Найти в Дзене

Логотипы и плагиат. Как найти свою уникальность, когда всё уже придумано?

Сейчас трудно представить себе сколько-нибудь серьезный бизнес, у которого не было бы своего логотипа. Если верить Википедии, первая официальная регистрация товарного знака состоялась 1 января 1876 года в Британском патентном бюро. Это был шрифтовой товарный знак, дополненный красным треугольником - этикетка пива Bass. Причем, и сам напиток, и логотип (хоть и несколько видоизмененный) до сих пор встречаются на полках магазинов. В современном мире ежедневно появляются тысячи и тысячи новых логотипов. Дизайнерами опробованы сотни графических приемов, шрифтов, цветов, форм, образов и “фишек”. Можно ли в таких условиях создать что-то принципиально новое? Разработать абсолютно уникальный, не похожий ни на кого логотип? Пожалуй, это задачка с очень жирной звёздочкой, и практика показывает, что даже мировым гигантам не всегда это удаётся. Взять, например, Pepsi и авиакомпанию Korean Air: Знаки в этих логотипах до неприличия похожи, хотя их авторы вдохновлялись совершенно разными образами и тв
Оглавление

Сейчас трудно представить себе сколько-нибудь серьезный бизнес, у которого не было бы своего логотипа.

Если верить Википедии, первая официальная регистрация товарного знака состоялась 1 января 1876 года в Британском патентном бюро. Это был шрифтовой товарный знак, дополненный красным треугольником - этикетка пива Bass. Причем, и сам напиток, и логотип (хоть и несколько видоизмененный) до сих пор встречаются на полках магазинов.

Логотипы пивоварни Bass: до и после ребрендинга
Логотипы пивоварни Bass: до и после ребрендинга

В современном мире ежедневно появляются тысячи и тысячи новых логотипов. Дизайнерами опробованы сотни графических приемов, шрифтов, цветов, форм, образов и “фишек”. Можно ли в таких условиях создать что-то принципиально новое? Разработать абсолютно уникальный, не похожий ни на кого логотип? Пожалуй, это задачка с очень жирной звёздочкой, и практика показывает, что даже мировым гигантам не всегда это удаётся.

Взять, например, Pepsi и авиакомпанию Korean Air:

Логотипы Pepsi и Korean Air
Логотипы Pepsi и Korean Air
Элементы логотипов Pepsi и Korean Air
Элементы логотипов Pepsi и Korean Air

Знаки в этих логотипах до неприличия похожи, хотя их авторы вдохновлялись совершенно разными образами и творили независимо друг от друга.

Корейские авиалинии взяли за основу цвета государственного флага Кореи и форму канонического символа из азиатской философии “Инь-Ян”. В то время, как Pepsi использовала цвета национального флага США, а круглая форма - отсылка к крышке от бутылки с напитком. Кстати, изначально логотип у Pepsi был красным, как у Coca-Cola. После Второй Мировой Войны, компания добавила в палитру синий цвет с национального флага, чтобы подчеркнуть патриотизм марки и визуально отстроиться от главного конкурента.

Несмотря на очевидное сходство, бренды не вступали в соперничество за авторское право. Возможно, это связано с тем, что они не являются конкурентами, работая в совершенно разных сферах.

Другая пара “близнецов” - технологическая компания Sun Microsystems, занимающаяся разработкой комплектующих для компьютеров, программного обеспечения и IT-сервисов, и Columbia - производитель одежды для спорта и отдыха.

Похожие логотипы Sun Microsystems и Columbia
Похожие логотипы Sun Microsystems и Columbia

Знак в логотипе Sun microsystems был придуман в 1980 году профессором информатики Воном Праттом и представляет собой “вращательно-симметричную цепную амбиграмму”. На человеческом языке это значит, что вы сможете прочитать в знаке слово “sun” под любым углом (хотя там даже нет буквы S! гениально!).

Графический знак Columbia появился в 1978 году (т.е. на 2 года раньше!) и схематично изображает переплетение нитей в текстильном полотне, намекая на сферу деятельности компании. Есть ли здесь плагиат? Вряд ли, так как отличаются и сферы деятельности компаний, и смыслы, заложенные в знаки.

Однако ни разные сферы, ни разные смыслы не помогли российскому Сберу в 2020 году избежать иска о нарушении авторских прав от компании AllTime.

Схожие логотипы AllTime и Сбер
Схожие логотипы AllTime и Сбер

Логотип компании по продаже швейцарских часов был зарегистрирован в 2018 году. Основной отличительный элемент в логотипе - изображение циферблата с каноничным временем 10:10 (кстати, не такой уж и уникальный элемент, его много где можно встретить). Сбербанк же в своем ребрендинге опирался не на идею часов, а на преемственность относительно предыдущего знака - в новом логотипе сохранена форма круга и галочка, символизирующая достижение цели и выполнение задачи. Как известно, Сберу удалось отстоять своё право на новый логотип (и сэкономить пару миллиардов рублей, которые требовали AllTime в качестве компенсации за нарушение прав).

Можно найти множество других примеров, когда знаки очень известных брендов оказываются практически идентичными: Gucci и Chanel, Bentley и Mini, Sega и CNN, Promt и Google, Puma и Jaguar (до недавнего времени)…

Совпадение или плагиат?
Совпадение или плагиат?

Почему же в мире так много похожих логотипов?

Думаем, что можно выделить три основные причины:

Во-первых, мы живем в эпоху международного обмена информацией: визуальные коды, элементы культуры, образы и смыслы мигрируют из страны в страну, с континента на континент, так что всё человечество начинает мыслить в рамках примерно одной парадигмы. И неудивительно, что нескольким людям, независимо друг от друга, может прийти в голову один и тот же образ.

Во-вторых, число графических знаков, символов и образов - хоть и огромно, но всё же конечно. Круг всегда будет похож на круг, квадрат - на квадрат, а буква А - на букву А. И если ваша “А”, вдруг, окажется не похожей на “А”, то логотип, скорее всего, станет нечитаемым. Существуют целые издания по типографике, которые описывают все возможные способы начертания того или иного символа так, чтобы он оставался узнаваемым.

В-третьих, дизайнеры (в том числе и дизайнеры логотипов) не существуют в вакууме - они учатся на чужих примерах, тренируют насмотренность и развивают вкус, изучая приемы и решения, созданные другими людьми. Любое новое творчество - это, как ни крути, синтез чьих-то уже реализованных идей, пропущенных через фильтр творческого сознания и внутренней эстетики автора.

Логотип не является искусством ради искусства. Он служит определенным задачам бизнеса и, чаще всего, поддерживается и дополняется другими атрибутами бренда: фирменным стилем, общей концепцией и позиционированием. Поэтому даже схожий с другими логотип может оставаться эффективным и прекрасно работать на узнаваемость бренда. Большинство логотипов отличается друг от друга лишь незначительными деталями.

О какой уникальности говорят агентства, предлагающие разработку логотипа?

Обращаясь за услугой по разработке логотипа, вы получите знак, представляющий собой уникальную комбинацию стилистических и графических приемов и вложенных смыслов. Действительно хороший и эффективный логотип для бренда должен обладать следующими характеристиками:

1. Отличать вас от КОНКУРЕНТОВ

Отличаться от всех компаний мира объективно невозможно, но вот изучить визуальные образы других игроков в вашей нише и отстроиться от них при помощи цвета, формы, шрифта или отдельных элементов знака - это верная стратегия.

2. Нести в себе идеи и ценности вашей компании

Логотип - не огромная картина, в которую можно уместить целую легенду. Тем не менее, опытный дизайнер сможет отобразить в логотипе нужные смыслы и посылы, которые сделают его интересным, запоминающимся и обеспечат желаемое восприятие бренда.

3. Быть понятным целевой аудитории

Человеческий мозг склонен к стереотипному мышлению. Зеленый цвет - про экологию, синий - технологичность, ажурный шрифт - что-то на женском, толстые рубленые буквы - стабильность и надежность…Важно учитывать эти особенности, “целясь” логотипом в ту или иную аудиторию.

4. Быть пригодным к регистрации

Если у вас серьезные намерения в отношении своего бренда, важно официально оформить отношения - зарегистрировать название и логотип. И здесь можно получить отказ в том случае, если ваш знак недостаточно отличается от конкурентов. Чтобы не оказаться в такой ситуации, доверьтесь профессионалам.

5. Нравиться собственнику

Последняя по списку, но не по значимости характеристика, которую нельзя недооценивать. Бренд, хоть и является инструментом бизнеса, все же апеллирует, прежде всего к чувствам. А как вы будете продвигать бренд, если не полюбите его всем сердцем. Мы в DECIDE за брендинг по любви! И поэтому при разработке логотипа мы активно взаимодействуем с собственником - начиная с заполнения подробного брифа и обсуждения референсов, заканчивая проведением презентаций и согласований в несколько этапов, чтобы собственник чувствовал себя не отстраненным наблюдателем, а непосредственным участником процесса.

Логотипы DECIDE
Логотипы DECIDE

Больше кейсов на нашем сайте DECIDE-BRANDUP.COM

Хотите получить бесплатную экспертную оценку вашего логотипа? Присылайте его нам на почту decide.brandup@gmail.com.