Есть мнение, что Гитлер не захватил Швейцарию, в банках которой, как известно, хранится всё золото мира, потому что испугался швейцарских гвардейцев. Видимо, тех которые Ватикан в костюмах XVII века охраняют. Это мнение исполненное сарказма. Но вообще, сохранение Швейцарией нейтралитета и независимости в окружении держав Оси часто служит почвой для теорий о тайном сотрудничестве нацистов с мировым капиталом.
Так, почему Гитлер Швейцарию не захватил? Первый связанный с данной проблемой вопрос, – а вообще он её захватывать собирался?.. Ответ на этот вопрос хорошо известен из документов, нетривиален и важен. Собирался Гитлер Швейцарию захватить. И не просто «занять». Руководство Рейха планировало это государство, именуемое Фюрером «прыщом на лице Европы» – ликвидировать. Швейцарцев Гитлер не любил, считая «недонемцами»… Тем не менее, большей, населённой германошвейцарцами части, после утверждения в мире нового порядка, предстояло стать одой из германских гау – провинций. Заальпийская Швейцария отходила Италии. Западные же франкоязычные кантоны – к Франции…
И тут следует сразу сосредоточиться. К Франции. Франция после победы Германии, хоть и в несколько общипанном виде, продолжила бы существовать. Как зависимое, но формально суверенное государство, – даже с собственными колониями. Северные провинции (а уже в 1942 году и всю территорию страны) немцы просто оккупировали. Но они не собирались там оставаться.
То есть, само по себе намерение нацистов Швейцарию уничтожить – уже отнюдь не тривиально. Например, Швецию они не захватили прежде всего потому что не хотели этого. Немцы считали шведов народом дружественным и расово близким… С какой стати, лишать их независимости? Причём, то же касалось норвежцев и датчан. Несколько стран, – в том числе Норвегию, Данию, Сербию, Грецию, – немцы оккупировали вопреки собственным планам. Просто потому что – пришлось. Никаких претензий к тем же грекам, – кроме необходимости спасти от этих чертей зачем-то попёршихся на Балканы итальянцев, – у Гитлера не имелось.
А к швейцарцам – имелись. Немцы, которые не хотят жить в объединённой Германии, – может, и хуже евреев будут… Так что, Швейцария стояла в плане изначально. Ещё на 1939, а потом на начало 1940 года. По раннему, скоро отброшенному плану, наступать на Францию предполагалось обходя линию Мажино сразу с севера и юга, – через Бельгию и Швейцарию… Но стратегам быстро показалось, что идея – так себе. Ещё Суворов считал гористую Швейцарию местностью не подходящей для решительных наступлений. Кроме того, не ясны были и выгоды двойного охвата. Ведь с юга на Францию могли со своей территории ударить и итальянцы (а в 1939 году Гитлер ещё не знал, что бывает, если итальянцы ударят). Если же Швейцарию же трогать, получалось лишь что на стороне союзников будет минус 400 тысяч солдат – без выстрела.
...Таким образом, захват Швейцарии отложился, но намерения-то остались. И план «Танненбаум» («Ель») ожил уже в момент наступления на Париж. Взять Швейцарию немцы (и итальянцы) собирались на обратном пути, – уже в августе 1940 года. Дивизии даже вышли на исходные… Проблема оказалась лишь в малом, – в самих швейцарцах. Сдаваться они не собирались, а на угрозу отреагировали раздачей оружия всем, у кого, почему-то, его ещё не имелось. Так у Швейцарии получилось уже 800 тысяч солдат, имеющих вполне приемлемую, – все мужчины призывались на сборы ежегодно, – подготовку.
Стратегия швейцарцев заключалась в оставлении городов и обороне в горах, на позициях труднодоступных и усиленные мощными фортификациями. В случае нападения, войскам, после мгновенной (ввиду крошечного размера страны и необходимости воевать практически по месту жительства) мобилизации предстояло отступить в «Национальный редут» и… уничтожить все средства связи, чтобы приказ об отступлении или о сдаче в плен технически не мог быть передан частям… Сработал бы такой метод?.. Это хороший, правильный вопрос.
Немцы считали, что не сработал бы. И наверняка были правы. Но не настолько глупы, чтобы отнестись к противнику без уважения, – как Сталин к финнам. Швейцарцы не шутили, собираясь сопротивляться упорно и квалифицировано. Соответственно, и немцы не собирались с ними шутить. Предполагалось, что под градом бомб, после стремительных прорывов внутрь страны механизированных частей, после высадки десантов с воздуха, швейцарцы до своих горных крепостей просто не добегут. А если кто-то и да, то немецкие горные стрелки будут там раньше.
...Как следствие, от наступления по плану «Танненбаум» летом-осенью 1940 года пришлось отказаться. Пехоты у немцев хватало. Танки тут были не особо нужны. Но план предполагал массированное применение авиации, воздушно-десантных и горных частей. Силы же Люфтваффе поглощала «Битва за Англию», – ослаблять натиск казалось нежелательным. Также, в операции «Морской лев» планировалось использовать (ввиду отсутствия немцев морской пехоты) горных стрелков.
Потом был зима, – а немцы не хотели воевать в горах зимой. Потом, началась война на Балканах, а скоро и с Советским Союзом. Начиная с 1941 года немцы силами для захвата Швейцарии просто не располагали. Был ещё вариант сгноить швейцарцев в осаде, но… Немцы до конца войны именно этим и занимались, продавая в Швейцарию что-то лишь постольку, поскольку сами хотели швейцарские товары купить. Швейцарцам, кстати, не нужны были рейхсмарки, – обмен шёл товар на товар – по бартеру.
...Соответственно, возникает вопрос, был ли нейтралитет Швейцарии немцам выгоден? Скорее – не вредил. Теоретически, через Швейцарию они могли получить американские и английские товары, – но только в порядке дорогостоящих многоходовых специальных операций. Если бы американское и английское правительство не принимало всех возможных мер к блокаде Германии, – с какого бодуна бы англосаксам использовать Швейцарию, если куда более короткий и удобный путь пролегал через нейтральные Испанию и Португалию? Испанские корабли (в отличие от швейцарских) просто заходили в порты США. То есть, идея о каких-то «секретных поставках» именно через Швейцарию – дикая.
Что ещё могли получить немцы из Швейцарии или через неё? Деньги? Деньги, – точно нет. Если бы у союзников во время войны и возникла мысль Гитлера поддержать финансово, Швейцария, опять-таки, не была бы нужна. Кроме того, очень уж хорошо известно, что денег (кроме тех, что они печатали сами) у немцев не было…
Остаётся, таким образом, швейцарское золото, которое немцы могли бы захватить, – если бы постарались… Но тут самое печальное. Немцы о сокровищах, хранящихся в подвалах швейцарских банков, просто ничего не знали. И не могли. Откуда? Ведь этот миф сложился уже после войны. В начале же XX столетия Швейцария славилась часами, сыром, – оружием, кстати, – но не банками (хотя, банки там, как и в любой буржуазной стране были). Куда больше в то время известны были бельгийские, французские и английские банки.
Швейцарские банки прославились позже, так как дольше других, – когда после войны в прочих странах от этой практики стали отходить, – гарантировали полную тайну вкладов.