Из опыта работы
Народные сказки хорошо способствуют развитию детской речи, дают им образцы литературного языка.
Тематика сказок не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка, повлиять на развитие активного и пассивного словаря детей. Речь их становится более выразительной и грамотной. Они начинают использовать новые слова, выражения в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Рассказывая детям сказки, педагог побуждает их к самостоятельным высказываниям, тем самым активизируя речь детей. Сказка помогает ребенку научиться излагать свое отношение к прослушанному, побуждает его к словотворчеству. В процессе данной деятельности немаловажная роль отводится родителям, поскольку только тесное взаимодействие детского сада и семьи может значительно повысить уровень речевого развития детей.
Я начинала работу во второй младшей группе с чтения сказок, рекомендованных учебной программой. Это происходило как в организованной деятельности по развитию речи и речевого общения, так и в нерегламентированной деятельности.
В организованной деятельности использовались занятия разного типа:
- игры-занятия «Встреча со сказкой» (приложение);
- рассказывание одной сказки «Три медведя»;
- рассказывание нескольких сказок, объединённых единой тематикой «Ах уж эти сказки!»;
Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
- игрушек, настольного театра и т.д.;
- чтение — один из элементов урока по развитию речи;
- cоставление сказки по иллюстрациям, связанным одним сюжетом.
В средней группе для подготовки к восприятию новой сказки можно сделать следующее: поместить в книжном уголке новую книгу или рисунки художников к этой сказке. Дети, рассматривая иллюстрации, составляют рассказы, пытаясь определить, какая это сказка, о чем она будет повествовать.
Также для подготовки к восприятию новой сказки можно продемонстрировать игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки. Тем самым, помогая запомнить их названия, объясняя название, рассказывал об особенностях.
Для привлечения родителей к деятельности по развитию связной речи детей проводились «Дни открытых дверей». Родители присутствовали на занятии в качестве зрителя и участника: сюрпризный момент (внесение книжки со сказкой, показ мультимедиа, совместный показ кукольного, настольного театра).
При подготовке к восприятию новой сказки, использую в работе специальное речевое упражнение, которое помогает детям запоминать новые слова. Например, сказка «Хвастливый заяц».
Сказка начинается словами: «Стоит дом-великан, не дом, а домище!». Предлагаю детям самостоятельно подобрать слова, описывающие предметы большого размера. Это способствует пополнению активного и пассивного словаря, привлечению детей к речевому общению, речевой активности.
Предлагаю заканчивать фразы, которые будут произноситься так: «У кота — усы, а у тигра — усищи. У кота — лапы, а у льва —…». Объясняю, что слова «усищи», «лапищи» принадлежат зайцу — герою новой сказки «Хвастливый заяц», прошу повторить фразу, которую говорил заяц, а затем читаю сказку.
В ходе беседы, использую вопросы для последовательной передачи содержания сказки. После прочтения сказки даю задание охарактеризовать главного героя.
В старшей группе предварительная работа над сказкой «У страха глаза велики» происходит следующим образом.
Сообщаю: «Я буду читать сказку с не совсем обычным названием — «У страха глаза велики». Как вы считаете, кто это такие?» (Отвечая на этот вопрос, дети упражняются в согласовании прилагательного с существительным в роде и числе).
Дается задание: попробовать, ориентируясь на название сказки, сочинить ей начало. Затем предлагаю придумать концовку к произведению. Это способствует обогащению речи дошкольников.
После чтения (рассказывания) проводится беседа, которая помогает детям глубже понять содержание сказки, правильно оценить отдельные ее эпизоды, еще раз пополнить свой словарь интересными сравнениями, описаниями.
Практика показала, что в младшей группе детей привлекают яркие красочные иллюстрации, поэтому рассказывание сказки необходимо сопровождать набором иллюстраций (например, к сказке «Колобок» использую 5 картинок).
Для детей средней группы наиболее эффективными оказались игры-занятия, занятия с использованием наглядного материала: игрушки, пальчиковый театр, теневой театр и т.д.
Дети научились внимательно слушать сказку, понимать содержание, активно участвовать в обсуждении, рассказывать о поступках героя («Два жадных медвежонка»), чертах характера («Три поросенка»).
В старшей группе чаще всего использовались занятия с чтением как часть занятия, рассказыванием нескольких сказок, составлением сказок по набору картинок («У солнышка в гостях», «Дюймовочка» и др.).
Благодаря таким формам повысилась речевая активность детей, улучшилась связная речь детей.
Закрепить материал, полученный детьми на занятиях, предлагалось вместе с родителями дома: побеседовать, рассказать, нарисовать рисунок, пересказать сказку. Результаты совместной деятельности — конкурсы «Нарисуем вместе», «Узнай по картинке сказку».
Дальнейшее развитие связной речи происходило в разных видах деятельности: в младшей группе предпочтение отдавалось игровой и познавательной деятельности, в средней и старшей группах — практической, трудовой, художественной.
Самая большая работа проводилась в процессе игровой деятельности (закрепление содержания сказок).
Использовались разные виды игр:
- дидактические игры «Азбука настроения»;
- «Краденое солнце», игры-упражнения «Передача чувств»;
- игры-монологи «Я назову героя»;
- игры-фантазии «Мой герой сказки»;
- речевые игры «Сказочные друзья», «Любимый герой».
Родители пополнили домашние игровые уголки играми по сказкам «Из какой сказки», проиграли в словесные игры с детьми, предложенные педагогам, совместно оформили журнал «Диалог с семьей», активно участвовали в играх-драматизациях («Телефон» К. Чуковского).
Проведены совместные игры-соревнования «Кто больше знает сказок», творческие игры «Я сказочник».
К концу средней группы и в старшей группе в познавательной практической деятельности наиболее актуальными были детские исследования:
- «Какие сказки самые интересные?»;
- «Популярные выражения в сказках»;
- «Чем похожи и чем отличаются сказки?»;
- «Герои народных и литературных сказок»;
- «Какие сказки больше всего любят дети и почему?».
Причем исследования надо не просто подготовить, но и суметь рассказать о них своим друзьям.
Конечно же, главными помощниками для юных исследователей были родители. Для презентации исследовательских работ родители и дети использовали разные формы: книги, плакаты, мультимедийную презентацию, театрализованное представление.
Такие презентации помогли не только вовлечь родителей в работу по развитию связной речи у детей, но и способствовали более тесному сотрудничеству дошкольного учреждения и семьи.
В художественной деятельности широко использовались просмотры сказок с последующей беседой («Царевна-лягушка», «Двенадцать месяцев» и т.д.).
Проводились утренние пятиминутки «Расскажи о прочитанной сказке», викторины по сказкам, использовались такие формы, как разгадывание загадок о сказках (средний возраст), фантазирование по сказкам «Теремок», «Колобок» (старший возраст), рассматривание иллюстраций к сказкам, картинок (старший и средний возраст), драматизация сказки «Теремок».
Родители придумывали сказки с детьми (сказки для дочки и сыночка), была проведена совместная акция «Мамина сказка», создана мобильная библиотека «Книжный рюкзачок».
- В процессе трудовой деятельности:
- ручной труд «Цветик-семицветик», «Цветы подснежники»;
- лепке «Любимая сказка»;
- рисовании по сказкам «Кошкин дом»;
- акции «Подклеим книжки, сказки в группе»
У детей формировалась старание трудолюбие, умение связно рассказать о проделанной работе. Родители активно участвовали в переоформлении книжного уголка (сказки), пополнении групповой библиотеки книгами и сказками.
В старшей группе широко использовались словесные зарисовки.
Дети придумывали и рассказывали, что они хотели бы нарисовать к сказке. Внимательно слушая детей задаются вопросы, которые помогали им лучше понять ту или иную деталь.
Например: «В каком наряде твоя Аленушка? Какого цвета глаза у колдуньи? Если она такая страшная, то почему Аленушка не поняла, что перед ней колдунья?»
В свободное от занятий время дети рассказывали о своих любимых героях, припоминали и рассказывали о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном, пересказывали описание природы, поступки героя, которые им особенно запомнились, что также способствовало развитию связной речи.
Периодически проводились соревнования «Чей рассказ интереснее (подробнее)».
Утренние пятиминутки, упражнения, викторины, пословицы, загадки активизировали речевую деятельность детей. Словесное рисование с детьми характеров героев, обстановки развивало речь. Пересказ сказки с использованием сюжетных картинок способствовал закреплению и систематизации пройденного материала.
Речевая активность детей повышалась благодаря системе разработанных мероприятий по видам деятельности: познавательная, практическая, игровая, художественная, трудовая.
Самыми необыкновенными и оригинальными оказались книги-пособия. При создании таких книг объединялись дети, педагоги и родители. Результатом совместного творчества родителей с детьми явились сборники детских сказок «Наши любимые сказки» и т.д.
Сколько еще интересных и увлекательных видов деятельности было проведено вместе с родителями. Это литературные досуги, праздники, развлечения, дефиле с рассказом о нем. Такие праздники значительно помогли решить задачи речевого развития, в частности связной речи.
Таким образом, детям не просто давались какие-то новые сведения, развивалась речь, главное — они осваивали эту информацию в развитии активной речи и разнообразной деятельности, которая доставляла им огромное удовольствие.
Для заинтересованности родителей в совместной деятельности были использованы такие формы работы, как исследовательские задания, конкурсы книжек-самоделок.
Организовывались квалифицированные групповые и индивидуальные консультации: «Как выбрать сказку?», «Как читать и рассказывать детям», «Сочиняем вместе». К услугам родителей предоставлялись информационные стенды, папки-передвижки, выставки.
Анализируя проделанную работу можно сделать вывод — использование разных видов занятий помогло повысить речевую активность детей, связную речь, а ее закреплению способствовали разные виды деятельности.
Огромное значение оказало сотрудничество с родителями: родители пополнили свои знания, у детей появились новые книжные уголки, игры по сказкам. Родители не остались равнодушными, активно включились в работу, проведено множество мероприятий: помогали, интересовались, сами учились, сами учили, делали вместе с детьми и педагогом (интересно было всем).
Дети научились последовательно, логично, связно пересказывать не только сказку, но и о чем-либо рассказать, составлять рассказ по картинке; у детей обогатился словарный запас.
Родители пополнили групповую и домашнюю библиотеки книгами-сказками, о чем дети с интересом рассказывают в группе. Многие продолжают до сих пор сочинять сказки и записывать их, придумывать сказки по дороге в дошкольное учреждение.
Радует, что многим родителям удалось понять смысл и значение этого процесса. Ведь связная речь станет прочным фундаментом успешного обучения ребенка в школе.
Приложение
Конспект занятия «Встреча со сказкой» для детей старшей группы
Ход проведения занятия
Педагог (П.). Дорогие друзья! Мы с вами уже давно знакомы с миром сказок, и я знаю, как вы мечтаете хотя бы на мгновение очутиться в волшебном мире.
Поэтому я предлагаю вам отправиться в удивительное тридевятое царство, где вы встретите множество ярких сказочных персонажей. Вот и заветная волшебная дверь, за которой начинается этот сказочный мир!
Звучит мелодия из сказки «Буратино».
П. Вы уже догадались, герой какой сказки поможет нам открыть волшебные ворота? Посмотрите, какая прекрасная цветочная поляна! Но, к сожалению, цветы поникли, их головки опустились. Давайте подумаем, как мы можем им помочь. (Ответы детей)
П. Мои цветы распустились от ваших добрых пожеланий. В моём цветке живёт сказка «Дюймовочка». Подойдите к этому цветку, разверните лепестки и отыщите там сказку. Расскажите, какая это сказка?
(У меня в цветке живут такие сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Три поросенка», «Лисица со скалочкой», «Лиса, заяц и петух» и т.д.)
П. Куда же нам отправиться дальше? Что в сказках помогает героям найти верный путь? (сапоги-скороходы, стрела, яблочко…).
В сказках чудеса бывают, герои путь-дороженьку теряют,
Мы присядем на пенек, и поможет нам клубок.
Попробуем его нарисовать.
Мы рисуем завиточки, получаются клубочки,
Раз виток, два виток, получился наш клубок.
П. Кто из вас расскажет нам о своем клубочке. (Рассказы детей).
С волшебными клубочками наше путешествие станет ещё более увлекательным, ведь вы так увлекательно о них поведали. Закройте глаза, и через мгновение мы окажемся в сказке.
Раздаётся зловещая мелодия.
П. Куда мы попали?
В лесу темном есть избушка, стоит задом наперед.
Непростая там старушка, бабушка Яга живет.
(Дети изображают Бабу Ягу, а затем превращаются в очаровательных и воспитанных малышей.).
П. Вам, конечно, хочется видеть в зеркале свою красивую улыбку. Но для этого нам нужно восстановить зеркальце, которое разбила царица. В какой сказке это произошло? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
Появляется зеркало. Малыши, увидев его, начинают улыбаться. (Стоит теремок).
П. Я мечтаю, чтобы в моём теремке жили только положительные герои. Пожалуйста, помогите мне! Здесь представлены различные шапочки, среди которых вам предстоит выбрать только те, что соответствуют образам добрых сказочных персонажей. Тот, кто выберет шапочку, сразу же сможет поселиться в нашем теремке.
П. Ой, как много жильцов поселилось в теремке. Почему здесь Красная Шапочка? Почему ты считаешь, что твой герой должен жить в теремке? (Ответы приблизительно выглядят так: «Золушка — добрая, потому что …»)
Вы очень умны, и именно поэтому вам удалось пройти в тридевятое царство, тридесятое государство, чтобы познакомится с уникальными персонажами.
Звучит музыка. Появляется кот.
Кот. Любопытно, как вам удалось меня найти?
П. Мы побывали в мире сказок и узнали о многих их героях.
Кот. У меня есть звёздочки. Они такие же маленькие, как и вы. Но когда человек растёт и совершает добрые дела, они начинают сиять от радости, становятся больше и продолжают расти вечно. Давайте возьмём эти звёздочки и украсим ими звёздное небо. Это будет чудо.
Включается гирлянда, начинает играть музыка.