Тёплый августовский вечер. Где-то вдали прокричал петух, уставшая собака лениво зарычала в ответ. Наталья Сергеевна сидела у окна и смотрела во двор, наблюдая, как Мурка греется на солнышке. Руки её привычно теребили платок. Она ждала сына.
— Мам, ты ведь понимаешь… — Михаил, высокий мужчина с немного усталым взглядом, пытался найти правильные слова. Он стоял перед матерью, почесывая затылок. — Нам будет сложно сейчас тебя к себе забрать, но мы что-нибудь придумаем.
— Поняла, сын. Мне нет места, — её голос был тихим.
Рита, жена Михаила, стояла позади мужа и сгорая от стыда пыталась успокоить свекровь.
— Наталья Сергеевна, ну поймите, дети у нас уже взрослые, — начала она, стараясь быть мягкой. — Нам нужно время, чтобы решить этот вопрос.
— Я всё понимаю, Рита, — женщина подняла глаза, полные обиды.
— Мам, — Михаил вскинул руки. — Не начинай, пожалуйста. Мы ведь ради твоего же блага. Там, в доме престарелых, забота, медсестры, всё рядом…
— А любовь там есть, Миша? — перебила его Наталья Сергеевна.
Михаил отвёл взгляд. Рита выдохнула, пытаясь взять ситуацию под контроль.
— Наталья Сергеевна, ну мы ведь будем навещать вас! Каждую неделю. Привезём всё, что нужно. Это ненадолго.
— Ненадолго?! — повторила старушка, сжимая платок ещё крепче. — Угу. Знаю я, как это бывает.
Михаил тяжело вздохнул. Ему не хотелось смотреть матери в глаза.
— Мам, ты сама видишь, как тяжело зимой в деревне одной. Я же не могу бросить работу и переехать. И ты болеешь часто… Мы просто… просто хотим как лучше. Это то, что мы можем сейчас, а дальше видно будет.
Наталья Сергеевна встала. Её старенькая фигура казалась ещё меньше на фоне тяжелого деревянного шкафа, который когда-то выбирал её муж.
— Ладно, делайте, как считаете нужным, раз у меня нет выбора. Лучше в доме престарелых, чем замёрзнуть в доме.
Она вышла из комнаты. Михаил сжал кулаки, стараясь держать себя в руках.
— Рита, это невыносимо! — прошептал он, когда мать ушла.
— Да мне тоже не по себе, но мы будем решать, не волнуйся. — шёпотом ответила Рита.
Скоро Наталья Сергеевна оказалась в доме престарелых.
~*~*~
В здании пахло аптекой и старыми обоями. Женщина устроилась в небольшой комнате с видавшей виды кроватью и узким шкафом. На стене висел крестик.
— Мам, как ты? — Михаил пришёл через три дня после переезда.
Принёс мёд, пряники, фрукты и банку варенья.
— Спасибо, сынок, — коротко ответила она. — Как дети?
— Всё хорошо, работают. А ты как? Всё ли устраивает?
— Всё хорошо Миша. Здесь тепло и общения хватает. Познакомилась с такими же, как я.
Мать говорила и в голосе чувствовалась такая боль, что у сына сжималось сердце.
— Вы главное навещайте меня, не забывайте, я ведь не одинока.
Михаил кивнул и быстро вышел. На душе был неприятный осадок от чего хотелось волком выть.
Дома все вместе собрались за ужином и стали решать, что делать. Все любили бабушку, просто, действительно не были готовы разместить ещё одного человека в своих 43 квадратах.
— Мы платим тысячу в день за дом престарелых и мать всё равно страдает. Хотя даже если бы бесплатно там жила, ей там не уютно. Нам нужно решить этот вопрос, — сказал Михаил.
— Ну у нас есть этот небольшой домик в деревне. Нужно вызвать риелтора, пусть оценит, — глядя на мужа сказала Рита.
— Да, нам нужно в ближайшее время приобрести квартиру побольше. Посмотрим какие сейчас цены на рынке и будем решать. Хоть у нас квартира и маленькая, но она в центре города, так что выручим неплохо, да и ремонт недавно делали.
— Если что я в деле, — сказал Денис, уверенно посмотрев на отца. — Кредит там платить или ипотеку я тоже смогу подкинуть.
Мать с отцом с гордостью посмотрели на сына. Михаил полгода назад окончил институт и нашёл хорошую работу в офисе. Парень был не глупый и директор увидев это поднял ему зарплату. За время работы Денис привёл в порядок все документы, исключил ненужные затраты и тем самым увеличил прибыль.
— А я пока не смогу помочь, недавно кредит взяла на следующее обучение, — сказала Соня. — Но в ближайшем будущем я с вами.
Лежа вечером в кровати родители обсуждали произошедшее за ужином.
— Какие у нас дети с тобой, Миш. Я так сегодня удивилась их поддержке, — сказала Рита и её голос дрогнул.
— Не плачь, значит мы всё делаем правильно. Сейчас ещё мать заберём и заживём все вместе. Мурку уже забрали, — сказал он подмигивая.
~*~*~
На следующий день Михаил с утра с риелтором осмотрели дом, сделали фото и обсудили цену.
— Дом хоть и старый, но ещё прочный, да и от города всего двенадцать километров, — сказал риелтор. — Выставлю сегодня на продажу, а там посмотрим. А через недельку и вашей квартирой займёмся.
Рита после работы просматривала объявления и отмечала подходящие. Трёхкомнатные квартиры по цене не сильно отличались от четырёх и поэтому они с Михаилом решили смотреть наилучший для них вариант.
Через три дня позвонил первый клиент на дом и риелтор приехал на встречу.
— Мне даже не сам дом важен, а его месторасположение. Я хочу небольшую пасеку разместить, а здесь как раз и лес рядом и поля, если в цене немного подвинетесь, то готов купить.
— Хорошо, сегодня свяжусь с продавцом и всё обсудим, — не ожидая такой быстрой продажи ответил риелтор.
— Что? Так быстро? — пребывая в приятном шоке ответил Михаил.
Разговор с семьёй за ужином был уже более оживлённым.
— Это потому что цель у нас правильная, поэтому всё так быстро, — улыбаясь подытожила Рита.
~*~*~
Ночь Наталья Сергеевна спала плохо. Грустные мысли крутились в голове, да и давление стало подскакивать чаще. Соседки по комнате были хорошими женщинами, но они больше о болячках, о своих воспоминаниях и хорошего там было мало. А Наталья Сергеевна была человеком оптимистичным и волевым, но старость брала своё.
— Через год ты привыкнешь и перестанешь надеяться, у нас тоже так было. А потом втянулись и просто доживаем уже своё, всё хорошее в прошлом.
— Нет, я здесь надолго не задержусь. Мой сын пообещал значит сделает. Ведь за один день такие вопросы не решаются, — сказала Наталья Сергеевна с такой уверенностью, что и сама стала в это больше верить.
— Знаешь соседка, столько раз я это слышала здесь, но ни разу не увидела, чтобы дети забрали родителей. Поэтому перестань надеяться иначе потом всё больнее и больнее будет, — заявила Ольга Петровна, грузная женщина с жестким характером.
— А я и не надеюсь вовсе. Я просто это знаю, — отрезала неприятный разговор Наталья Сергеевна.
Женщины посмотрели на неё с недоверием и переключили тему разговора.
~*~*~
Через три дня в гости приехали внуки Денис и Соня. Они кинулись обниматься и расспрашивать бабушку, как её дела.
— Да хорошо, и врачи здесь есть и мероприятия проводят. Честно сказать даже не ожидала, что такой хороший уход будет, — Бабушка достала из шкафа две пары носков и протянула внукам. — Вот вам связала к зиме, через неделю и родителям свяжу. Следующий раз пряжи мне побольше привезите.
Соня взяла носочки и так тепло ей стало на душе. Она так любила бабушку, ведь всё детство проводила с ней в деревне.
— Знаешь, я хочу так хорошо зарабатывать, чтобы наши родители никогда ни в чём не нуждались. Насколько всё это унизительно, — сказал Денис сестре, когда они вышли на улицу.
— Согласна, братишка. Это всё так жестоко, как будто мы звери, — сказала Соня и на глазах появились слёзы.
Прошло два месяца, дом продали, но покупателей на квартиру пока не находилось. Родители добавили к продаже обмен с доплатой в надежде, что, возможно кто-то захочет поменять большую площадь на меньшую. Ведь бывают такие ситуации, что дети разъезжаются, а родителям нет смысла платить за лишние квадраты.
~*~*~
Приближалась зима.
Раз в неделю родственники посещали бабушку и выходя из пансионата каждый раз чувствовали беспомощность.
— Знаешь, не могу я так больше ждать! — взорвался Михаил. — Вот не дай Бог мать там помрёт и, как мне с этим потом жить?
— Ну что ты предлагаешь? — понимающе спросила Рита.
Она была настоящим другом и всегда поддерживала мужа, понимая, что семья это главное.
— Ждать можно вечно. Я продам машину, гараж и возьмём ипотеку. А, как квартиру продадим, так сразу и погасим. Как ты думаешь? — повернулся Михаил к жене.
— А давай. Плевать, новую потом купим, — поддержала Рита.
— Как мне с тобой повезло, малышка, — сказал Михаил обнимая жену. — Вот что значит, семья.
— И мне с тобой повезло, Миша. Я сразу в семью попала, о, которой только могла мечтать. И ты, и мама, меня такой заботой сразу окружили. — Рита прижалась к мужу и опять потекли слёзы.
— А в чем тогда смысл отношений, семьи, если не давать это. Просто ценности у нас с тобой правильные и дети у нас такие же. — вытирая жене слёзы сказал улыбаясь Михаил.
Ещё через месяц семья переехала в новую четырёхкомнатную квартиру. Квартира была на окраине города, но чистая и светлая. Первым делом они купили новую кровать, тумбочку и кресло в комнату Наталье Сергеевны. Да нужно было многое докупить, но главное, что места было для всех достаточно. Радости не было предела.
— Завтра едем за бабулей, — сообщил отец и затем отметим новоселье.
Решили ехать все вместе. Заказали микроавтобус, отец пошёл к матери, а все остальные остались ждать в машине.
— Привет, мам, мы за тобой, — зашёл улыбаясь во весь рот Михаил.
— Как за мной? — опешила старушка.
— А ты, что забыла, что я тебе сказал, что заберем тебя? Вот жильё расширили и у тебя теперь своя комната будет, — гордо заявил сын.
— Батюшки мои, радость-то какая! — засуетилась Наталья Сергеевна. — А документы забрать?
— Не волнуйся, уже всё подготовили. Смотри ничего не забудь.
Две соседки смотрели, и с грустью, и с радостью на счастливую Наталью Сергеевну и каждая из них задавала себе вопрос: "Как же она так воспитала своего сына?"
Дел в новой квартире было много, но каждый обустраивал свою комнату на свой вкус и это было новым ощущением для каждого. Ведь столько лет жили в тесноте. А ещё через неделю позвонил риелтор и сказал, что нашёлся покупатель на старую квартиру.