Найти в Дзене
Italianissima

Итальянец в России. Продолжение истории...

Продолжая рассказ https://dzen.ru/a/Z4fiAv21MUYvwPQm о талантливом итальянце Сальваторе Тончи, мы решили посвятить отдельный пост его наиболее известным живописным работам. Одним из лучших портретов своего времени считался портрет Павла I в облачении гроссмейстера Ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского) с орденской короной. Павел изображен в далматике из золотого глазета, с латинским крестом, а на золотой цепи можно увидеть знаменитый крест, принадлежавший когда-то Великому Магистру Жану де ла Валетте (1557-1568).
Предложил императору кандидатуру живописца для создания столь ответственного образа другой выдающийся итальянец при русском Дворе - адмирал и командор Мальтийского ордена Джулио Литта.
Через сто лет этот портрет произвел сильное впечатление на Александра Бенуа, который писал, что он один «стоит целого исторического исследования». Вот что рассказывает об этом портрете Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» Гатчинского музея-заповедника: «Можно д
Портрет  Павла I (С. Тончи)
Портрет Павла I (С. Тончи)

Продолжая рассказ https://dzen.ru/a/Z4fiAv21MUYvwPQm о талантливом итальянце Сальваторе Тончи, мы решили посвятить отдельный пост его наиболее известным живописным работам.

Одним из лучших портретов своего времени считался портрет Павла I в облачении гроссмейстера Ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского) с орденской короной. Павел изображен в далматике из золотого глазета, с латинским крестом, а на золотой цепи можно увидеть знаменитый крест, принадлежавший когда-то Великому Магистру Жану де ла Валетте (1557-1568).
Предложил императору кандидатуру живописца для создания столь ответственного образа другой выдающийся итальянец при русском Дворе - адмирал и командор Мальтийского ордена Джулио Литта.
Через сто лет этот портрет произвел сильное впечатление на Александра Бенуа, который писал, что он один «стоит целого исторического исследования».

Вот что рассказывает об этом портрете Константин Иванов, заведующий отделом «Приоратский дворец» Гатчинского музея-заповедника: «Можно долго рассказывать, кто такой Сальваторе Тончи: это философ, мыслитель, очень необычный человек. И портреты он наделял различными элементами, не зря современники называли его "осколком эпохи Возрождения", сравнивая его с Леонардо да Винчи. Я без преувеличения, без всякого пафоса могу сказать: перед нами аналог Моны Лизы, Джоконды. Очень загадочный портрет Павла I, к которому обращаются многие искусствоведы. Нередко люди сидят часами напротив портрета, вглядываясь в лицо Павла I и в те удивительные символы, которыми насыщен этот портрет. Их здесь достаточно много. Такая мистика, магия. Мы неоднократно наблюдали, как люди здесь крестятся, молятся даже при входе во дворец и при выходе. Даже приезжали экстрасенсы, проверяли рамочками».

Портрет Н.Н.Демидова ( С.Тончи)
Портрет Н.Н.Демидова ( С.Тончи)

В том же 1800 году в Санкт-Петербурге Тончи завершил портрет богатейшего промышленника, камергера, барона Н.Н. Демидова перед его отъездом в Италию, во Флоренцию, где он прославит фамилию Демидов роскошным образом жизни и большой благотворительностью. Сальваторе изобразил русского олигарха на фоне заснеженных уральских гор с обломком горной породы в руках. Ныне эта картина находится в Русском музее.

О портрете Гавриила Державина мы уже немного рассказали в прошлый раз. Можно добавить, что заказал его мастеру иркутский купец Сибиряков, большой поклонник творчества русского поэта. Желая «выразить свое восторженное поклонение таланту, он подарил певцу Екатерины… шубу из редчайших соболей стоимостью около 4000 рублей серебром и бобровую шапку». На картине Державин изображен как раз в подаренной ему шубе и шапке на фоне сибирской природы.
Сибиряков разместил портрета Державина в отдельной комнате своего иркутского дома, назвав ее «Державинской». По просьбе поэта Тончи исполнил два одинаковых портрета - для него и для Сибирякова. На державинском варианте на камне можно прочитать авторскую надпись: "Justitici in scopulo, restilo mens delphica in ortu Fingitur, in alba corque fides… (nive)". (Правосудие изображается скалою, румяным (восходом) – дельфийский (пророческий) дух, белым снегом – чистосердечие и правдивость).

Портрет М.Нарышкиной (С. Тончи)
Портрет М.Нарышкиной (С. Тончи)

Среди других портретов русской аристократии кисти Сальваторе Тончи многие отмечают великолепное изображение польской княжны Марии Четвертинской (1779–1854), Нарышкиной по супругу, фрейлины Двора и многолетней любовницы императора Александра I. Современники считали красоту Марии «совершенной и невозможной».

Историк Мельгунов, размышляя над судьбой Сальваторе, однажды сказал: «Поэт, мыслитель, живописец и музыкант — Тончи представляется на дальнем севере каким-то обломком эпохи Возрождения».

Онлайн-школа "Italianissima". Открывайте Италию и учите итальянский с нами!