Если вы дорогие друзья, хоть раз видели фильмы о золотом веке парусного судоходства, то могли обратить, что моряки старинных кораблей очень часто на борту спали в гамаках. Они же - подвесные койки, выражаясь морской терминологией.
Ниже подробнее объясню, почему матросы лет эдак пятьсот назад выбирали в качестве спального места именно гамак.
Европейские матросы еще в 1490-е годы подсмотрели такой шикарного способ ночного отдыха у карибских индейцев-араваков на Кубе в Новом свете. Такие подвешенными между деревьями "парящие кровати", hamaca (от аравакского "полоска ткани"), невероятно популярны были у коренных жителей Америки. И здорово приглянулись европейским морякам.
- Первыми об индейских чудо-кроватях европейцам, кстати, еще старина Колумб поспешил землякам рассказать. Правда, Христофорычево восхищение гамаками люди в Старом свете особо не разделили поначалу. А потом как распробовали фишку! И вышло в Европе совсем как с той же заокеанской картошкой, что поначалу проклинали, а затем жить без нее не смогли уже.
В итоге уже к концу XVI-го столетия все матросы того же старого доброго английского флота качались по морям по волнам именно в гамаках. Кстати, принятых как основное место моряцкого отдыха особым указом от 1597-го года. И вот почему. Объясняю, следите за руками.
- На парусных кораблях прошлых веков находилось не так уж и много свободного места, чтоб ставить капитальные кровати или оборудовать лежачие спальные места. Нужно ведь и порох с ядрами закатить, и съестные припасы да воду повсюду рассовать. Неизвестно же сколько точно времени будешь плыть ты по воле ветра... Подвесная кровать еще и солидная экономия нагрузки на корабль, весит всяко менее любой деревянной койки. Так что подвешивающийся за крючья гамак для корабела века эдак XVII-го - идеальный выбор. Тем более, что подвесную койку можно в любой момент убрать. И если потребуется, снова в минуту привесить.
Гамак обычно никак не соприкасается с мокрой палубой, не сыреет, не гниет. Если все же промокнет вдруг, то легко сушится. Матросам, спящим в гамаках, не приходится часами валяться в грязи на полусгнившем мешке или матрасе. По ним ночью не лазают крысы. Оттого моряки здоровее, крепче, не простужаются, не болеют. Ох тяжела ты, долюшка матросская!
- Спать в подвесной койке на борту постоянно качающегося парусного судна еще и намного спокойнее, безопаснее. Тебя не прибьет случайно покатившимся по палубе во время качки тяжелым грузом, огромной бочкой или пушечным ядром. Упасть с гамака тоже намного сложнее, нежели со шконки - подвесная кровать тебя словно кокон обнимает. Кататься по палубе вместе с гамаком, как с мешком, спящему тоже не получится во время бури :)
В гамаке спать намного теплее, нежели на голой земле - это вам любой турист-палаточник подтвердит. Особенно если верно подвесную кровать тканью снизу утеплить. А еще в гамаке человек куда быстрее расслабляется и проваливается в глубокий сон, лучше отдыхает, лучше отдыхают мышцы его спины да шеи. Что особенно важно при полной стрессов тяжелейшей службе моряка парусного флота.
- Сам гамак словно качается в лад с покачиваниями корабля, здорово нивелирует любую качку. Что, знаете ли, полезно для сна, для вестибулярного аппарата и всего здоровья в целом. Здорово помогает избегать опасных проявлений морской болезни.
- Персональный легкий гамак намного дешевле деревянной шконки. Его бедному моряку намного удобнее и с собой переносить - например, при высадке в родном порту, пересадке на другое судно, при высадке на необитаемый остров наконец :) Деревянную койку или даже мешок таскать за собой морскому бродяге намного сложнее, согласитесь сами, дорогие друзья.
Ну и наконец, повторюсь, такая манера отдыха стала для моряков настоящим понтом, особенно для пиратов. Эдаким синонимом сладкой беззаботной жизни, вечного лета и отдыха. Мы мол, теперь, как настоящие индейцы :)
- Любопытно, что гамаки на флоте, особенно военном, широко применялись вплоть до самого конца XIX-го столетия, когда суда уже настолько большими стали, что стало места на капитальную мебель хватать. Однако, внезапно, подвесные кровати широко вернулись на корабли в обе мировые войны, когда на пассажирские суда требовалось запихать как можно более народу при эвакуации с опасного побережья, куда наступает враг.
Да и сегодня имеются морские волки, что предпочитают почивать на кораблях именно в подвесных койках. Гамаки ныне даже космонавты иногда используют - в целях все той же экономии ограниченного пространства.