Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Банный жанр в традициях чаепития

«Горница приказчика блистает огнями. Красный от бани приказчик пьет чай» – читаем в рассказе Николая Васильевича Успенского «Ночь под светлый день» (1859 год), посвященном подготовке к Пасхе. Народные банные традиции создали в чайной культуре особый «жанр».

«ПЬЮТ ЧТО-ЛИБО ТЕПЛОЕ, СОГРЕВАЮЩЕЕ»

Врач Антониу Нунес Рибейру Санчес, некоторое время прослуживший при дворе императрицы Елизаветы Петровны, написал трактат «О парных российских банях, поелику споспешествуют они укреплению, сохранению и восстановлению здоровья». В нем он, восхваляя «целебный пар» русской бани, говорит, в частности, «о вреде самого холодного пития в бане». Так, Санчес пишет: «В домовых банях, вымывшись и выпарившись, входят из них обыкновенно в нарочно построенную теплую комнату, где одевшись, отдыхают в постели и после пьют что-либо теплое, согревающее. И сей образ употребления бани есть самый лучший к сохранению здравия и ко умножению красоты телесной».

Титульный лист трактата «О парных российских банях, поелику споспешествуют они укреплению, сохранению и восстановлению здоровья»
Титульный лист трактата «О парных российских банях, поелику споспешествуют они укреплению, сохранению и восстановлению здоровья»

В художественной литературе XIX столетия запечатлены моменты, когда после бани «выкушивали чаек», чтобы благодатное тепло прошло «по всем жилкам, по всем суставам».

«ЧЕГО БЫ НАПИТЬСЯ?»

До появления чая в России пили отвары из трав, ягод, фруктов. В 1778 году в Санкт-Петербурге был издан труд ученого Клара Меера, который после длительного путешествия по России, а также изучения в Китае видов чая, написал «О российских травах, которые вместо чая можно с пользой употреблять». Приведем описание утра помещика в Костромской губернии из повести «Павел Алексеевич Игривый», которую написал в 1847 году составитель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.

«Часу в седьмом утра Павел Алексеевич проснулся, и все в доме зашевелилось. Обувшись в бараньи сапожки домашней выделки и в халат свой, он умылся, помолился и стал советоваться с Ванькой, чего бы напиться сегодня: малины ли, бузины ли, шалфею, липового цвета, кипрею, ивана-да-марьи, ромашки с ландышами или уж заварить настоящего чаю? И Ванька рассудил, что бузина пьется на ночь для испарины, малина после бани, шалфей в дурную погоду, липовый цвет со свежими сотами, иван-да-марья и ромашка, когда неможется, кипрей, то есть копорский или иван-чай, по нужде, за недостатком лучшего, и потому полагал заварить сегодня настоящего китайского чаю, что и было исполнено».

Со временем такие отвары из листьев, цветов, корней, семян различных растений, ягод, фруктов, а также их смесей (купажей), не содержащие, собственно, листьев чайного дерева (Caméllia sinénsis), стали тоже называть чаями. В современном обиходе используются слова «тизан» (от английского термина), «фиточаи» или, более по-русски – «травяной чай». Купаж чайного напитка может также включать и небольшое количество чайного листа.

ЧАЕПИТИЕ ДО, ВОВРЕМЯ И ПОСЛЕ ПАРА

Полезные свойства чайных напитков органично дополняют целебную силу русской бани. До захода в парную рекомендуют пить потогонные, мочегонные и тонизирующие напитки. Например, чайный напиток с липой и шиповником. Про липу Меер писал так: «Липовой цвет почитается из всех прочих частей липы наиважнейшим, чай из него делаемый есть полезный». Шиповник же ученый также рекомендовал «в чайных целях». Еще перед парной можно выпить зеленого чая с саган-дайля и листом березы.

Между посещениями парной хороши напитки и потогонные, и восстанавливающие баланс минеральных веществ и солей. Например, чайный напиток с монардой и корой дуба или же чайный напиток с эвкалиптом.

После пара восстановит силы чайный напиток с пихтой и можжевельником или же со смородиной и хреном.

Владимир Геннадьевич Панов, «После бани», 2006 год
Владимир Геннадьевич Панов, «После бани», 2006 год