Business Excellence, январь 2025
Рубрика: Мнения экспертов
Автор: Михаил Палагин
На протяжении последних лет российский авторынок проходит внеочередную перестройку. Отечественная Lada захватила более трети рынка, что свидетельствует о восстановлении интереса к локальному бренду. Китайские автобренды заняли лидирующие позиции — девять из десяти топовых мест по продажам. Ряд моделей от Geely, Haval, Сhery, Changan, GAC и др. успели завоевать популярность, хотя есть много вопросов об их качестве и надежности. Несмотря на экономические и социальные перемены, потребители продолжают проявлять интерес к покупке новых автомобилей. Вполне логично спросить: а что именно их мотивирует?
Экономическая целесообразность и рациональный выбор
Финансовая сторона всегда играет основную роль — как при покупке первого автомобиля, так и при замене существующего. Большинству понятно, что важен рациональный выбор, при котором учитываются не только первоначальные затраты, но и долгосрочные расходы на страхование, обслуживание, топливо, ремонты. Многие знакомы с понятием «стоимость владения автомобилем», позволяющим узнать стоимость километра пробега за срок службы и определиться с бюджетом.
Некоторые пытаются проводить собственные подсчеты. Но в условиях нестабильного спроса и перманентного роста розничных цен на автомобили, запчасти, услуги и топливо, а также инфляции, волатильности вторичного рынка и т. д. прогноз получается очень приблизительным. При этом независимые провайдеры такую информацию не публикуют и концентрируются на ограниченном числе массовых моделей, используемых корпоративными клиентами.
Эмоциональный выбор против рационального
Рациональный выбор практически неактуален для тех, кто обновляет свои автомобили каждые два или три года, а иногда и чаще. Здесь экономическая целесообразность отходит на дальний план, уступая место эмоциям и стремлению всегда находиться за рулем новейших моделей. Дополнительно на частоту замены могут накладываться неудовлетворенность используемым автомобилем, отсутствие лояльности к конкретным брендам, окончание выплат по автокредиту или гарантийного срока. Данная категория потребителей демонстрировала тенденцию к росту, но сегодня сократилась, так как произошло значительное повышение цен на новые машины относительно уровня реальных доходов. К сожалению, даже для хорошо обеспеченных людей частая смена автомобиля становится всё менее доступной роскошью.
Нужно отметить категорию покупателей, выбирающих нестандартный, экономически обоснованный подход к приобретению транспортных средств. Здесь рациональный способ открывает возможности и для эмоционального выбора. Финансово активная группа граждан придерживается стратегии регулярной покупки «свежих» автомобилей в возрасте два-три года с последующим их использованием в течение краткосрочного периода — от одного года до двух лет. Состояние такого автомобиля при небольшом пробеге близко к новому. Это позволяет оптимизировать экономическую составляющую: избежать максимальной потери остаточной стоимости, характерной для новых автомобилей в первые годы эксплуатации, и минимизировать расходы на внеплановые ремонты и техобслуживание. При этом во владении будет автомобиль из актуального модельного ряда после начального периода эксплуатации, в так называемый период наибольшей надежности.
Стратегия относительно проста, но содержит и риски, которые требуют от покупателя неплохой финансовой грамотности, знания вторичного рынка и умения профессионально оценивать документы и техническое состояние автомобилей. При успешном применении она позволяет оптимизировать расходы на владение автомобилем и минимизировать финансовые потери, связанные с амортизацией.
Остаточная стоимость и вторичный рынок
При рассмотрении экономической целесообразности приобретения нового автомобиля важно учитывать фактор остаточной стоимости — то, что новая машина каждый год теряет существенный процент от своей цены. Этот аспект часто упускается из виду, хотя он играет большую роль в общей стоимости владения. Посмотрим на этот вопрос в контексте доминирования на рынке китайских брендов (см. рис. 1).
Анализ доступной в сети информации показывает, что остаточная стоимость автомобилей китайского производства на 5–8% ниже японских, корейских и европейских. Это обусловлено всё еще недостаточным опытом эксплуатации таких машин, сомнениями в качестве, надежности, ресурсе. Однако есть основания полагать, что ситуация может стабилизироваться. Это связано как с практическим отсутствием новых автомобилей от традиционных брендов, так и с улучшением качества китайских авто.
Качество и надежность на вторичном рынке
Изменение структуры поставщиков новых автомобилей существенно повлияло на вторичный рынок, где появляется всё больше предложений по продаже китайских машин с небольшим возрастом и пробегом. Стремление собственников заменить имеющуюся модель на более актуальную или менее проблемную вполне понятно. На досках объявлений много предложений о продаже автомобилей в возрасте одного-двух лет. Среди продавцов много тех, у кого изменились финансовое состояние или жизненная ситуация, — например, человек приобрел машину в кредит, но по самым разным причинам оказался не готов к долгосрочным регулярным платежам.
Однако более частым основанием быстрой продажи являются проблемы с качеством и надежностью, например отказ электроники, некачественная работа вариаторов и роботизированных коробок передач. Такие неполадки требуют частых визитов на сервисные станции и длительных ремонтов из-за сложности устранения дефектов и значительных сроков поставки запасных частей. Для владельцев автомобилей параллельного импорта, даже купивших страховку, покрывающую риск отказов основных узлов и агрегатов, ситуация осложняется небольшим количеством сервисных специалистов, способных решать серьезные проблемы.
Таким образом, кроме желания владельцев заменить автомобиль на более актуальную модель причины быстрой продажи на вторичном рынке включают как финансовые затруднения собственников, так и их недовольство частыми отказами и ремонтами.
Длительное владение
Важно отметить, что большинство российских потребителей при приобретении нового автомобиля не рассматривают вопрос о цене его будущей продажи как приоритетный. Длительное владение — это наиболее типичная модель. Такой подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, он позволяет максимально использовать ресурс машины, а с другой — может привести к повышенным затратам на ремонт и обслуживание. Решение о замене транспортного средства в основном принимается только при появлении постоянных и настойчивых сигналов о том, что время уже пришло.
По отношению к китайским автомобилям опыта длительного владения практически нет, что создает некоторую неопределенность для покупателей. Многие из них могут сомневаться в надежности и долговечности, исходя из ограниченной информации о ресурсе таких машин и многочисленных публикаций о проблемах с качеством и сервисным обслуживанием.
Выбор между автомобилем с двигателем внутреннего сгорания, электромобилем и гибридом
Этот вопрос становится всё более актуальным. Однако даже давление общественного мнения и экологические соображения делают выбор в пользу электромобилей неочевидным без экономической выгоды для потребителей и наличия зарядной инфраструктуры.
На российском рынке по-прежнему преобладают машины с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), что объясняется следующим:
1) широкий ассортимент моделей в разных ценовых категориях позволяет выбирать подходящий вариант в зависимости от финансовых возможностей;
2) сеть автосервисов и доступность запчастей для автомобилей с ДВС значительно лучше, чем для их электрических и гибридных аналогов, и это создает уверенность в том, что услуги по ремонту и обслуживанию можно получить быстро;
3) опыт владения и привычка к традиционным автомобилям с ДВС обеспечивают высокую степень доверия именно к этой технологии.
Тем не менее налицо растущий интерес к электромобилям и гибридам. Их продажи в РФ остаются на уровне статистической погрешности и не достигают значительных объемов, так как ограничены:
- более высокой стоимостью, чем на автомобили с ДВС;
- отсутствием достаточных налоговых льгот и других материальных стимулов для покупки;
- практически полным отсутствием инфраструктуры для зарядки.
И все-таки будущее рынка электромобилей и гибридов выглядит обнадеживающе. Они имеют неплохие шансы завоевать кошельки и сердца автовладельцев, которые хотят быть в тренде, ценят современные технологии и задумываются об экологии. Тот факт, что на китайском рынке при активном субсидировании со стороны государства продажи электромобилей и гибридов уже превысили продажи автомобилей с ДВС, может послужить хорошим примером. Тем более что большинство новых автомобилей на нашем рынке родом из Поднебесной.
Хотелось бы ошибиться в прогнозе, но процесс перехода на электротранспорт в нашей стране будет происходить очень постепенно, и пока такого перелома, как в Китае, не ожидается. Количество продаваемых электромобилей, особенно гибридов, будет понемногу увеличиваться, но в ближайшие годы автомобили с ДВС продолжат занимать доминирующие позиции.
Факторы, влияющие на выбор нового автомобиля
- Стоимость и условия финансирования играют ключевую роль. Важны условия кредитования, страхования и программ трейд-ин (система покупки, при которой покупатель отдает продавцу старый товар в зачет стоимости нового). Скидки и акции от автопроизводителей и дилеров могут значительно повышать привлекательность.
- Прогноз остаточной стоимости автомобиля через несколько лет, например через три года, важен для некоторых покупателей, особенно для тех, кто уже сегодня использует трейд-ин. Сравнение стоимости перепродажи разных брендов и моделей помогает принять более обоснованный выбор.
- Наличие автомобиля, требующего ремонта или замены. Клиенты рассматривают разные варианты продажи или обмена старой машины на новую без привязки к конкретной модели или бренду.
- Отзывы владельцев, публикации на форумах, СМИ и лидеры мнений дают много информации о надежности и ремонтопригодности популярных брендов и отдельных моделей. Это может существенно влиять на предпочтения покупателей.
- Наличие гарантии производителя, а также доступность сервисных станций и запасных частей для выбранной модели или бренда дают уверенность в том, что возможно получить качественное обслуживание.
- Расход топлива — важный показатель. При понимании существенной разницы между заявленным и реальным расходом сравнение с данными конкурентов в немалой степени влияет на выбор.
- Наличие большого количества полезных опций в комплектации (системы безопасности, мультимедиа и т. д.) по сравнению с предложениями конкурентов.
- Первое впечатление от личного осмотра нового автомобиля, включая внешний вид, чистоту, состояние кузова и интерьера, а также качество обслуживания покупателя, формирующее доверие к месту покупки.
Вместо заключения
Выбор нового автомобиля — важный шаг, влияющий на качество жизни. Ключевыми критериями остаются стоимость, экономичность и надежность. Они занимают центральное место в принятии решений. Безусловно, важны имидж бренда, дизайн, стиль и доступность обслуживания — вес каждого из этих факторов может меняться в зависимости от индивидуальных предпочтений. Переход рынка почти исключительно к отечественным и китайским брендам несколько трансформирует традиционные критерии выбора.
Покупка автомобиля — это не только серьезная инвестиция, но и эмоциональное приключение, которое может быть сопряжено с ожиданиями и разочарованиями. Осознанное решение способно привести к значительному улучшению качества жизни и удовлетворенности от владения. В том числе поэтому необходимо принимать во внимание как рациональные, так и эмоциональные стороны вопроса.
При выборе играют роль множество факторов, включая состояние текущего автомобиля, рыночные условия, финансовые возможности, а также изменения в личной жизни и индивидуальные потребности. Но далеко не всем и не всегда удается учесть все аспекты. Человеческие эмоции и недооценка некоторых рисков могут помешать принятию взвешенного решения. Вполне понятно желание обладать новой популярной моделью, которая привлекает внимание, — и тогда аргументы против этого даже не рассматриваются.
Читайте другую статью М. Палагина «Китайский автомобиль: качество и надежность?», ВЕ № 12/2024
***
РИА «Стандарты и качество»
По вопросам подписки обращайтесь
по тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
Telegram: https://t.me/riastk
VK: https://vk.com/ria_stk.
#СТандартыиКачество