Найти в Дзене
Мама Люба

«Достаточно взрослая, чтобы жить без родителей...»

— Да что ты говоришь?! — Светлана отпила чаю и наклонилась вперед, с интересом ожидая продолжения. — Неужели выгнали?

Вера вздохнула, потянулась за чашкой чая и задумчиво посмотрела на подругу, сидящую напротив. Светлана, ее ровесница, с интересом ожидала продолжения.

— Ну не то чтоб выгнали, но по факту ребенок остался на улице, — начала Вера, чуть наклонившись вперед. — Я эту семью хорошо знаю. Моя дочка с их Катюшей в одном классе училась, а теперь в одном институте учатся, только на разных факультетах. Мы же на собраниях пересекались с ее мамой — она не работала, поэтому в родительском комитете состояла всегда... И отца пару раз видела — высокий такой, симпатичный мужчина. На вид — приличные люди, адекватные вроде бы. А вот взяли и ребенка бросили на произвол судьбы...

Светлана удивленно подняла брови.

— Как бросили? Что случилось-то?

— Да они Катюшу, дочь свою, фактически из дома выгнали! — выпалила Вера

возмущенно.

— Как это выгнали? Она же взрослая, вроде, если она одноклассница твоей дочери. Ей, значит, уже девятнадцать?

— Да, девятнадцать. Но разве ж это взрослые?! — Вера махнула рукой. — По нынешним временам это еще дети совсем, какие там взрослые! По своей дочке вижу — ребенок ребенком. Мы в их возрасте были куда более самостоятельными. А нынешние… Они вообще к жизни не приспособлены!

Светлана кивнула, но заметно было, что сомневается.

— Ну а что произошло? Почему выгнали? — осторожно спросила она.

Вера вздохнула, сделала глоток чая и начала рассказ:

— Родители развелись несколько месяцев назад. Папаша их нашел себе новую женщину. Мама, представь, почти всю жизнь в браке не работала, квартира у них — добрачная, мужу принадлежит. Так что, когда развод случился, она вещи собрала и уехала к своим родителям. Они живут где-то в маленьком городишке. А папа… Папа сразу привел в их квартиру новую жену. И, как ни в чем не бывало, сказал дочери, чтобы тоже вещи собирала.

Светлана нахмурилась.

— И куда она делась?

— Папаша снял ей какую-то комнатушку, дал немного денег на первое время и заявил, что комната оплачена на 3 месяца. А дальше — мол, выкручивайся сама. Девятнадцать лет, говорит, ты уже взрослая. Вон я, мол, в шестнадцать лет самостоятельно жить начал, в училище поступил, сам себя обеспечивал. Представляешь?

Светлана только покачала головой.

— А она что?

— Да она же студентка, на дневном учится, второй курс пединститута, как моя, только не на математике, а на иностранных языках. Она ведь умная девочка, английский всегда лучше всех знала. Только какая теперь учеба, если за жилье платить нечем? Она раньше подрабатывала, конечно — ну, как студенты, по мелочи, но разве ж этого хватит, чтобы снимать квартиру, кормиться, одеваться? Чтоб жить самостоятельно на съемной квартире — это надо пахать с утра до вечера. А куда ее без образования возьмут? В какой-нибудь супермаркет на кассу, разве что. Да и то, вряд ли этого хватит.

Светлана задумалась, облокотившись на стол.

— А что ее мама? Почему она дочь к себе не забрала?

— А у мамы самой положение аховое, — Вера нахмурилась. — Она теперь у родителей живет, которые, насколько я понимаю, совсем не рады ее приезду. А если еще Катя приедет, это же дополнительный рот, хлопоты… Да и работы там никакой нет. Деревня почти.

— Значит, совсем одна осталась, — пробормотала Светлана. — Похоже, учеба ей теперь не светит...

— Вот именно. Бедная девочка поступила на бюджетное, отучилась год, старалась... Теперь всем звонит, бывшим одноклассницам, их родителям, совета просит. Только что ей можно посоветовать? Я, честно говоря, сама не знаю. Даже взрослому человеку в ее ситуации сложно выкрутиться, а уж ей… — Вера развела руками. — И ведь ее отец просто отмахнулся. Детство, говорит, закончилось, выкручивайся как знаешь. Хочешь, говорит, замуж выходи, а хочешь — учись. Все, мол, тебе дороги открыты...

— Да уж, папаша еще тот, видать, фрукт... С юмором. Все дороги, говорит? Ей похоже, дорога одна — найти содержателя. Но разве ж нормальные родители такого пожелают своему ребенку? — Светлана долго молчала, потом наконец заговорила.

— А вот мне интересно… У нее разве нет законных прав на родительскую квартиру? Ведь она там выросла, это ее дом. Разве отец может просто взять и выставить ее?

Вера задумалась, постукивая пальцами по чашке.

— Я об этом тоже думала. Насколько я понимаю, Катя прописана там. Так что, возможно, у нее есть право там жить, даже если отец женился снова. Но это же нужно к юристу идти, разбираться. Я точно не знаю, но кажется, есть закон, что родители обязаны содержать детей, пока те учатся...

Светлана кивнула, ее взгляд стал более сосредоточенным.

— Да, и это надо уточнить. Но если она действительно прописана в квартире, то отец не имеет права просто так выставить ее. Даже с разводом. И алименты какие-то положены, хотя бы пока доучится. Ей же время должны дать, чтобы она могла встать на ноги. Почему ей никто этого не подсказал?

— Она еще слишком молода, чтобы такие вещи знать, — вздохнула Вера. — Да и кто бы стал разбираться? Отец сказал, что она взрослая и должна жить сама. У нее, наверное, даже мысли не было, что можно как-то иначе.

— Так может, ей стоит это объяснить? — осторожно предложила Светлана. — Пойти в суд, например, если отец нарушает ее права. Или хотя бы к юристу обратиться.

Вера пожала плечами, но в глазах читалась неуверенность.

— Возможно. Но это же все время, деньги. Всё не так просто. Я бы и сама не знала, что делать в такой ситуации. Да и вмешиваться… Это ведь чужая семья.

Светлана нахмурилась, но не стала возражать.

— Всё-таки странно, — сказала она наконец. — Одни родители как-то стараются своих детей поддерживать до последнего, пока на ноги не встанут. А другие бросают, как только исполнилось восемнадцать. А ведь времена сейчас такие — выжить-то сейчас куда как непросто.

Вера кивнула.

— Да, и я об этом же. Раньше мы на стипендию могли жить, многие действительно рано начинали самостоятельную жизнь. А сейчас? Стипендии копеечные, работы нормальной нет, цены бешеные. Только вот… этого ее отца ничего не волнует. Он счастлив, у него новая семья, новая жизнь. А дочь? Дочь ему больше не нужна.

Светлана тяжело вздохнула.

— Всё-таки это неправильно, — тихо сказала она. — Совсем неправильно. Надо посоветовать девочке к юристу сходить...

А вы как думаете? Стоит ли Кате побороться за свои права? Или не растрачивать силы, а пытаться выжить самостоятельно в этом непростом мире?

Читайте ещё истории из жизни: