимать два фильма одновременно: один для заказчика, а другой – настоящий, такой, как хочется» (Там же).

А если добавить слова Высоцкого: «Сделать кино, как песню» (Там же).

То вполне а ля блатное песнетворчевтво можно представить как открытую форточку в душной комнате совковой гражданской пассивности. Можно заметить, какой ритм при сюжетных непотребствах. И решить, что такого левому КГБ убивать нечего.

*

Жан, Жак, Гийом, Густав -

Нормальные французы, -

Немного подлатав

Расползшиеся узы,

Бесцветные, как моль,

Разинув рты без кляпа,

Орут : "Виват, Жан Поль,

Наш драгоценный папа!"

.

Настороже, как лось,

Наш папа, уши - чутки.

Откуда что взялось -

Флажки, плакаты, дудки?

Страшась гореть в аду,

Поют на верхней ноте.

"А ну-ка, ниспаду

Я к вам на вертолете!"

.

"Есть риск - предупредил

Пилот там, на экране, -

Ведь шлепнулся один

Не вовремя в Иране".

.

"Смелее! В облака,

Брат мой, ведь я в сутане,

А смерть - она пока

Еще в Афганистане!" -

И он разгладил шелк

Там, где помялась лента,

И вскоре снизошел

До нас, до президента.

.

Есть папа, но была

Когда-то божья мама.

Впервые весела

Химера Нотр-Дама.

Людским химер не мерь -

Висит язык, как жало.

Внутри ж ее теперь

Чего-то дребезжало.

.

Ей был смешон и вид

Толпы - плащи да блузки...

Ан, папа говорит

Прекрасно по-французски.

Поедет в Лувр, "Куполь"

И, может быть, в Сорбонну,

Ведь папа наш, Жан Поль,

Сегодня рад любому.

.

Но начеку был зав

Отделом протокола :

Химере не сказав

Ни слова никакого,

Он вышел. Я не дам

Гроша теперь за папу.

Химеры Нотр-Дам,

Опять сосите лапу!

1980

Над Жан Поль Сартром, что ли, издевается Высоцкий? Тот 15 апреля 1980 года умер. Один из кумиров «новых левых», над вседозволенностью которых Высоцкий издевался ещё в 1978 году. В СССР над ними тоже смеялись, беря их самоназвание в кавычки. – За что ж Высоцкого убивать?

Мне надоело бесплодно искать. Я прекращаю.

24.01.2025.