Густав Климт ( 1862, Вена —1918, Вена) — австрийский художник и декоратор, один из самых ярких представителей венского модерна.
Живопись Климта — череда парадоксов. Исполненная психологизма и броской эстетики, она не имеет связи с живой природой. Происходит из синтеза работ древних мастеров Средиземноморья, Междуречья, Японии. Вдохновлена позолоченно-парчовыми творениями венецианцев периода кватроченто (Кривелли), пронизана навязчиво-бледными тонами голландских и бельгийских (Тороп, Кнопф) символистов. В руках любого другого художника подобная рафинированная эклектика не имела бы шансов на выживание.
У Климта не было, да и не могло быть творческого единомышленника или стилистического двойника. Только скромные последователи и малочисленные подражатели.
Живопись Климта бесконечно чувственна, но лишена ксенофильной толерантности, характерной для большинства европейских художников той эпохи. Красавицы Климта до угловатости стройны, но их плечи и бёдра круглятся плавностью линий, образованных мягкими, нежными мазками. Они отказываются подчиняться устоявшимся нормам пластики; их движения не вписываются в любимые академистами круговые траектории. Их странная красота разом отрицала как наследие Ренессанса, так и анатомические изыскания Дега. При этом органично совмещая старинные иконописные мотивы с передовыми дизайнерскими тенденциями, будто бы взятыми прямиком из журналов моды.
Новые амазонки Климта носили блестящие доспехи из аравийских тканей и золотых пластин, чьей функцией было подчёркнуто демонстрировать, а не скрывать. Их профили неизменно аристократичны, талии тонки, мотивации туманны. Их сила — в их же слабости. Эти амазонки побеждают, сдаваясь в плен. Более всего их страшило мещанство рубенсовской природосообразности, и потому они являлись зрителю на фоне естественных ландшафтов лишь в тех исключительнейших случаях, когда декоративность этих самых ландшафтов превышала все мыслимые пределы.
Климта можно смело называть антимонументалистом. Его цветовые мелодии сконфуженно умолкают там, где требуются крупные формы и твёрдые линейные доминанты. Виртуозная работа мастера со световыми и красочными пятнами не спасает композиции на больших открытых пространствах. Идеи Климта работают только там, где всё мозаично, неплотно, зыбко... И всё же сильным мира сего однажды пришло в голову заказать у него роспись плафонов Венского университета. Итог работы превзошёл самые смелые ожидания поклонников, но и самые ужасные опасения ненавистников. Сегодня Медицину, Философию и Юриспруденцию стало принято считать сильнейшими творениями Густава Климта.
Шедеврами, опередившими своё время. Но лично я (и не я одна, если речь идёт о современном профессиональном сообществе) их таковыми не считаю. Хотя в окружении венского неоренессанса эти силуэты смотрятся очень современно. Если не дерзко. Только это невозможное соседство и оправдывает их существование. Видите, дорогой читатель: на стороне Климта снова играет Его высочество Парадокс...
Повторюсь: живопись Климта — совсем не про силу и лихой размах. Она — про ускользающие, призрачные эманации прекрасных мгновений, существующих в нашем грешном мире не дольше искусственно синтезированных квантовых частиц. Никто больше не умел и не умеет творить, думать и чувствовать так, как это делал он. За это его и любят. За это же его ненавидят.
А что скажете Вы, уважаемый читатель? Как сложились Ваши отношения с живописью мастера парадокса? Желаю Вам приятного просмотра! И с удовольствием прочту Вашу точку зрения.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 99 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту. Спасибо!
- Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Спасибо!
Автор: Лёля Городная