Найти в Дзене
Аркив

Стоит ли идти в кино на «Носферату» (2025)

Я долго подбирался к этому тексту, строя в голове панегирик о совершенстве кадра, запредельной атмосфере и возвращении киновампиров к историческим корням. — Сомневался, стоит ли писать о фильме, если не можешь поругать его даже ради приличия. С другой стороны, это тот редкий случай, когда «мой» режиссер снял «моё» кино. И это стоит отдельного поста.
Так что поехали. Роберт Эггерс, автор культовых «Ведьмы» и «Маяка», ещё в 15-м году, на заре карьеры, заявлял, что мечтает снять ремейк легендарного мурнаувского хоррора. Поэтому все его нынешние спичи — не маркетинговый ход, мол, «сходите до кассы, ведь я шёл к этому всю жизнь». «Носферату» — это настоящий магнум опус, в основе которого — запредельные амбиции, дотошный перфекционизм и крайне высокие ставки. — В новой работе Эггерс отточил каждый кадр, каждый звук, каждую мысль и поднятую бровь. И в этом плане ремейк, очевидно, проигрывает чудом уцелевшему и дико экспериментальному оригиналу. Хотя проигрывает ли? — Я думаю, Эггерс осознанн
Фрагмент постера к фильму Роберта Эггерса "Носферату" (2024, в кинотеатрах РФ с 2025)
Фрагмент постера к фильму Роберта Эггерса "Носферату" (2024, в кинотеатрах РФ с 2025)

Я долго подбирался к этому тексту, строя в голове панегирик о совершенстве кадра, запредельной атмосфере и возвращении киновампиров к историческим корням. — Сомневался, стоит ли писать о фильме, если не можешь поругать его даже ради приличия. С другой стороны, это тот редкий случай, когда «мой» режиссер снял «моё» кино. И это стоит отдельного поста.

Так что поехали.

Роберт Эггерс, автор культовых «Ведьмы» и «Маяка», ещё в 15-м году, на заре карьеры, заявлял, что мечтает снять ремейк легендарного мурнаувского хоррора. Поэтому все его нынешние спичи — не маркетинговый ход, мол, «сходите до кассы, ведь я шёл к этому всю жизнь». «Носферату» — это настоящий магнум опус, в основе которого — запредельные амбиции, дотошный перфекционизм и крайне высокие ставки. — В новой работе Эггерс отточил каждый кадр, каждый звук, каждую мысль и поднятую бровь. И в этом плане ремейк, очевидно, проигрывает чудом уцелевшему и дико экспериментальному оригиналу.

Кадр из фильма Роберта Эггерса "Носферату" (2024)
Кадр из фильма Роберта Эггерса "Носферату" (2024)

Хотя проигрывает ли? — Я думаю, Эггерс осознанно даже не пытается играть на поле свободы. Его истории о мертвецах, полчищах крыс и чуме не нужен воздух. Он намеренно душит зрителя на всех доступных хорошей истории уровнях.

И это чувство тотального, пугающего контроля вызывает дикий дискомфорт. Ты будто смотришь на скованный труп. И сам останавливаешь дыхание, заворожённый его красотой, ожившими полотнами Фюсли, Гойи, Каспара Фридриха и Кайботта. То и дело ловишь цитаты из самого Мурнау…

А Эггерса — на ремесленничестве.

Кадр из фильма Роберта Эггерса "Носферату" (2024)
Кадр из фильма Роберта Эггерса "Носферату" (2024)

Очевидно, что его приоритет — это форма. И тут Эггерс будто бы действует в отрыве от большого искусства. Хотя с другой стороны, по части содержания новый «Носферату» — яркий продукт своей эпохи. — Кажется, Эггерс снял первую экранизацию «Дракулы», где главным и по сути единственным героем стала его жертва. Мимоходом исследуя тьму внутри человека, неумолимый рок и прочие «большие темы», Эггерс прежде всего рассказывает о ней. Даром, что женщина, закованная в рамки патриархата, обладающая гигантской внутренней силой, сознающая свою правоту, чувствующая и понимающая больше всех, — идеально вписывается в классический сюжет Стокера.

Но даже если я вижу лишнее, рассказать доставшего всех «Дракулу» так, что кровь стынет в жилах — это феноменальный талант.

Обязательная к просмотру старая сказка, каким-то чудом возникшая в нашем десятилетии.

И моя третья 10-ка на Кинопоиске.

А вы уже смотрели? Как вам?

P.S. К слову, роль графа Орлока (Дракулы) в версии Эггерса играет Билл Скарсгард, ранее уже отметившийся в роли монстра из «Оно». И это странно. Нет? — Ну типа ты выглядишь, как краш-тест для 16-летних девочек, а играешь то клоуна Пеннивайза, то вот это зубастое чудо.

Билл Скарсгард/граф Орлок из "Носферату: Симфония ужаса" Ф.В. Мурнау (1922)
Билл Скарсгард/граф Орлок из "Носферату: Симфония ужаса" Ф.В. Мурнау (1922)

Для проявления душевной щедрости, которая очень поможет моему блогу (заранее большое спасибо):

Тинькофф 2200 7004 6266 6024

Друзья, я стараюсь делать полезный и интересный контент. Если вам он понравился, не поленитесь и поддержите публикацию лайком и комментарием. Это очень важно: только от вас зависит продвижение материалов на Дзен!