Найти в Дзене
Живопись

Парадоксы Густава Климта

Густав Климт ( 1862, Вена —1918, Вена) — австрийский художник и декоратор, один из самых ярких представителей венского модерна.

Живопись Климта — череда парадоксов. Исполненная психологизма и броской эстетики, она не имеет связи с живой природой. Происходит из синтеза работ древних мастеров Средиземноморья, Междуречья, Японии. Вдохновлена позолоченно-парчовыми творениями венецианцев периода кватроченто (Кривелли), пронизана навязчиво-бледными тонами голландских и бельгийских (Тороп, Кнопф) символистов. В руках любого другого художника подобная рафинированная эклектика не имела бы шансов на выживание.

У Климта не было, да и не могло быть творческого единомышленника или стилистического двойника. Только скромные последователи и малочисленные подражатели.

Густав Климт, «Голова девушки в профиль», около 1880, холст, масло, частная коллекция
Густав Климт, «Голова девушки в профиль», около 1880, холст, масло, частная коллекция
Густав Климт, «Портрет Клары Климт», около 1880, холст, масло, Музей Леопольда, Вена
Густав Климт, «Портрет Клары Климт», около 1880, холст, масло, Музей Леопольда, Вена
Густав Климт, «Аллегория скульптуры», 1889, карандаш, акварель, картон, Музей прикладного искусства, Вена
Густав Климт, «Аллегория скульптуры», 1889, карандаш, акварель, картон, Музей прикладного искусства, Вена

Живопись Климта бесконечно чувственна, но лишена ксенофильной толерантности, характерной для большинства европейских художников той эпохи. Красавицы Климта до угловатости стройны, но их плечи и бёдра круглятся плавностью линий, образованных мягкими, нежными мазками. Они отказываются подчиняться устоявшимся нормам пластики; их движения не вписываются в любимые академистами круговые траектории. Их странная красота разом отрицала как наследие Ренессанса, так и анатомические изыскания Дега. При этом органично совмещая старинные иконописные мотивы с передовыми дизайнерскими тенденциями, будто бы взятыми прямиком из журналов моды.

Густав Климт, «Портрет Эмили Флеге», 1902, период «Золотая фаза», холст, масло, Венский музей, Вена
Густав Климт, «Портрет Эмили Флеге», 1902, период «Золотая фаза», холст, масло, Венский музей, Вена
Густав Климт, «Даная», 1907-1908, период «Золотая фаза», холст, масло, Галерея Вюртле, Вена
Густав Климт, «Даная», 1907-1908, период «Золотая фаза», холст, масло, Галерея Вюртле, Вена
Густав Климт, «Юдифь и голова Олоферна», 1901, период «Золотая фаза», холст, масло, Бельведер
Густав Климт, «Юдифь и голова Олоферна», 1901, период «Золотая фаза», холст, масло, Бельведер
Густав Климт, «Фриз Бетховена: Враждебные силы», дальняя стена, 1902, Бельведер
Густав Климт, «Фриз Бетховена: Враждебные силы», дальняя стена, 1902, Бельведер

Новые амазонки Климта носили блестящие доспехи из аравийских тканей и золотых пластин, чьей функцией было подчёркнуто демонстрировать, а не скрывать. Их профили неизменно аристократичны, талии тонки, мотивации туманны. Их сила — в их же слабости. Эти амазонки побеждают, сдаваясь в плен. Более всего их страшило мещанство рубенсовской природосообразности, и потому они являлись зрителю на фоне естественных ландшафтов лишь в тех исключительнейших случаях, когда декоративность этих самых ландшафтов превышала все мыслимые пределы.

Густав Климт, «Греческая античность. Афина», 1890-1901, Художественно-исторический музей
Густав Климт, «Греческая античность. Афина», 1890-1901, Художественно-исторический музей
Густав Климт, «Флорентийское кватроченто. Венера», 1890-1901, Художественно-исторический музей
Густав Климт, «Флорентийское кватроченто. Венера», 1890-1901, Художественно-исторический музей

Климта можно смело называть антимонументалистом. Его цветовые мелодии сконфуженно умолкают там, где требуются крупные формы и твёрдые линейные доминанты. Виртуозная работа мастера со световыми и красочными пятнами не спасает композиции на больших открытых пространствах. Идеи Климта работают только там, где всё мозаично, неплотно, зыбко... И всё же сильным мира сего однажды пришло в голову заказать у него роспись плафонов Венского университета. Итог работы превзошёл самые смелые ожидания поклонников, но и самые ужасные опасения ненавистников. Сегодня Медицину, Философию и Юриспруденцию стало принято считать сильнейшими творениями Густава Климта.

Шедеврами, опередившими своё время. Но лично я (и не я одна, если речь идёт о современном профессиональном сообществе) их таковыми не считаю. Хотя в окружении венского неоренессанса эти силуэты смотрятся очень современно. Если не дерзко. Только это невозможное соседство и оправдывает их существование. Видите, дорогой читатель: на стороне Климта снова играет Его высочество Парадокс...

Густав Климт, «Древнеитальянское искусство. Святые с херувимами», 1890-1901, Художественно-исторический музей
Густав Климт, «Древнеитальянское искусство. Святые с херувимами», 1890-1901, Художественно-исторический музей
Густав Климт, «Идиллия», 1884, холст, масло, Венский музей, Вена
Густав Климт, «Идиллия», 1884, холст, масло, Венский музей, Вена
Густав Климт, «Римское кватроченто.Экклексия», 1890-1901, Художественно-исторический музей
Густав Климт, «Римское кватроченто.Экклексия», 1890-1901, Художественно-исторический музей
Густав Климт, «Египетское искусство. Нехбет», 1890-1901, Художественно-исторический музей
Густав Климт, «Египетское искусство. Нехбет», 1890-1901, Художественно-исторический музей

Повторюсь: живопись Климта — совсем не про силу и лихой размах. Она — про ускользающие, призрачные эманации прекрасных мгновений, существующих в нашем грешном мире не дольше искусственно синтезированных квантовых частиц. Никто больше не умел и не умеет творить, думать и чувствовать так, как это делал он. За это его и любят. За это же его ненавидят.

Густав Климт, «Поцелуй», 1908-1909, холст, масло, 180 × 180 см, Бельведер
Густав Климт, «Поцелуй», 1908-1909, холст, масло, 180 × 180 см, Бельведер

А что скажете Вы, уважаемый читатель? Как сложились Ваши отношения с живописью мастера парадокса? Желаю Вам приятного просмотра! И с удовольствием прочту Вашу точку зрения.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 99 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту. Спасибо!
  • Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Спасибо!

Автор: Лёля Городная

Музеи
137 тыс интересуются