Вообще надо сказать, что продажа бесценной коллекции Эрмитажа стала финальным шагом, на который решились Советы. До этого попытки продать национализированные художественные ценности предпринимались не единожды, и самый первый раз датировался 1921 годом.
Когда в стране начался страшный голод, пик которого пришелся на февраль все того же 1921-го, Совнарком выпустил постановление «О составлении государственного фонда ценностей для внешней торговли», ставшее своего рода спусковым крючком для активной распродажи произведений искусства. И, что любопытно, этот документ был подписан лично Лениным.
В то время из Эрмитажа большевики вывезли и продали не только ценности, ранее принадлежавшие императорам и их семьям, но и экземпляры (и даже коллекции), которые оказались в музее уже после революции.
В 1922-1923 годах в Эрмитаже даже работала специальная комиссия, которая составляла каталоги всех имеющихся в музее экспонатов, предварительно разделив их на три категории:
- не имеющие музейного значения и подлежащие сдаче в Гохран,
- имеющие музейное значение,
- имеющие исключительную художественную ценность.
В данном случае продаже на Запад подверглись в основном рядовой антиквариат и драгоценности, что, конечно же, печально, но никакой трагедии в этом не было. Но когда постоянно увеличивающиеся долги из-за покупки техники и строительства заводов, потребовали от советской власти решительных действий и…желательно в валютном эквиваленте, было принято решение пополнить бюджет за счёт распродажи произведений искусства – настоящих музейных сокровищ.
В феврале 1928 года руководство Эрмитажа и Русского музея было вынуждено представить список произведений для экспорта общей стоимостью 2 млн рублей. Под эгидой Наркомпроса в Ленинграде было создано специальное агентство «Антиквариат», представители которого, собственно, и занимались отбором экспонатов на продажу.
Любопытно и то, что в «Антиквариате» на тот момент работали люди, которые действительно разбирались в искусстве - специалисты с дореволюционным стажем. Однако окончательное решение по тому или иному экспонату принимали не они, а партийные функционеры.
Более того, тогда на полном серьезе существовали планы на продажу музейных ценностей, и от выполнения этих самых планов, зависело финансирование Эрмитажа – то есть, деньги, которые были необходимы для проведения реставрационных работ и выплату заработной платы сотрудникам. Эрмитаж получил инструкцию продать 250 картин по крайней мере по 5000 рублей за каждую, а также гравюры, оружие и предметы скифского золота. И это, по сути, была уникальная ситуация – музей, чтобы выжить, вынужден был распродавать сам себя…
10 марта 1928 года работники Эрмитажа передали Ленинградскому отделению Госторга 376 предметов, оценённых его же экспертами в 718 тысяч рублей, а к 26 октября было сдано уже 732 предмета на общую сумму 1 миллион 400 тысяч рублей. С 1 января по 7 июня 1929 года «Антиквариат» сумел получить только из Эрмитажа 1221 предмет для экспорта, включая живопись и произведения декоративно-прикладного искусства. А в июле еще 5521 предмет! И все отобранные экспонаты, разумеется, были отправлены на заграничные аукционы.
Организацией этих аукционов, к слову, занималась немецкая фирма Лепке. Первый из них состоялся в ноябре 1928 года в Берлине. Позже похожие аукционы проходили также в Швеции, Австрии и Швейцарии. Но, к сожалению, ни один из них не принес тех денег, на которые так рассчитывала советская власть. Многие шедевры были проданы зарубежным коллекционерам по очень низким ценам, а некоторые так и остались невостребованными и вернулись в Россию. К нашему превеликому счастью, разумеется…
Но и, надо сказать, что сотрудники Эрмитажа тоже без дела не сидели и, как могли, отстаивали национальные ценности. Так, к примеру, они не позволили вывезти из музея раку Александра Невского, сасанидское серебро (III—VII вв. н. э.), скифское золото, «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи.
К тому же, 25 апреля 1931 года Политбюро приняло постановление о создании списка шедевров, не подлежащих продаже. Приход к власти фашистов, как бы странно это не прозвучало, также отчасти спас музейные ценности Эрмитажа, поскольку немецкого рынка сбыта для большевиков больше не существовало, а как еще продавать экспонаты Эрмитажа они не знали.
Своеобразную точку во всем этом безобразии поставил Сталин – точнее, по распоряжению Сталина в ситуации разобрался Алексей Иванович Стецкий – партийный деятель. Вникнув в суть дела, Стецкий осознал, какая чудовищная опасность грозит Эрмитажу, и подготовил проект решения Политбюро.
Решение было утверждено на заседании 15 ноября 1933 года: «Об Эрмитаже. Прекратить экспорт картин из Эрмитажа и других музеев без согласия комиссии…». Как оказалось, данное решение действительно было окончательным и полностью прекратило практику изъятия музейных ценностей.
Тем не менее, Эрмитаж навсегда лишился 48 шедевров мирового значения. Музей всегда гордился своей голландской коллекцией, но после «распродаж» потерял все картины Яна Ван Эйка. Сейчас в нашей стране их нет совсем. Более того, в России было четыре произведения Рафаэля, а теперь остались только два.
Лишь чудом картина Рафаэля «Мадонна с безбородым Иосифом» не уехала на Запад! Покупатели отказывались ее брать только из-за того, что картину переложили с дерева на холст, а в то время ценители искусства этого не любили.
То же самое едва не случилось с полотном Рембрандта «Возвращение блудного сына», которое оказалось слишком большим для транспортировки за границу, и никто не стал с ним заморачиваться.
Доход от продаж составил не более одного процента от валового дохода страны и значимого влияния на экономику не оказал. А вот значительный ущерб национальному культурному достоянию и международной репутации СССР нанес… и еще какой.
Сегодня вернуть в Россию хотя бы что-то из потерянного в 20-30-е годы художественного наследия практически невозможно, поскольку большинство произведений искусства, которые раньше принадлежали Эрмитажу, являются собственностью крупнейших мировых музеев. И с юридической точки зрения экспонаты находятся там совершенно законно. Поэтому, конечно же, никто их назад возвращать не станет.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!