Найти в Дзене

Коричневая «Субстанция»

Какая же гадость эта ваша заливная рыба! Дно пройдено, начали копать... И множество других нелицеприятных выражений, а также непечатных эпитетов приходит на ум, когда речь заходит о киноновинке прошлого года «Субстанция». Конечно, сложно было ожидать от автора канала с названием «Консервативный взгляд на кино» согласия и присовокупления своего голоса к тем восторженным критикам, которые включают фильм Корали Фаржа в список лучшего за год (а таких на самом деле хватает, взять хотя бы итоги КиноПоиска или отдельные обзоры на Кинориуме), но тут, по всей видимости, и не все модернисты с авангардистами будут дружно хлопать в ладоши. Бывают фильмы-провокации (привет Ларсу фон Триеру), бывает шок-контент (ранний Михаэль Ханеке), а бывает требуха, потроха, ну, или как это сейчас модно говорить «боди-хоррор», который, впрочем, тоже разнится. Оказывается, чтобы поведать очередную версию извечной истории о желании человека быть всегда молодым и красивым, сюжетов, связанных с омоложением, оживлени

Какая же гадость эта ваша заливная рыба! Дно пройдено, начали копать... И множество других нелицеприятных выражений, а также непечатных эпитетов приходит на ум, когда речь заходит о киноновинке прошлого года «Субстанция». Конечно, сложно было ожидать от автора канала с названием «Консервативный взгляд на кино» согласия и присовокупления своего голоса к тем восторженным критикам, которые включают фильм Корали Фаржа в список лучшего за год (а таких на самом деле хватает, взять хотя бы итоги КиноПоиска или отдельные обзоры на Кинориуме), но тут, по всей видимости, и не все модернисты с авангардистами будут дружно хлопать в ладоши. Бывают фильмы-провокации (привет Ларсу фон Триеру), бывает шок-контент (ранний Михаэль Ханеке), а бывает требуха, потроха, ну, или как это сейчас модно говорить «боди-хоррор», который, впрочем, тоже разнится.

Кадр из фильма. Голые задницы...
Кадр из фильма. Голые задницы...

Оказывается, чтобы поведать очередную версию извечной истории о желании человека быть всегда молодым и красивым, сюжетов, связанных с омоложением, оживлением или физическим изменением героев, коих и в русских народных сказках было предостаточно (сказка о молодильных яблочках, сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях А.С. Пушкина – «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» и др.), да и западные мифы и сказания от их дефицита явно не страдали (тот же немецкий «Источник молодости» и прочие), в современных фестивальных реалиях западного кинематографа нужно обязательно зайти с заднего прохода, обдать с брандспойта зрителя фонтаном кровищи (чит. красной краской), блевотиной и известной коричневой субстанцией, и тогда тебя возможно заметят, скажут «класс», дадут статуэтку и напутствуют – продолжай в том же духе. Чем хуже, тем лучше – вот главный девиз.

Кадры из фильма. ... цистерны вылитой красной краски...
Кадры из фильма. ... цистерны вылитой красной краски...

Сюжет прост и незатейлив. Стареющую ведущую утреннего телешоу о занятиях аэробикой, увольняют из программы на ТВ, из-за чего она впадает в депрессию (ну что поделать – век моделей недолговечный), но тут как нельзя кстати подворачивается под руку чудо-средство, которое нужно ввести в себя и вырастить за минуту химеру – второе молодое тело, выбирающееся из старого (при том, что старое продолжает жить, перед нам априори предстаёт полнейший бред, с которым автор сего опуса предлагает смириться, как с некоей аллегорией). Однако по законам жанра за всё чудесное нужно платить, поэтому существует ряд условий и ограничений, по которым должны жить два связанных между собою тела, сменяя друг друга раз в неделю. Ну, а поскольку, молодая сущность питается за счёт старой и не хочет знать меру, настоящее тело подопытного кролика этого ужасного эксперимента со временем превращается в мешок с костями. Впрочем, детально разбирать сценарные извращения «The Substance» особого смысла нет. Гораздо важнее то, что при просмотре и по его завершению единственное чувство, которое возникает – это отвращение. И отнюдь не к циничному потребительскому отношению к женщинам вообще и к моделям в шоу-бизнесе в частности, что якобы высмеивает в своём проекте Фаржа, а именно к тому, что она наснимала.

Кадр из фильма. ... и прочие визуальные извращения. Призы обеспечены!
Кадр из фильма. ... и прочие визуальные извращения. Призы обеспечены!

В данной связи полностью соглашаемся с рецензентом «Труда»: это больное, деструктивное кино. Неоправданный радикализм, где «кровь вперемешку с гноем и блевотиной льётся цистернами», голые ляжки слишком откровенной аэробики заполняют экран, и голые актрисы больше двух часов общего хронометража копошатся в искусственно созданной тошнотворной жестокости. Выбирая между данным художественным кино для широкой аудитории и порнографией, лучше отдать предпочтение и потратить время на последнюю – там хотя бы чему-то можно научиться… Тем примечательнее, что ЭТО сняла женщина. Воистину мир перевернулся с ног на голову. И ради чего? Как тут не поддержать Юлию Шагельман из «Коммерсантъ»: «Субстанция» выглядит слишком абстрактной и парадоксально устаревшей. И отвратительно нелепой, – добавляем мы, – не стоящей даже десятой доли картины Роберта Земекиса «Смерть ей к лицу», которая была снята тридцать с лишним лет назад и рассказала по теме гораздо больше, причём, в куда более удобоваримом виде.

Кадр из фильма. Деми Мур готова на всё
Кадр из фильма. Деми Мур готова на всё

Нельзя обойти стороной и исполнительницу главной роли – Деми Мур, точно такую же постаревшую звезду экрана, как и её героиня, готовую на всё, чтобы не быть забытой. Такое ощущение, Мур решила пойти по проторенной дорожке Николаса Кейджа и сниматься в любом непотребстве, лишь бы только мелькать в поле зрения и платить по счетам (к слову, Кейдж тоже не так давно, в 2016-м, снялся в сравнимом кровавом трэше под названием «Мэнди»). «Старания» всех частей тела бывшей супруги Брюса Уиллиса, который, кстати, тоже в какой-то момент пустился во все тяжкие (но он то понятно почему – прогрессирующая болезнь, лобно-височная деменция), «оценили по достоинству», выдав аж Золотой глобус, ибо фестивальная публика подобный контент любит и всячески одобряет «горяченькое». Что сути, конечно же, не меняет: под обёрткой нашумевшего боди-хоррора скрывается очередное кино извращенца для извращенцев избранной для избранных, банальный посыл которого в наш прогрессивный век даже повторять не хочется, настолько он очевидный.

«Субстанция» (2024, The Substance)
-6

______________________________

Настоящая статья продублирована в блоге автора на сайте Кинориум.ру