Пусть не пугают и не настораживают вас слова известного хадиса в заголовке, речь пойдёт о земном. Просто совпало желание украсить начало дня чем-то любимым и красивым, а когда начала о нем писать, эти слова мелькнули на страницах поиска раз, другой, и меня осенило не очень почтительное)) Да не накажут меня Небеса за мирскую интерпретацию возвышенных слов, в ней нет неуважения.
Вот скажите, красив ли род людской, а? То есть, в человеке, конечно же, все должно быть прекрасно, кто бы спорил. Только так ли это? Как у вас с прекрасным в зеркале по утрам?)) У меня: "Кто только эти зеркала придумал и поразвесил где попало!" В общем, если не лезть на пенёк и не льстить человечеству, то да, каждый по-своему красив, но порой уж очень по-своему. А ещё и художники бывают такие, что из божьего создания могут своими руками превратить человека в леший его поймёт что.
И вот насмотрелся Господь на такое искусство, на людей самих и постановил: "Никаких изображений!"
Уточнять происхождение запрета и углубляться в расхождения мусульманских богословов современности не будем. Когда хадис об этом запрете появился, он был воспринят буквально: изображение живого существа — харам из харамов, не пускающий в дом ангелов. Точка.
Но в человеке же та самая искра, и она если в пещерах каменного века уже посверкивала, то во времена ширившегося ислама горела и вовсе ярко-ярко. Человек хотел творить! И пока христиане писали иконы, мусульмане искали свой способ визуального выражения почитания Аллаха. Думаю даже, что поиск был недолгим: материальное воплощение Его слова — Коран, текст Корана священен, язык Корана – арабский – самый святой язык в мире. Не только звучание Корана должно было быть прекрасным, но и его зрительный образ. Так родилась арабская каллиграфия — высшая форма исламского искусства.
Но почему я произнесла слова "забытая наука", если арабская каллиграфия выглядит сейчас так, будто время её в самом расцвете? Или вы не думаете, что в расцвете?
Тогда смотрите/читайте дальше, я собрала для вас самые современные примеры того, какой она стала вне стен медресе, исламских университетов и вдали от рук "академических" исламских каллиграфов.
Световая арабская каллиграфия пакистанского художника из Дубая Jz Aamir
От автора работ:
Световая каллиграфия — это уникальная форма фотографии, которая достигается с помощью процесса длительной выдержки. Что касается камеры, вам нужно научиться писать в обратном направлении, чтобы получить правильное направление слов. Светодиод нужно настроить в форме пера разных размеров, чтобы получить правильную толщину, как и то, как вы пишете на бумаге.
Каждый светодиод производит разную мощность люмена. Вы должны убедиться, что используете правильное количество вместе, чтобы получить наилучшие результаты. Мне потребовались годы, чтобы сделать это правильно, а теперь это проще простого. Посмотрите!
Арабский почерк «Сини»
Это смесь арабского и китайского стилей рукописания. Его можно отличить по характерным китайским узорам и круглым очертаниям букв.
Развитие арабской каллиграфии в Китае началось в период господства монголов, которые привлекали мусульман для ведения торговли. Их осевшие потомки уже не говорили на арабском, но использовали его при чтении Корана и написании молитв.
Скульптура - лабиринт - каллиграфия
В линиях лабиринта скульптуры известного саудовского каллиграфа Нассира Аль-Салема куфическим шрифтом выложен отрывок из суры Ат-Талак.
Дагестан, Кубачи - каллиграфия насечкой золотом и серебром по воронёной стали
Абдулгамид Канаев- известный дагестанский мастер-ювелир. Арабские каллиграфические фразы, восхваляющие Творца, он вплетает в деревянные панно.
Вот они выше, слова хадиса из заголовка статьи. Именно они дали мне мгновенное понимание, как надо будет написать эту статью и что в ней показать. Полистайте галерею, представьте, как это великолепно вживую, почитайте про автора в интернете: я не хочу сокращать его историю, это будет неправильно, а целиком - на отдельную статью...
Геометрия каллиграфии Шахиды Ахмед
Британско-пакистанская художница. Училась в Королевском колледже искусств в Лондоне. Побывала в нескольких мусульманских странах вместе с мамой, влюбилась в исламское искусство и сама стала "художником Востока".
На первом фото галереи инсталляция «Единство» из 99 кубов, на каждом из которых куфическим шрифтом написано одно из 99 имен Аллаха.
Как видите, и в самых необычных материалах, техниках и формах арабская каллиграфия остаётся исламской.
Тогда почему же всё-таки "забытая"?
Потому что хатт (та самая арабская каллиграфия на арабском языке) вовсе не свободное искусство, а хаттат (дословно "мастер, умеющий красиво писать") не художник. Хатт — искусство высокое и основанное на науке арабского языка, на математических принципах, на канонах каллиграфического совершенства и строгого внутриисламского понимания, связанного непосредственно с изучением Корана.
Вот так всё сложно на самом деле. Каллиграфия идеальной строгости и классических традиций и каллиграфия как масс-культура, как мода, как самовыражение. Наверняка вы догадываетесь, что представители классики на каллиграфию арт-салонов и улиц смотрят очень свысока и сравнивают свою и художественную – как самолётостроение и складывание бумажных самолётиков. Мало, говорят, быть для "самолёта" верующим, надо быть в исламе, жить в исламе, и только тогда можно познать науку хатт.
Что до меня, то для меня нет ни смешения высокого и низкого, ни противопоставления. По мне, одно никак не мешает другому, и уличный художник однажды может стать соблюдающим мусульманином и постичь науку хатт, а хаттаб — сделать гениальное научное открытие и создать, например, новый и обоснованный при этом исламской наукой шрифт. Единственное, чего допускать нельзя, это потери красоты, ведь "Аллах красив и любит красоту".
Как вы сами на это смотрите? Поде́литесь? Мнением и лайком, пожалуйста))