Недавно в закромах нашлась «Книга для чтения по истории нашей Родины» из моего детства авторства некого С,П. Арсентьева. Перечитала бегло, и задумалась, как же странно нам все преподносили в детстве.
Ну, понятно, что все богатые — плохие, а все бедные — хорошие. И вся история- это путь к Великой Октябрьской. А в частности…
Ну, сначала идут рассказы о геройском Стеньке Разине, зверствах царизма, страданиях простого люда, героизм Суворова и Кутузова. А дальше..
В разделе про Революцию как-то ярко и предельно непосредственно выражено стремление всех «отнять и поделить». Радостно и весело. Много земли у помещика Перегудова? Отнять! Дети из повествования только об этом и мечтают, а потом Революция воплощает их мечты.. И там же история про северного шамана, у которого слишком много оленей, и он пытается увести свое стадо от «дележа». Но нет! Мальчик Акуто выслеживает врага, и стадо отходит простым оленеводам. А в Средней Азии «отжимают» у богачей арыки.
Рассказ о том, как девочка переживала, что мама у нее простая кухарка, а не продвинулась по служебной лестнице, как простые родители друзей, так мать делегатом избрали. Милая теория того, как те, кто был никем, станут всем…
Далее раздел о Гражданской войне, и о зверствах белых, в частности о том, как они врываются в школу, здание которой отжато у помещиков, и секут всех детей. Про Красный террор тогда никто не упоминал.
Рассказы о Ленине, как всегда, смешные. Еще у Зощенко они смешные и комичные, правда, мы не сразу это в детстве поняли. В рассказах же в этой книге Ленин, как всегда, умный, находчивый, с повышенным уважением ко всем. Он ловко «разводит» приехавшего известного врача-светилу из Европы осмотреть не только его, а всех его сотрудников, является другом всех детей, дарит мальчику по кличке Ежик зимний гардероб, сам сурово отказывается от подарков от рабочих и крестьян…
Героическое освоение строек и рассказы о стахановцах не сопровождаются, однако, ни разу, упоминанием имени Сталина. Не было его в советских учебниках моего времени. Выпал. Хорошего не скажешь, но и плохого не писали. И великие стройки как бы осуществлялись людьми героическими положительными, а то, что многое строилось руками заключенных…. Кстати, про Мамлякат Нахангову в детстве недоумевала: догадалась собирать хлопок двумя руками? А до этого все такие глупые были, и не понимали, что двумя удобнее, чем одной?
Что до раздела про ВОВ, как-то очень вскользь про гибель людей. Ну, дескать, героизм, и это главное, а не смерть тяжелая… «Плюнул Макар Мазай в лицо фашистам. Расстреляли фашисты Макара Мазая». Как-то эпично-повествовательно. Ну, и при описании мученической гибели одного героя, следует главная сентенция, что за него отомстят.
Сейчас я понимаю, что тот язык был языком пропаганды, задорной, веселой, но крутого замеса.