Найти в Дзене
Фонд "Люди моря"

Русские маяки: Северный Гогландский

В восточной части Финского залива дальность видимости маяка Северный Гогландский насчитывает максимальные 26 морских миль, то есть 48 километров. Сегодня это важнейший навигационный огонь для судов, следующих в российский Выборг или финскую Котку. Название острова восходит к шведским словам “hög” и “land”, то есть «высокая земля». В начале XVIII века на самом высоком из северных холмов острова Гогланд по приказу Петра I была устроена площадка для особого костра, игравшего навигационную роль для российских кораблей. В 1725 году обыкновенный костёр усовершенствовали: прежнюю глиняную площадку выложили камнем, а на ней устроили «канфору», или железный таган, для сжигания дров и угля. До конца столетия маяк действовал нерегулярно, на время военных действий его разбирали и отвозили в Кронштадт. С началом XIX века открылась постоянная служба навигационного огня на Гогланде. По проекту первого Директора маяков и лоции Балтийского моря Леонтия Спафарьева был построен новый маяк. На кирпичный ц
Фото: Фонд «Люди моря»
Фото: Фонд «Люди моря»

В восточной части Финского залива дальность видимости маяка Северный Гогландский насчитывает максимальные 26 морских миль, то есть 48 километров. Сегодня это важнейший навигационный огонь для судов, следующих в российский Выборг или финскую Котку. Название острова восходит к шведским словам “hög” и “land”, то есть «высокая земля». В начале XVIII века на самом высоком из северных холмов острова Гогланд по приказу Петра I была устроена площадка для особого костра, игравшего навигационную роль для российских кораблей.

В 1725 году обыкновенный костёр усовершенствовали: прежнюю глиняную площадку выложили камнем, а на ней устроили «канфору», или железный таган, для сжигания дров и угля. До конца столетия маяк действовал нерегулярно, на время военных действий его разбирали и отвозили в Кронштадт. С началом XIX века открылась постоянная служба навигационного огня на Гогланде. По проекту первого Директора маяков и лоции Балтийского моря Леонтия Спафарьева был построен новый маяк. На кирпичный цоколь было установлено чугунное фонарное сооружение. Его купол и штормовые стёкла защищали огонь масляных ламп от суровых балтийских штормов. Посеребрённые отражатели сферической формы усиливали свет масляных ламп. Так, среди балтийских маяков Верхний Гогландский был одним из первых преобразован по новому образцу.

Следующее преобразование маяка произошло в 1861 году, когда на месте прежнего маяка была оборудована каменная площадка для установки нового фонарного сооружения. Французский завод “Henry-Lepaute” изготовил его вместе с линзой Френеля I разряда – самой большой пяти разрядов маячных линз. В таком виде маяк проработал до 1939 года, пока не был разрушен в начале Советско-финской войны.

В течение нескольких лет с 1940 по 1948 год на северной возвышенности острова Гогланд друг друга сменили три временных огня. В книгах «Огни и знаки» Балтийского моря сохранилось изображение и подробное описание последнего из них, установленного после окончания Великой Отечественной войны. Два маячных фонаря серии «Ф-500» были установлены на открытых площадках ажурных металлических ферм красного цвета, поставленных рядом. На верхней площадке работал основной огонь, в случае его неисправности зажигался резервный огонь на нижней площадке.

В 1965 году была установлена капитальная башня Северного Гогландского маяка. Это был типовой проект чугунной башни и фонарного сооружения, разработанный Государственным проектным институтом Военно-Морского Флота в Ленинграде. Конструкция была изготовлена Кронштадтским Морским заводом переправлена к острову Гогланд. Мемориальная таблица в подфонарном помещении маячной башни хранит дату открытия огня – 24 октября 1965 года. В следующую навигацию на маяке установили новый светооптический аппарат серии «ЭМН-500», обеспечивающий дальность видимости огня на 26 морских миль и работающий на маяке по сей день.