У меня в списке “ни разу не просмотренного” оказалось достаточно много разных фильмов/мультфильмов с высоким рейтингом и культовым статусом. Что касается последних, то я не очень жалую этот вид визуального искусства. Если и берусь смотреть, то из-за наличия непреодолимой причины. Например, “Человек-паук: Паутина вселенных” и две части “Семейки Аддамс” я смотрела из-за участия в озвучивании Оскара Айзека, моего любимого актёра.
Мультфильм “Принц Египта” как раз находился в списке непросмотренных, и я взялась за него из-за библейской темы и в ожидании выхода мультфильма “Царь царей” (Оскар Айзек озвучивает в нём Иисуса Христа). Плюс, “Принц Египта” считается очень хорошим примером мультфильма, в котором серьёзная тема не пострадала в угоду “детского” рейтинга. Мне захотелось увидеть такой пример. И в касте актёров озвучания есть Сандра Буллок, что лично для меня тоже веский аргумент.
Словом, посмотрела и не пожалела. Осталась под приятным впечатлением.
По сюжету мультфильма в Древнем Египте фараон объявил гонение на еврейский народ. Его численность увеличивалась, и фараон опасался, что они будут так сильны, что восстанут. Потому он распорядился забирать из семей младенцев и убивать их. Иохаведа, мать взрослых Мириам и Аарона, пытаясь спасти своего новорожденного сына, положила его в корзинку и отправила по волнам Нила в новую жизнь.
Сестра младенца Мириам проследила за корзинкой и увидела, что она прибилась у берега с дворцом фараона, где младенца приняли на воспитание. Его назвали Моисеем, а его братом стал сын фараона Рамзес.
Рамзес (озвучен Рэйфом Файнсом) и Моисей (озвучен Вэлом Килмером) выросли бок о бок. Моисей, как младший, был больше склонен к хулиганствам, он подстрекал старшего, но недовольство отца всегда ложилось именно на плечи Рамзеса. Хотя младший заступался за Рамзеса, крупица обиды в его душе оставалась. Тем более, отец однажды назвал Рамзеса “гнилым звеном цепи” в династии. Как бы братья ни относились друг к другу, их разлучили не семейные разногласия, а правда, открывшаяся Моисею о его происхождении.
Мультфильм “Принц Египта”, у которого рейтинг допускает семейный просмотр, но с оговоркой, что родители должны убедиться, что для детей нет опасных для их психики сцен, трудно назвать однозначно детским.
Сцены жестокости здесь есть (рабы, строящие храмы, надзиратели, бьющие их хлыстами, младенцы, летящие в пасть к крокодилам, Моисей, случайно убивающий надзирателя, массовая смерть египтян), но их “смягчает” мультипликация, рисованный стиль словно уводит внимание. Тема невыносимого рабского труда в мультфильме подчёркивается с помощью сопоставления маленьких размеров человеческих фигур и огромных египетских статуй и зданий. На экране это выглядит внушительно и визуально потрясает.
Но трудно прочитать это за метафору и акт агрессии, когда нет жизненного опыта, это не проанализировать, это правда может быть воспринято как что-то, существующее в составе впечатляющего целого.
Ребёнок может не понять страшного посыла, увидев лишь очень красивые сцены – а нарисован мультфильм невероятно живо и привлекательно – в совокупности с хорошим исполнением песен (когда Мириам поёт голосом Сандры Буллок When You Believe, это что-то волшебное), его увлекут приключения Моисея и древнеегипетская история (характерная роспись иероглифами и фигурами на стенах дворца фараона выглядит особенно ярко).
Например, в эпизоде, когда Моисей открывает правду о себе, в центре внимания остаётся его смятение. Главный герой осознаёт что-то очень важное, что заставляет его пересмотреть свою текущую жизнь и прийти к пониманию, что в ней необходимы изменения. С возрастом этот эпизод откроется новыми гранями: переживания Моисея будут выглядеть намного глубже. Фараон успокаивал себя тем, что “это всего лишь рабы”, уничтожая наследников еврейского народа, но, значит, он не задумывался о душе Моисея: ведь он – выходец из порабощённого народа, тогда как ему себя определять сейчас? Он не настоящий Принц Египта, но и не полноправный иудей, раз живёт свободно, когда его народ умирает. Отсюда и смятение, влекущее за собой невозможность оставаться на прежнем месте.
Уникальность этого мультфильма в том, что он способен остаться в памяти именно благодаря своей многогранности – в детстве он подарит яркое приключение, а во взрослом возрасте – пищу для размышлений и докажет, что его актуальность не померкнет со временем. Рассказывая историю Моисея и его народа, сюжет говорит, на самом деле, об универсальной проблеме, повторяющейся из века в век с разными народами.
Сценаристы мультфильма за основу взяли Книгу Исход (вторую из Пятикнижия) – об освобождении евреев от рабства в Египте, когда Моисей вывел свой народ из него. Вступительный титр предупреждает, что они позволили себе вольность, но не посягнули на саму суть.
А суть в том, что империи стоят на костях и крови рабов и то, что люди могли бы быть друг другу братьями, но они не в силах переписать историю, высеченную в камне.
Интересные факты
- В Египте этот мультфильм так и не был выпущен. Египетское правительство запретило его показ из-за изображения пророка, которое часто считается запрещённым в мусульманском мире. Для большинства мусульман это абсолютный запрет – никакой пророк не должен быть изображён каким-либо образом. Считается, что изображения, а также статуи поощряют поклонение идолам.
- По мнению египтолога, многие детали в фильме были использованы умело, что заслуживает уважения.
1) В сцене с гонками на колесницах появляется игра “Гончие и шакалы” (Hounds and Jackals). Египтяне сравнивали сложное путешествие по подземному миру с игрой. Это делало игровые доски и фигурки подходящими предметами для хранения в гробницах.
2) У маленького Рамзеса на голове был только локон волос на виске. Это традиционная причёска древнеегипетских малышей и детей более взрослого возраста, принадлежащих королевским семьям.
3) В пустыне, когда Моисей снимает сандалии, на внутренней стороне видно, что там изображены традиционные враги Египта (нубийцы, ливийцы, азиаты и народы моря). Сандалии нарисованы по образцу сандалий Тутанхамона.
4) Моисей носил парик поверх своих настоящих волос. Так делали большинство состоятельных египтян.