Найти в Дзене
Армия и Флот

Поставки боевых и военно-транспортных самолетов в ВКС России в 2024 году.

Что же, 2024 год уже точно завершился, все салаты давно съедены, поэтому стоит подвести некоторые итоги. Начнём мы с обзора поставок боевых самолётов для нужд Воздушно-космических сил Российской Федерации. Опираться будем на данные, опубликованные в государственных СМИ. В частности, на материалы Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), которая производит абсолютно все боевые самолёты для нужд Военно-воздушных сил России, а также на данные ресурсов Ростеха, в которые, собственно, и входит Объединённая авиастроительная корпорация.
Как можно будет увидеть ниже, для тех единиц авиационной техники, поставка которых освещалась в официальных СМИ даны ссылки на соответствующие посты в нашем ТГ канале (https://t.me/poteryVSU), по которым можно ознакомиться с конкретной новостью, а также посмотреть те материалы которые ее сопровождали (видео, фото и т.д.). Начнем с того, «количество» (в штуках) чего можно установить при помощи официальных источников, а именно с тяжелых военно-транспортн

Что же, 2024 год уже точно завершился, все салаты давно съедены, поэтому стоит подвести некоторые итоги. Начнём мы с обзора поставок боевых самолётов для нужд Воздушно-космических сил Российской Федерации. Опираться будем на данные, опубликованные в государственных СМИ. В частности, на материалы Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), которая производит абсолютно все боевые самолёты для нужд Военно-воздушных сил России, а также на данные ресурсов Ростеха, в которые, собственно, и входит Объединённая авиастроительная корпорация.

Как можно будет увидеть ниже, для тех единиц авиационной техники, поставка которых освещалась в официальных СМИ даны ссылки на соответствующие посты в нашем ТГ канале (https://t.me/poteryVSU), по которым можно ознакомиться с конкретной новостью, а также посмотреть те материалы которые ее сопровождали (видео, фото и т.д.).

Начнем с того, «количество» (в штуках) чего можно установить при помощи официальных источников, а именно с тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД90А, судя по всему 2024 стал вторым годом, когда удалось произвести рекордные 6 самолетов данного типа (такой же показатель был в прошлом году).

Источник фотографии - https://www.uacrussia.ru/ru/
Источник фотографии - https://www.uacrussia.ru/ru/

Далее поговорим о том «количество» чего не сообщается, а наоборот усиленно секретится (во всяком случае создается такое впечатление), однако у чего можно посчитать количество официальных "партий":

СУ-57

Первыми - машины нового поколения. Так официально сообщалось о трех «поставках» данных самолетов в ВКС, а именно в декабре (https://t.me/poteryVSU/24589), в ноябре (https://t.me/poteryVSU/24135) и в сентябре. (https://t.me/poteryVSU/23663)

Источник фото: https://t.me/uac_ru ("ОАК" в Телеграмм)
Источник фото: https://t.me/uac_ru ("ОАК" в Телеграмм)

СУ-35С
Число поставленных в ВКС «партий» - 4, в ноябре (
https://t.me/poteryVSU/24135), сентябре (https://t.me/poteryVSU/23663), мае (https://t.me/poteryVSU/21956) и апреле (https://t.me/poteryVSU/21606).

Источник фото: https://t.me/uac_ru ("ОАК" в Телеграмм)
Источник фото: https://t.me/uac_ru ("ОАК" в Телеграмм)

СУ-34
Данный истребитель-бомбардировщик в 2024 году стал рекордсменом по числу поставленных партий – 6, а именно в декабре (
https://t.me/poteryVSU/24589?single), ноябре (https://t.me/poteryVSU/24248), октябре (https://t.me/poteryVSU/23918), сентябре (https://t.me/poteryVSU/23569), июне (https://t.me/poteryVSU/22500), апреле (https://t.me/poteryVSU/21470).

Источник фото: https://t.me/uac_ru ("ОАК" в Телеграмм)
Источник фото: https://t.me/uac_ru ("ОАК" в Телеграмм)

Су-30СМ2

На фоне остальных, отстающими смотрятся поставки Су-30СМ (в «импортозамещенной» версии). ВКС получили всего одну партию Су-30СМ2 в этом году, в августе (https://t.me/poteryVSU/23155). Вероятно это связано с тем, что Су-30 находиться в процессе модернизации (фактически до уровня Су-35).

Источник фото - официальный сайт газеты Известия, на котором в качестве источника указана ОАК
Источник фото - официальный сайт газеты Известия, на котором в качестве источника указана ОАК

Также есть поставки на экспорт: 6 самолётов Су-30СМ были поставлены (https://t.me/bmpd_cast/20607) в Казахстан летом прошлого года. Ещё 2 самолёта были поставлены (https://t.me/ZOV_Voevoda/25709) в конце года в Мьянму. Имеет место поставка 2 машин в Эфиопию, но это скорее всего старые самолёты, произведённые в начале 2000-х (во всяком случае подобное мнение высказывают некоторые обозреватели).

Як-130

Учебно-боевые Як-130, судя по официальным релизам ВКС также получили только одну партию, в июне (https://t.me/poteryVSU/22426). В качестве причины такого положения дел, исходя из имеющихся у нас новостей можно предположить, что на этот самолет сейчас нет крупного государственного заказа (возможно также связано с ожиданием окончания работ по Як-130М и запуска его в серию). Также была экспортная поставка (https://t.me/poteryVSU/24430) этих самолетов в Иран в количестве минимум 6 машин (возможно были и другие поставки на экспорт).

Источник фото - https://www.uacrussia.ru/ru/press-center/mediagallery/download.php?link=/upload/iblock/67d/m87m6ed7fdvduxilgt2xecygn96arqk8.jpg (Официальный ресурс "ОАК")
Источник фото - https://www.uacrussia.ru/ru/press-center/mediagallery/download.php?link=/upload/iblock/67d/m87m6ed7fdvduxilgt2xecygn96arqk8.jpg (Официальный ресурс "ОАК")

Итоги:

Если говорить о количестве получаемых ВКС самолетов в целом, то оценить это крайне затруднительно ввиду скрываемых на официальных видео бортовых номеров, а также неразглашения числа самолетов в партиях. Во времена, когда таких мер секретности не было партия самолетов обычно состояла из 3 машин (не редки были поставки сразу 4), однако есть свидетельства поставок самолетов по 2 единицы, а на некоторых видео вероятно в целях секретности ограничиваются съемкой только одного. Таким образом можно дать несколько оценок масштабов поставок: 1) пессимистичная, предполагающая поставки половины партий в 1 один самолет и половины в 2 (мы считаем это крайне нереалистичным, так как минимум по Су-34 и Су-57 были сторонние наблюдения, говорящие о трех самолетах минимум в одной из партий); 2) Консервативная – все партии «в среднем» по 2 самолета; 3) Оптимистичная – половина партий 2 самолета, а половина три.

Таким образом можно рассчитать следующие «прикидочные» количества переданных самолетов (в целом все три оценки довольно осторожные):

Су-57 – 5/6/8 (тут есть основания полагать что возможно даже большее количество, если опираться на официальные заявления о росте выпуска в этом и прошлом году).

Су-35С – 6/8/10 (Также возможно большее число ввиду того, что иностранные источники дают число переданных в прошлом году в 15 единиц).

Су-34 – 9/12/15

Су-30СМ2 – 2/3

Як-130 – 2/3

Общий итог по поставкам БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ (обращаем внимание, так как здесь не учитываются вертолеты) исходя из нашей осторожной оценки – диапазон от 24, до 41 поставленного самолета (в ВКС). В сильно оптимистичном варианте число может доходить до +-50 единиц (не считая ВТА, то-есть Ил-76, а также учебно-тренировочных УТС-100). + на экспорт были поставлены 16 (или более) самолетов, таким образом общее производство можно оценить как 38-55+ боевых самолетов за 2024 год (исключительно авторская оценка, то на основании чего она сделана изложено в этой заметке).