Иногда в центр «Муркоша» обращаются семьи с маленькими детьми (до 5 лет) с желанием взять питомца. Само по себе это совершенно нормально, ребенок и кошка могут нормально уживаться, но их надо правильно познакомить друг с другом, чтобы ни ребенок не навредил кошке, ни она – ему. Для этого надо соблюдать ряд правил. В этой статье мы поговорим о ситуации, когда в семье уже есть ребенок, а затем появляется кошка.
Правило №0. Мы так назвали потому, что это скорее не правило, а общий принцип или ценностная установка. Не следует брать котика «в подарок» ребенку или «для» него. Иными словами, мы категорически не приветствуем идею дарить детям живые игрушки. Пушистик – точно такой же член семьи, как и ребенок, с соответствующими выводами, так что решив взять его, вы принимаете на себя определенные обязательства. Если вы не готовы считать мурлыку членом семьи, лучше воздержаться от того, чтобы заводить животное.
Правило №1: и у ребенка, и у кошки должна быть «своя территория», как минимум на первое время. Дело в том, что очень многое в последующих взаимоотношениях ребенка и мурлыки будет зависеть от их первой встречи, поэтому она должна происходить в присутствии взрослого, лучше минимизировать риск неконтролируемой встречи. В случае ребенка это актуально, если он младше 2-3 лет и особенно – если это новорожденный, проводящий большую часть времени в колыбели (тогда лучше исключить доступ кошки в детскую). У усатика же должно быть место, где он может побыть в одиночестве, если сейчас ему не хочется внимания. Желательно, чтобы это место было расположено на высоте (то есть чтобы ребенок не мог до него добраться). Это место надо подготовить заранее, еще до появления кошки в доме. Это может быть высокий игровой комплекс, «кошачье дерево» или просто несколько полочек.
Правило №2: не спешите сразу же знакомить ребенка и кошку, дайте время мурлыке сначала адаптироваться к новой территории. В этом случае выполняйте все рекомендации, что и в случае появления кошки в доме (безотносительно ребенка). Лишь когда она более-менее освоится, можно переходить к знакомству.
Правило №3: как мы уже говорили, первая встреча должна происходить в присутствии и под контролем взрослого. Если ребенок уже хорошо понимает человеческую речь, с ним необходимо провести несколько бесед на тему того, что кошка – живое существо, а не игрушка, ей может что-то нравиться или нет, что с ней нужно правильно обращаться. Лучше всего такие беседы проводить с визуальным подкреплением – например, рассматривая картинки с кошками или во время просмотра мультфильма. Также стоит воздержаться от просмотра мультфильмов, где может встречаться жестокость по отношению к животным, чтобы не возникали негативные ассоциации.
Правило №4: для первого знакомства надо подобрать момент, когда кошка будет в игривом и дружелюбном настроении, лучше всего если она сама проявит инициативу. Взрослый сперва должен показать пример того, как можно гладить питомца, а потом предложить ребенку сделать то же самое под его наблюдением. Дети до трех лет еще плохо контролируют свое тело, поэтому оптимальным вариантом в этом случае будет не тактильный контакт, а игра: малыш может держать махалочку или хотя бы ниточку с бантиком на конце. Если что-то во время встречи идет не по плану – ребенок хочет «потискать» кошку или та излишне обеспокоена – сеанс знакомства лучше прекратить и продолжить чуть позже. Контакты ребенка с питомцем должны проходить под контролем взрослого, по крайней мере до тех пор, пока не будет видно, что они привыкли друг к другу и реагируют правильно.
Правило №5: ребенку надо объяснить, как нельзя вести себя с животным: не бить, не тыкать пальцами, не брать на руки (если ребенок в силу возраста не сможет делать это правильно), не давать еду со стола. И крайне важно, чтобы эти правила соблюдали все члены семьи без исключения, потому что нет в воспитании ничего хуже, чем когда слова взрослых расходятся с их делами. Если правило для ребенка сформулировано так, что кошку брать на руки нельзя, то это нельзя делать всем – иначе он не поймет, почему нельзя только ему. В крайнем случае можно сформулировать правило так, что, например, кошку берет на руки и расчесывает ее только мама.
Правило №6: ни в коем случае не вставайте автоматически на сторону ребенка в любой ситуации. Иными словами, если ребенок жалуется на то, что его оцарапала кошка, не начинайте ее ругать. Во-первых, это бесполезно – мурлыка лишь воспримет это как агрессию. Во-вторых, с кошки спрос еще меньше, чем с маленького ребенка (и уж тем более с ребенка лет пяти). В-третьих, не стоит давать малышу думать, что родители всегда будут на его стороне, он может начать этим манипулировать: если, например, он сам полез к кошке и как-то обидел ее, но родители сочли виноватой все равно кошку, то он может повторять такое в будущем. Кошка же этого делать не будет в любом случае. Вместо этого лучше спокойно выяснить ситуацию и объяснить ребенку, что кошка так сделала не потому, что хотела причинить ему боль, а защищаясь, значит, с ней надо вести себя иначе.
Правило №7: очевидно, что и сами взрослые не должны позволять себе ни намека на агрессию в отношении животного – ребенку будет очень сложно понять, почему «это другое».
Правило №8: минимум 15 минут в день надо уделять исключительно кошке – она не должна чувствовать себя ненужной в семье.
И в завершении мы хотим сказать, что в семью с очень маленьким ребенком лучше не брать котенка. Во-первых, котенок потребует практически столько же времени и внимания, что и ребенок, уверены ли вы, что не переоцениваете свои силы? Во-вторых, так больше риска, что произойдет неконтролируемая встреча и кто-то может пострадать. Так что лучше или брать взрослое животное, или подождать, когда ребенку исполнится хотя бы 3 года.
А в следующей статье мы расскажем об обратной ситуации – когда кошка уже живет в семье и появляется ребенок.
Понравилась статья? Читайте другие наши полезные статьи:
Подопечные «Центра помощи кошкам «Муркоша» благодарны всем, кто помогает сделать их жизнь чуточку лучше! Помочь через систему быстрых платежей (СБП):