Гюльфем-хатун была если не любимой женщиной Сулеймана Великолепного, то одной из самых постоянных. Вряд ли он чувствовал к ней страсть, а вот признательность как к давнему товарищу, вместе с которым он прошел все самые сложные моменты своей жизни – вполне вероятно.
И, тем не менее, она закончила свои дни на плахе. Хотя только самые безумные османские султаны казнили своих наложниц. Даже Селим Грозный, отец Сулеймана, считающийся одним из самых суровых османских правителей так не делал. Вместо этого он выдал неугодную одалиску за одного из своих вельмож.
Чем же Гюльфем так провинилась перед своим господином?
Гюльфем появилась в его жизни еще когда Сулейман сам был шехзаде. Она быстро родила сына и на некоторое время заняла негласную должность фаворитки наследника. Ценные подарки, высокое жалование, всеобщее уважение считались естественным продолжением этого статуса. Но затем сын нашей сегодняшней героини внезапно умер, и все внимание Сулеймана получила Махидевран, как мать единственного на тот момент наследника.
Гюльфем смирилась с этой ситуацией и даже нашла в себе моральные силы подружиться со следующей фавориткой своего хозяина – рыжеволосой и смешливой Хюррем. За неимением своих детей, она помогала нянчить ее многочисленных отпрысков, за что султан испытывал к ней немалую признательность и уважение. И даже писал ей письма, где справлялся просил позаботиться о своей ненаглядной.
Неудивительно, что после ухода из жизни единственной настоящей любви Сулеймана, пост главной распорядительницы гарема заняла Гюльфем. Обычно считается, что этим занималась любимая дочка падишаха Михримах. Но это не так, она на тот момент много лет была замужем за Рустемом-пашой и жила в его доме.
Так или иначе, Гюльфем получила все административные и финансовые возможности валиде, хотя и не носила этого звания. Именно она курировала те или иные строительные проекты, которыми по традиции занимались султанши. И она же определяла, какая из наложниц достойна посетить своего господина. Ибо ее личные покои находились в самом центре гарема, все коридоры сходились здесь, и никто не мог пройти мимо без ее воли.
Постаревший и явно нездоровый султан был склонен проводить свои ночи с Гюльфем, которая была лишь ненамного моложе. В силу преклонного возраста вряд ли они там выполняли супружеские обязанности, скорее предавались воспоминаниям и играли в ладушки.
Но покои Сулеймана также посещали молодые прелестницы, и со временем их становилось все больше. То ли султан сам что-то заподозрил, то ли ему донесли «добрые» люди, но оказалось, что право провести ночь с падишахом одалискам продавала хитренькая Гюльфем.
Желающие попасть на хальвет любой ценой были всегда. После этого наложница получала подарок, но самым главным были перспективы, которые перед ней открывались. Вдруг удастся стать фавориткой правителя, а тем паче – родить ему сына или дочь. После этого ее статус повышался стократно, а в будущем даже можно было стать матерью следующего падишаха.
Так или иначе, но Гюльфем на этом хорошо заработала. Но Сулейман посчитал, что в данном случае задета его личная честь, и отдал приказ избавиться от своей наложницы. Для человека, который отправлял на плаху собственных сыновей, это был вполне рядовой поступок – что ему какая-то старая одалиска, пусть она даже была подругой женщины, которую он действительно любил?
Вскоре Гюльфем простилась с жизнью, но после этого началось самое интересное. К сожалению, надежной исторической информации на этот счет нет, поэтому придется использовать сплетни в виде версий. Основная из них состоит в том, что хатун тратила полученные средства на строительство мечети и каких-то иных благотворительных объектов.
Поэтому великий султан раскаялся в своем поспешном поступке и построил в ее честь дорогую гробницу тюрбе, на стене которой высечена надпись «шехиде». Это означает, что Гюльфем умерла, как мученик, отдавший свою жизнь за благое дело.