Найти в Дзене
Солдаты минувших войн

«Пленные немцы удивлялись особенностям работы русских, в частности, халатному отношению к труду»: Советский плен

После окончания Второй мировой войны тема содержания немецких военнопленных в СССР оставалась закрытой. Несмотря на то, что в обществе было известно о привлечении бывших солдат и офицеров Вермахта к восстановлению разрушенных войной городов, работе на строительных площадках и заводах, этот вопрос обсуждать было не принято. Официальные данные по этой теме были строго регламентированы, а часть информации оставалась засекреченной. По данным советских архивов, в плену оказалось 3 486 206 военнослужащих Германии и её союзников. Из этого числа 2 388 443 были немцами, включая интернированных гражданских лиц немецкого происхождения из разных стран Европы. Для размещения такого большого числа пленных в ведении Главного управления по делам военнопленных и интернированных НКВД было создано свыше 300 специальных лагерей, рассчитанных на размещение от 100 до 4000 человек. Несмотря на все усилия, условия в лагерях оставались сложными, что приводило к высоким потерям. В плену погибло 356 700 человек,

После окончания Второй мировой войны тема содержания немецких военнопленных в СССР оставалась закрытой. Несмотря на то, что в обществе было известно о привлечении бывших солдат и офицеров Вермахта к восстановлению разрушенных войной городов, работе на строительных площадках и заводах, этот вопрос обсуждать было не принято. Официальные данные по этой теме были строго регламентированы, а часть информации оставалась засекреченной.

По данным советских архивов, в плену оказалось 3 486 206 военнослужащих Германии и её союзников. Из этого числа 2 388 443 были немцами, включая интернированных гражданских лиц немецкого происхождения из разных стран Европы. Для размещения такого большого числа пленных в ведении Главного управления по делам военнопленных и интернированных НКВД было создано свыше 300 специальных лагерей, рассчитанных на размещение от 100 до 4000 человек. Несмотря на все усилия, условия в лагерях оставались сложными, что приводило к высоким потерям. В плену погибло 356 700 человек, что составляло 14,9% от общей численности немецких военнопленных.

Немецкие источники называют цифру в 3,5 млн военнопленных и 1 миллион погибших в плену. Такое расхождение объясняется сложностями учёта и рядом факторов. После пленения многие солдаты сначала содержались на сборных пунктах или во временных армейских лагерях, где число пленных сокращалось из-за смертей от ранений, казней, побегов или самоубийств. Часть пленных, особенно румынской, словацкой и венгерской национальностей, освобождалась прямо на фронте, что также снижало официальные цифры. Немцы же, стремясь избежать жёсткого обращения, нередко называли при пленении другую национальность.

-2

Отдельные проблемы вызывал учёт пленных, входивших в различные формирования Вермахта, такие как «фольксштурм», СС, СА, строительные и вспомогательные батальоны. Их статус часто не был чётко определён, что приводило к противоречиям в данных.

Каждого военнопленного в Советском Союзе подвергали многоступенчатому допросу. Сотрудники НКВД тщательно собирали показания, опрашивали его подчинённых, а также жителей оккупированных территорий. Если обнаруживались доказательства причастности к военным преступлениям, судьба пленного решалась военным трибуналом. Наказание варьировалось от расстрела до каторги.

С 1943 по 1949 годы в СССР были осуждены 37 600 военнопленных. В первые годы после пленения, до 1945 года, приговоры получили около 10 700 человек. Основной же всплеск осуждений пришёлся на 1949–1950 годы, когда было вынесено ещё около 26 000 приговоров. Из общего числа осуждённых, 263 человека были приговорены к смертной казни, остальные отправлены на каторжные работы сроком до 25 лет.
-3

Осуждённые отбывали наказание в Воркуте и районе Краснокамска, где содержались военнопленные, обвинённые в связях с гестапо, зверствах на оккупированных территориях и диверсионной деятельности. Среди военнопленных находились и высокопоставленные немецкие военные. В плену оказалось 376 генералов Вермахта, из которых 277 впоследствии вернулись на родину. Остальные 99 человек погибли в плену, включая 18 генералов, повешенных по обвинению в военных преступлениях.

Несмотря на строгий контроль, среди военнопленных периодически случались побеги, бунты и восстания. В период с 1943 по 1948 годы из лагерей бежали 11 403 человека. Большинство беглецов были задержаны – 10 445 человек, 958 военнопленных были убиты в ходе преследования, а лишь 342 удалось скрыться.

Крупное восстание произошло в январе 1945 года в лагере под Минском. Недовольные скудным питанием пленные взбунтовались, забаррикадировались в бараке и взяли охранников в заложники. На подавление мятежа были направлены войска НКВД, которые применили артиллерию. Штурм барака закончился гибелью более ста заключённых.

-4

Содержание немецких военнопленных в советских лагерях, особенно в годы войны, было крайне тяжёлым. Холод, теснота, антисанитарные условия и вспышки инфекционных заболеваний стали повседневной реальностью. Смертность среди пленных из-за недоедания, ран и болезней в военные и первые послевоенные годы достигала трагических показателей. Зима 1945-1946 годов оказалась особенно суровой – уровень смертности тогда составлял до 70%. Однако в последующие годы эти цифры удалось снизить. В целом, за время пребывания в советских лагерях умерли 14,9% военнопленных. Для сравнения, в лагерях Третьего рейха погибло 58% советских солдат, что демонстрирует ужасающие масштабы их страданий.

Особенно тяжёлой оказалась участь 90-тысячной группировки немцев, сдавшейся под Сталинградом. Ослабленные, голодные и полураздетые солдаты вынуждены были совершать изнурительные зимние переходы на десятки километров в день. Ночевать приходилось под открытым небом, при этом пленных практически не кормили. К концу войны из этой группы выжили лишь около 6 000 человек.

В дневнике генерала Серова, отправленного Сталиным для организации размещения, питания и лечения пленных после Сталинградской битвы, описан ужасающий эпизод. На дорогах генерал видел множество погибших пленных. Догнав колонну, он стал свидетелем того, как конвойный сержант добивал ослабевших немцев выстрелом из пистолета. На вопрос Серова, по чьему приказу он действовал, сержант ответил, что решил это самостоятельно. Генерал немедленно запретил подобные действия, приказав отправлять истощённых пленных на машинах в лагерь.

-5

Тем не менее, условия содержания оставались крайне тяжёлыми. Колонна, которую разместили в полуразрушенных конюшнях, начала массово умирать. Их складывали в огромные ямы, посыпали известью и закапывали тракторами.

Использование труда военнопленных во времена войны и послевоенной разрухи стало важной частью восстановления экономики СССР. Для поддержания работоспособности пленных необходимо было обеспечивать их хотя бы минимальным питанием. Суточный паёк включал 400 граммов хлеба (после 1943 года эту норму увеличили до 600–700 граммов), 100 граммов рыбы, 100 граммов крупы, 500 граммов овощей и картофеля, 20 граммов сахара и 30 граммов соли. Однако в военные годы паёк часто недоставлялся в полном объёме и заменялся доступными продуктами. Нормы питания также зависели от выработки: например, в 1944 году 500 граммов хлеба полагалось за выполнение до 50% нормы, 600 граммов – за 80%, а 700 граммов – за выполнение более 80%.

Голод и недостаток ресурсов становились причиной деградации людей, превращая их в отчаявшихся борцов за выживание. В лагерях формировались группировки из самых здоровых пленных, которые отбирали еду у слабых. Зачастую происходили драки за кусок хлеба, а золото, например, из выбитых зубов, обменивалось на сигареты или дополнительные продукты. Немцы презирали своих бывших союзников – итальянцев и румын, отнимали у них еду, нередко убивая в драках. Итальянцы и румыны, в свою очередь, устраивались на пункты раздачи пищи и сокращали порции немцам, отдавая еду своим. Из-за сильного голода в лагерях даже фиксировались случаи каннибализма.

-6

Капитуляция Германии стала для многих пленных психологическим ударом. Потеря мужества и безысходность нередко приводили к самоубийствам. Некоторые специально калечили себя, в надежде на репатриацию, но такие попытки оставались бесполезными.

Несмотря на тяжёлые условия, труд пленных стал важным фактором в восстановлении народного хозяйства. Миллионы людей трудились на стройках, заводах и полях. Немецкие пленные, как правило, демонстрировали добросовестность и железную дисциплину, что породило шутку: «Конечно, это ведь немцы строили». Эта фраза стала мемом, отражающим их известное трудолюбие. Труд миллионов пленных, несмотря на все трудности и страдания, помогал возрождать разрушенные города и промышленность страны.

Немцы, оказавшиеся в советском плену, не могли не удивляться особенностям работы русских, в частности, халатному отношению к труду, которое они окрестили словом «халтура». Однако сами они, несмотря на непростые условия, демонстрировали немецкую педантичность и дисциплину. Помимо физических лишений, пленные имели определённые привилегии: рядовые получали 7 рублей в месяц, офицеры – 10, генералы – 30. За ударную работу предусмотрены премии до 50 рублей. Генералы, однако, не имели права на денщиков, а пленные могли получать письма и денежные переводы с родины.

-7

Труд пленных использовался на важнейших стройках Советского Союза. Среди них – Куйбышевская и Каховская ГЭС, заводы в Челябинске и Владимире, строительство Каракумского канала. Немцы восстанавливали шахты Донбасса, заводы «Запорожсталь» и «Азовсталь», теплотрассы и газопроводы. Они принимали участие в возведении таких объектов, как МГУ, Курчатовский институт, стадион «Динамо» в Москве, а также строили автострады Москва – Харьков – Симферополь и Москва – Минск. В Красногорске их руками были построены школа, городской стадион «Зенит», дома для рабочих и благоустроенный жилой городок с домом культуры.

Особенно запомнился многим лагерь немецких военнопленных, занятых на строительстве автострады Москва – Симферополь. После завершения работ немцев депортировали, а лагерь стал складом консервного завода. Один из очевидцев, вспоминая детство, описывает, как они с друзьями, будучи детьми, проникали под колючую проволоку, чтобы добыть сладости. В лагере хранились деревянные бочки с повидлом, и дети с энтузиазмом выбивали затычки, чтобы полакомиться. Сам лагерь был обнесён двумя рядами колючей проволоки высотой около четырёх метров, а внутри находились длинные землянки, в которых жили пленные. Землянки имели земляные нары, покрытые соломой, где спали строители. Спартанские условия, в которых находились военнопленные, контрастировали с величием построенных ими объектов. Позже лагерь снесли, и на его месте вырос современный микрорайон.

Сама автострада Москва – Симферополь, построенная немецкими военнопленными, вызывала восхищение своей продуманной инфраструктурой. Хотя по современным меркам она была узкой, впечатляли инженерные решения, использованные при её возведении. Особое внимание привлекали конструкции дождевых сливов: каскады соединённых горизонтальных бетонных площадок аккуратно отводили воду в овраги. Эти сооружения, обрамлённые балюстрадами, окрашенными известью, выглядели не только функционально, но и эстетично. К сожалению, сегодня таких изящных инженерных решений на российских дорогах больше не встретишь – все разрушено временем и, как часто бывает, русской безалаберностью.

-8

Помимо автострад, военнопленные в больших количествах участвовали в разборе завалов и восстановлении разрушенных войной городов: Минска, Киева, Сталинграда, Севастополя, Ленинграда, Харькова, Луганска и многих других. Они строили жилые дома, больницы, театры, гостиницы и городскую инфраструктуру. Даже в городах, относительно не пострадавших от войны, таких как Челябинск, Свердловск и Новосибирск, пленные возводили целые кварталы.

В Минске, например, до 60 % восстановительных работ было выполнено их руками, в Киеве они реконструировали Крещатик, а в Свердловске возвели значительные жилые массивы.

В 1947 году каждый пятый рабочий на стройках предприятий черной и цветной металлургии был военнопленным, в авиационной промышленности – почти каждый третий, а на возведении электростанций – каждый шестой. Но их труд не ограничивался физической работой. В лагерях системы ГУПВИ выявляли квалифицированных специалистов – инженеров, физиков, химиков и даже учёных с докторскими и профессорскими степенями.

-9

На октябрь 1945 года на особом учёте в ГУПВИ состояло 581 специалист, чьи навыки использовались на ключевых промышленных объектах Советского Союза.

Этим людям создавались особые условия: многих переводили из лагерей, предоставляли жильё неподалёку от мест работы, выплачивали зарплаты на уровне советских инженеров.

В 1947 году СССР, США и Великобритания договорились о репатриации немецких военнопленных. Начался постепенный процесс их возвращения в Германию, причем распределение происходило в зависимости от места жительства – в ГДР или ФРГ.

-10

Репатриация затянулась до 1950 года, так как в первую очередь отправляли наиболее ослабленных и больных, а также тех, кто был занят на менее значимых работах. Однако военнопленные, осужденные за военные преступления, оставались в Советском Союзе и не подлежали возвращению.

В 1955 году Верховный Совет СССР издал указ о досрочном освобождении осужденных за военные преступления, что позволило завершить этот процесс. Последняя партия немецких пленных была передана властям Германии в январе 1956 года, знаменуя окончание одного из самых масштабных эпизодов использования пленных в послевоенной истории.

-11

Интересно, что не все пленные немцы пожелали возвращаться на родину. По удивительному стечению обстоятельств, до 58 тысяч человек выразили желание эмигрировать в только что образованный Израиль. Эта неожиданная инициатива была поддержана, и бывшие военнопленные сыграли значительную роль в укреплении израильской армии, которая формировалась при участии советских военных инструкторов. Немцы привнесли в её ряды ценную военную дисциплину, опыт и знания, существенно усилив молодое государство на этапе его становления.

❗️Друзья подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии, всем спасибо кто дочитал! Подписывайтесь на наш Телеграм: https://t.me/+nx6ZH-tIJM5kYWFi