Сейчас Российские железные дороги испытывают не самые лучшие времена с точки зрения кадров и размера оплаты труда. Последние 2-3 года уровень заработной платы на железной дороге опустился ниже средне регионального, а работники РЖД начали массово искать новое место для трудоустройства. Можно ли было предположить подобное положение дел раньше, за 5-10 лет до известных событий?
Мой хороший друг, кажется, предвидел текущую ситуацию на РЖД и вовремя озаботился о смене рода деятельности ещё 8 лет назад, когда положение кадров на железке не было столь плачевным.
Мы оба, я и мой друг Андрей С. учились в одном, не мало известном железнодорожном институте в Санкт-Петербурге и оба его успешно закончили, я - по специальности "автоматика и телемеханика", он - "связь на железных дорогах". После завершения обучения и службы в рядах вооружённых сил РФ, каждый из нас вернулся в свой родной город, что бы "отработать направление", а там - как карта ляжет.
Первые 2 года на железной дороге у нас прошли практически идентично - я работал электромехаником СЦБ во Владимирской области, Андрей - электромехаником связи в Мурманской. Перспективы дальнейшей карьеры, казалось, были предопределены, с нашим вполне достойным железнодорожным образованием: через 5-7 лет, он мог дослужиться до заместителя начальника РЦС, я - до главного инженера ШЧ (к примеру). Но судьба сложилась иначе, точнее, у меня - сложилась практически сама по себе, а Андрей эту судьбу собственноручно поменял.
Итак, вот что произошло на 3 году работы на РЖД у меня:
Я работал старшим электромехаником по новым работам, ездил по линии, занимался включением новых устройств. В один из дождливых октябрьских дней, после работы, я почувствовал серьёзное недомогание - кружилась голова, поднялась температура, началась сердечная аритмия. Даже не скажу точно, какую болезнь у меня диагностировали, но суть диагноза была в том, что я "склонен к обморочным состояниям", а значит не могу заниматься деятельностью на линии, напрямую связанною с безопасностью движения поездов. Само собой, я это заключение врачей пытался оспорить, ездил в областной центр, прошёл множество обследований. Но всё безрезультатно - на "линию" мне путь был закрыт.... А это было как раз то время, когда на железке работать ещё хотелось и я, по молодости, грезил карьерными амбициями. Сложившаяся ситуация меня крайне огорчила, но что поделать, тогда я был готов проститься с железкой, в далёком 2010 году....
Но тут кадры вдруг предложили мне временное место в техническом отделе. Спустя несколько месяцев - постоянное. Через полгода я уехал в Нижний Новгород работать ведущим технологом и вернулся в родной город уже в 2014 по семейным обстоятельствам, на должность начальника технического отдела. Вот так затянула меня железка, а точнее конторская железнодорожная работа, которую, к сожалению, я не могу назвать важной и полезной. С трудом поднимается язык и назвать эту работу - делом всей моей жизни, хотя я в техническом отделе работаю почти 15 лет...
А что насчёт Андрея, моего друга и однокурсника?
В 2016 году он волевым решением уволился с вполне приличной должности начальника участка РЦС Мурманск с заработной платой 95 тысяч рублей (по тем временам, деньги не плохие, по нынешним ценам, это примерно 150-170К) и уехал в Ярославль, где устроился программистом с зарплатой 25 тысяч. Снял маленькую квартиру на окраине, питался скромно, экономил на всем, на чем только можно...
Вы сказали бы тогда наверное (сегодня, менее вероятно), что он совершил не обдуманный, импульсивный поступок.
Но это было не так...
Программирование, как оказалось (и я по сути, это тоже знал), было тем самым делом жизни этого человека. Он погружался в работу со всей страстью и преданностью, на которые только способен человек. Ему нравилось то, что он делал, а руководству нравилось, то, как он делает свою работу. Ему предложили участие в одном крупном проекте, потом в другом, пятом, десятом.... За каждый проект платили дополнительную премию и доход Андрея стремительно пошёл вверх. К концу первого года жизни в Ярославле, Андрей практически догнал уровень своей зарплаты на должности начальника участка, спустя 3 года - превысил ее в 3 раза (даже учитывая наши чудесные железнодорожные индексации).
Спустя 5 лет, в 2021 году, благодаря упорству и трудолюбию, а самое главное - радости и кайфу, получаемым от любимой работы, Андрея назначили директором по новым проектам филиала достаточно крупной Американской компании. А в 2022 году из-за санкций, Американцы сбежали из нашей страны, а Андрей, на имеющихся и выкупленных им с другими неравнодушными коллегами, площадях и оборудовании, открыл собственную фирму, в которой стал генеральным директором.
Я не буду говорить финансовые обороты, которые имеет данная фирма, не буду говорить, какую долю на рынке современного АйТи она занимает. Это не так важно. Важно то, что человек, вовремя осознал, что делает не свою работу, что есть другой род деятельности, где можно найти своё истинное признание. И что ещё более важно, сделал нужные шаги в правильном направлении, несмотря на кажущиеся трудности. Бросил вполне высокооплачиваемую работу, вырвался из привычного круга жизни.
Да, работа на железной дороге, зачастую, далека от идеальной. Но многие из нас идут на работу просто по инерции, боясь сделать шаг в сторону.
Согласен, если вам кажется, что работа на РЖД, будь то машинист поезда или инженер или начальник дистанции, ваше призвание, ваше истинное место в жизни, то вполне возможно обрести счастье, оставаясь на этом месте.
В противном случае - посмотрите на 2 эти примера из жизни и подумайте, возможно, вы имеете в жизни таланты или хотя бы предпочтения по работе, к которым душа лежит больше, чем к штурвалу электровоза или компьютеру техотдела? Если найдете такое призвание, то, оценив ситуацию вокруг вас, сделайте правильный выбор и помните, что жизнь - одна (по крайней мере, в нашем сознании)
и шаг, не сделанный, сегодня, вполне возможно, завтра будет уже поздно сделать.
Спасибо за внимание!
Доброго времени суток.