По османскому родовому закону, новый султан должен был избавиться от своих родных братьев с целью обеспечения безопасности государства. Не каждому довелось стать братоубийцей, за некоторых с конкурентами расправились собственные отцы. Единственным способом выжить было бегство – однако, турецкие правители были очень последовательны и старались решить проблему дипломатическим путем. Обычно принца выдавали или лишали жизни на месте.
Поэтому до отмены закона Фатиха и изменения системы престолонаследия ни у одного действующего султана не было живых братьев. Их отправляли на небо они сами или общий отец. Увейс, единокровный брат Сулеймана Великолепного, стал единственным исключением – по случайному стечению обстоятельств ему повезло выжить. Давайте расскажем историю этого человека.
Селим I Грозный имел тяжелый характер и был скор на расправу. Он приговаривал своих подданных к высшей мере безо всякого повода, отчего в стране даже появилась поговорка: «Чтоб тебе быть визирем у Селима!» В 1514-м году он собирался в поход против Персии и перед отъездом казнил трех своих сыновей. Подлинная причина этого поступка неизвестна, но вероятно султан боялся восстания – он и сам пришел к власти, свергнув собственного отца.
Единственным оставшимся шехзаде был Сулейман, имевший репутацию преданного и умного сына – он в итоге и унаследовал трон. Но с Селимом случилась такая история, в результате которой у него появился еще один сын. Еще в бытность его царевичем у него была строптивая девица в гареме. Сев на трон, султан решил от нее избавиться по причине плохого нрава. По традиции в таком случае девушек выдавали замуж за кого-нибудь из видных вельмож, и наложница стала супругой мелкого бея.
Незадолго до положенного срока у нее родился сын, и султан был уверен, что это его ребенок из-за явного внешнего сходства. Тем не менее, мальчик, получивший имя Увейс, не считался законным представителем правящей династии. Официально он был сыном чиновника, и его имя не входило в список династических османских имен. Но отец все равно заботился о нем и пристроил отпрыска в дворцовую школу.
Шехзаде Сулейман знал об этом, но не стал трогать ребенка, когда сел на трон. На тот момент Увейсу было около восьми лет. Все источники заявляют, что султан относился к своему единокровному брату к осторожностью и первое время воздерживался от продвижения его по службе.
Но это крайне странное утверждение, ибо молодой человек был назначен наместником Ирака в возрасте 23-х лет. Одновременно он стал пашой, ведь было б странно, если обладатель такой высокой должности не имел этого титула. Так как опыта правления у него на тот момент не было, следует признать, что выдвижению он обязан только родством с Сулейманом.
Но истинный мотив такого решения остается тайной. Ирак был захвачен у персов годом ранее, в 1535-м был создан эялет Багдад с назначением Увейса во главе этой провинции. Это был крупный и недавно завоеванный регион – вряд ли было бы разумным ставить его губернатором парня, который едва вышел из школы. Возможно, Сулейман надеялся, что брату-сопернику там проломят голову. Либо, что он не справится и это станет предлогом его казнить.
Хотя есть и другой вариант. Османские царевичи обычно заканчивали обучение и уезжали в санджак в возрасте 17-18-ти лет. Но Увейсу было уже 23 и весьма вероятно, что у него уже имелся административный опыт. Поэтому может быть, брат не искал его смерти, а пытался наградить. Хотя это и не единственно возможная версия.
Так или иначе, Увейс вел дела умело и сумел заслужить доверие султана. Во главе Ирака он стоял десять лет, а затем был назначен наместником Йемена. Это тоже была новая провинция, турки захватили ее семью годами назад. Но до султанского брата тут уже правили несколько пашей.
Нашему герою поручили захватить город Таиз – он с этой задачей справился, но разозлил османских чиновников, которые не желали активизации военных действий. В результате против него был составлен заговор, и Увейса заколол один из собственных солдат. Говорят, что Сулейман при получении вести об этом заплакал.
Сын Увейса стал визирем при Ахмеде I, а его потомки много лет служили Османской империи.