Судьба этой звезды спорта печальна. Александр Сизоненко пережил две трепанации черепа и ушел из жизни в одиночестве.
Он был самым высоким человеком в Советском Союзе, настоящая диковинка, звезда советского баскетбола. До сих пор остается самым высоким человеком в России за всю историю.
Его главным козырем стали удивительные физические данные. Всю свою жизнь он продолжал расти, достигнув роста в 2 м 45 см. Спортсмен был известен во всем мире - не столько потрясающими успехами, сколько выдающимися габаритами. Это самый высокий баскетболист в истории баскетбола.
Как уникальный рост стал главной трагедией жизни баскетболиста и почему он умер в одиночестве и нищете?
Детство и юность
Саша родился 21 марта 1959 года в самой обычной деревенской семье в Херсонской области. Гигантов в роду не было, отец и браться ростом не больше 180 см, да и сам Александр в начальной школе ничем особо не отличался. Расти он начал после падения с велосипеда, и уже к 11 годам достиг отметки в 170 см.
Родители, без конца покупавшие сыну новую одежду, забеспокоились и отвели мальчика к врачу. Оказалось, что травма головы, полученная во время рокового падения, привела к нарушению работы гипофиза. Дальше последовали две операции с трепанацией черепа, однако ситуацию это не спасло – к концу школы Александр вырос до 218 см.
Прогнозы врачей стали большим ударом для юноши – ему пророчили не больше 20 лет жизни. На помощь пришел спорт.
Позднее Александр вспоминал:
«В школьном возрасте, конечно, переживал. Это сейчас мне наплевать, а тогда... Я понял, что отличаюсь от других детей. Кроме того, окружающие стали относиться по-иному. Меня ничего не заставляли делать по дому, учителя в школе реже вызывали к доске. Можно сказать, баловали. Кто знает, что бы со мной стало, если бы не спорт».
Начало спортивной карьеры русского Гулливера
Окончив школу, Сизоненко пошел учиться на электрика. Возвращаясь на автобусе из села Новая Каховка, где он проходил практику, он случайно оказался рядом с командой николаевских баскетболистов. Тренер «Спартака» сразу заметил высокого парня, побеседовал с ним и позвал на тренировку. Через три месяца, так и не сыграв ни одного матча, Сизоненко перешел уже в питерский «Спартак», которым руководил Владимир Кондрашин, гуру советского баскетбола.
«Никто не мог отобрать у него мяч», - вспоминали коллеги по цеху.
На первой же тренировке Александр забил 19 штрафных подряд. Юному великану прочили большое будущее. В период с 1976 по 1978 года он был центровым ленинградской команды. Знатоки отмечали, что Сизоненко в дополнение к своему огромному росту отличался тонким чутьем, отличной реакцией и искусством точного паса, однако скорости ему не хватало.
Игрок куйбышевской команды «Строитель»
Когда в 1978 году от болезни сердца умер лидер команды Александр Белов, требования к спортсменам по части здоровья сильно ужесточились. Руководителю «Спартака» пришлось отказаться от Сизоненко, болезнь которого была несовместима с большим спортом.
Кондрашин посоветовал Александру перебраться в провинцию и дал рекомендацию своему коллеге Генриху Приматову, тренеру куйбышевского «Строителя». Сделав ставку на высокого игрока, уже через два года команда вышла в Высшую Лигу.
Александр дождался своего звездного часа, став ведущим игроком клуба. Он получал высокую зарплату и даже был приглашен в сборную СССР, но не смог поехать с ней в турне из-за проблем с визой. Спонсоры клуба выделили спортсмену двухкомнатную квартиру в самом центре Куйбышева. Будущее казалось вполне безоблачным, но здоровье подвело.
Уход из спорта и дальнейшая жизнь
В 1986 году после травмы лодыжки и ее неверного лечения у Александра случился гормональный сбой, проявились диабет и астма – играть он больше не мог. Знакомые спортсмена отмечали, что во многих своих проблемах он был виноват сам: режим не соблюдал, мог выпить, покурить, был обидчивым и капризным.
Из воспоминаний Сизоненко:
«Новым тренерам было наплевать на мое здоровье. Они думали только о результате. Когда у меня случился гормональный сбой, никого это не волновало. Меня тут же стали из команды выпихивать. Специально врачей на меня натравили, которые прицепились к моим старым болячкам и запретили играть. Меня сразу с зарплаты сняли… вместо нее выдали мне книжку инвалида 2-й группы. В сердцах даже порвал ее».
Пенсию Сизоненко назначили в 63 с половиной рубля, одеться и прокормиться на эти деньги такому гиганту было практически невозможно. Имея образование и два диплома, работать он не хотел, ссылался на плохое здоровье. Соседи часто подкармливали бывшего спортсмена.
Когда о бедственном положении Александра узнали журналисты, в прокат вышел документальный фильм «Легко ли быть Гулливером». Пенсию повысили двое. Благодаря картине Сизоненко даже нашел себе пару, студентка Светлана Гуменюк прониклась историей баскетболиста и в 1988 году вышла за него замуж.
В 1994 году у пары родился сын Саша, однако семью это не спасло. Устав от постоянной нехватки денег и хорошего жилья, Светлана забрала ребенка и ушла от мужа. Городские власти Санкт-Петербурга вскоре предоставили Александру две комнаты в коммунальной квартире, там он и доживал последние годы.
Отказался продать себя медикам
В 1999 году Сизоненко получил предложение от немецкого института. Те предложили ему после смерти отдать свое тело анатомическому институту за хорошее вознаграждение, что решило бы все его финансовые проблемы. Александр отказался, объяснив это тем, что ни за какие деньги не хочет быть чучелом в музее.
С тех пор его здоровье все ухудшалось. Несмотря на поддержку сына и увеличенные пенсионные выплаты, Александр слабел на глазах. В июне 2011 года он упал в собственной квартире, повредив ногу, и после этого уже не вставал. 5 января 2012 года этот уникальный человек тихо умер во сне в возрасте 52 лет.