Найти в Дзене
PRO СССР

Кто украл славу Петрова? Забытый гений «Двенадцать стульев» наконец выходит из тени!

Оглавление

13 декабря могло бы исполниться 122 года Евгению Петрову, соавтору знаменитых произведений, таких как «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» и других сатирических текстов, созданных в соавторстве с Ильей Ильфом.

Евгений Петров и Илья Ильф
Евгений Петров и Илья Ильф

Два друга практически всегда действовали вместе, хотя каждый из них был интересной личностью сам по себе. В данном материале речь пойдет именно о Петрове, хотя разделить двух авторов порой крайне сложно: даже их близкие друзья иногда путали, кто из них что написал.

Белеет парус одинокий

Настоящая фамилия Евгения Петрова — Катаев. Он был братом писателя Валентина Катаева и даже стал прототипом одного из героев его повести «Белеет парус одинокий». Песня Остапа Бендера «Белеет мой парус» из экранизации «Двенадцати стульев» Марка Захарова — явная отсылка к этому факту из биографии автора.

Евгений Петров и Илья Ильф «Двенадцати стульев»
Евгений Петров и Илья Ильф «Двенадцати стульев»

Петров взял псевдоним, когда переехал в Москву вслед за братом и тоже начал заниматься литературой. Он считал, что должен «уступить» фамилию более известному родственнику.

По обе стороны закона

В молодости Петров ненадолго оказался в тюрьме как родственник белого офицера — его старший брат, Валентин, служил в царской армии. Однако уже через несколько лет Евгений начал работать в Одесском уголовном розыске, где лично расследовал около сорока дел. Своим первым произведением он всю жизнь иронично называл «протокол осмотра трупа неизвестного мужчины». В рамках одного из расследований он задержал своего бывшего одноклассника и коллегу по угрозыску, который стал главарем банды конокрадов — Александра Козачинского. Петров хлопотал о снисхождении к нему, а тот, начав писать книги, сделал его героем своей автобиографической повести «Зелёный фургон».

Любовь к музыке

Несмотря на успехи в журналистике, Петров долгое время всерьез мечтал заняться музыкой: его мать была пианисткой. Он собирал пластинки, ходил на концерты, прекрасно играл на рояле и привез из Америки новую радиолу. В Москве он планировал выучиться на дирижера, но планы нарушила сильная простуда, которая навсегда лишила его идеального слуха.

Илья Ильф

Первые годы в Москве Петров писал самостоятельно, но после знакомства с Ильфом их стало невозможно разделить: два друга делали всё вместе. Петров утверждал, что не помнит, как они познакомились, — будто так было всегда.

Илья Ильф
Илья Ильф

Журналисты вместе ездили в командировки, писали заметки и книги, бесконечно споря друг с другом и предлагая десятки вариантов каждой фразы. Их совместная работа вызывала улыбки у современников: «Один Салтыков, другой Щедрин». Иногда они публиковались под псевдонимом «Толстоевский». Несмотря на близкую дружбу, до конца жизни Ильф и Петров обращались друг к другу на «вы». Когда в 1939 году у Петрова родился сын, они с женой назвали его Ильей — в честь умершего Ильфа.

Защитники сатиры

Ильф и Петров не только создавали сатирические произведения, но и отстаивали право сатиры на существование. В 1920-е годы они спорили с членами Российской ассоциации пролетарских писателей о том, что советский писатель имеет право быть разным и писать на разные темы, а не только серьезно рассуждать о победе пролетариата, гражданской войне и социалистической стройке. В числе других писателей они побывали на строительстве Беломор-Балтийского канала, но стали единственными из тридцати шести авторов, кто отказался писать очерк для сборника. Они никогда не участвовали в травле коллег. Произведения Ильфа и Петрова сами столкнулись с цензурой уже после их смерти: в конце 1940-х и середине 1960-х годов.

Киносценарии

Ильф и Петров также работали киносценаристами. Во время путешествия по Европе они за 10 дней написали сценарий комедии для французской кинофирмы «Софар», но фильм так и не был снят.

Ильф и Петров
Ильф и Петров

На родине они создали сценарий производственной комедии «Черный барак» и кинопутешествия «Однажды летом», которое во многом повторяет сюжет «Золотого теленка». После смерти Ильфа Петров вернулся к кинематографу.

Цирк

Самый известный сценарий соавторов — «Цирк» Григория Александрова. Однако в титрах их имена не указаны. Первоначально текст был написан как пьеса для мюзик-холла «Под куполом цирка». Когда она стала сценарием для фильма Александрова, оба автора остались недовольны тем, что в итоговом варианте осталось меньше комедии и больше мелодрамы. После выхода фильма Петров даже написал заметку в газету «Литература и искусство», где выразил недовольство тем, что режиссеры часто переделывают сценарии, что вредит качеству кино.

Жена и «Три толстяка»

В 1929 году 27-летний Евгений Петров женился на 18-летней Валентине Грюнзайд, дочери чаеторговца. Евгений влюбился в девушку с первого дня знакомства и сразу показал серьезность своих намерений: знакомые вспоминали, что он постоянно ухаживал за женой и оказывал ей знаки внимания.

За пять лет до этого 13-летняя Грюнзайд покорила сердце Юрия Олеши, который пообещал посвятить ей свою сказку «Три толстяка» и сдержал слово: в 1928 году на обложке первого издания стояло посвящение. Однако к этому моменту девушка уже была невестой Петрова.

Воронья слободка

Супруги много лет прожили в доме №5 в Кропоткинском переулке, в большой коммунальной квартире, которую Евгений Петрович прозвал «Вороньей слободкой». Впоследствии и квартира, и ее обитатели стали прототипами для романа «Золотой теленок»: «Ничья бабушка», «Бывший князь» и другие персонажи были списаны с реальных соседей писателя.

Без Ильфа

В апреле 1937 года Илья Ильф скончался от туберкулеза. Петров тяжело переживал потерю друга: писатели часто шутили, что идеальным финалом для них было бы погибнуть вместе в авиакатастрофе, чтобы не ходить друг к другу на похороны.

Евгений Петров
Евгений Петров

Друзья Петрова вспоминали, что он стал часто говорить в манере Ильфа, а сам писатель признавался, что ему было непривычно вместо «мы» писать «я». Он планировал создать книгу «Мой друг Ильф», но не успел ее закончить: от рукописи остались лишь фрагменты.

Второй соавтор

В конце 1930-х у Петрова появился новый соавтор — Георгий Мунблит. Вместе они написали ряд фельетонов и два киносценария, посвященных музыке: «Музыкальная история» и «Антон Иванович сердится» о конфликте пожилого и молодого композиторов.

Мунблит долго привыкал к манере совместной работы, которую выработал Петров: тот пытался спорить из-за каждой фразы, предлагать варианты и дискутировать, как привык делать с Ильфом, а Георгий Николаевич к этому не был готов. Однако ко второй киноленте работа наладилась — Мунблит вспоминал: «Мы кричали, размахивали руками и даже в лицах представляли сцены».

Фронтовой корреспондент

С началом войны Петров стал военным корреспондентом — он регулярно выезжал на фронт и несколько раз попадал под обстрел. По воспоминаниям современников, Петрова удивляло, что его коллеги писали о войне, в то время как он сам старался рассказывать о мирной жизни, о том, как она изменилась, и о повседневном быте людей в тяжелое время.

В результате появились два сборника очерков: «Москва за нами» и «Фронтовой дневник». Второй вышел уже после гибели автора: в 1942 году Петров посетил осажденный Севастополь и, возвращаясь назад, погиб в авиакатастрофе.

Если вам понравилась статья, поставьте лайк, сделайте репост и не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

Читайте также: Забытая «Маленькая ёлочка»: Кто на самом деле написал главный новогодний хит?