Найти в Дзене

Что такое исторический факт? 3 вида фактов и их использование на ЕГЭ по истории

Оглавление

Уверен, что часто вы могли услышать или прочитать, что история – это только лишь набор интересных фактов о прошлом. Конечно же это слишком поверхностное мнение, которое, по большей части, сформировано школьными уроками и научно-популярными фильмами. Однако отрицать и принижать роль фактов в изучении истории также не стоит. Исторические факты, задокументированные и отраженные в многочисленных источниках, являются основой при изучении и реконструкции историками прошлого человечества. Произошедшее событие, явление или процесс является отправной точкой, от которой исследователь начинает интерпретировать и излагать все то, что стало ее последствием, итогом. Школьникам, готовящимся к сдаче ЕГЭ по истории, просто необходимо иметь базовое представление о том, что такое исторический факт и как с ним работать. Поэтому, сегодняшняя статья будет целиком посвящена разбору этой темы в контексте ЕГЭ.

Понятие исторического факта и анализ его видов.

Для того чтобы понимать, о чем пойдет речь, нужно выяснить главное - что такое «факт»? Само слово латинского происхождения (factum) и в буквальном переводе означает «сделанное, совершившееся». В литературе можно найти огромное количество определений, однако наиболее полная дефиниция факта следующая – это действительное, вполне реальное событие, явление; то, что действительно произошло, происходит, существует.

Под историческим фактом мы будем понимать действительное событие прошлого, которое считается общепризнанной истинной. Хочу обратить Ваше внимание на два слова: «действительное» и «общепризнанное». Эти два выделенные курсивом прилагательных четко указывают на главную особенность факта. Под первым подразумевается то, что какое-либо событие, явление или процесс происходили в прошлом, проще говоря, что это не является выдумкой. То есть, факт прихода к власти Бориса Годунова в 1598 г. после смерти Фёдора Ивановича никак нельзя назвать вымыслом или легендой, поскольку достоверность подкрепляет отражение этого события как в русских, так и в иностранных источниках. Что касается общепризнанности, то это предусматривает поддержку или одобрение чего-либо большинством людей или экспертов в определённой области. Так, например, всеми считается неопровержимой истиной, что первым человеком, совершившим полёт в космос, является Юрий Алексеевич Гагарин. Отмечу одну деталь, что безусловно существуют историки и специалисты, которые ставят под сомнение подлинность тех или иных фактов, которые казались нам неопровержимыми. В процессе подготовки к экзамену настоятельно рекомендую не увлекаться и не брать на вооружение эти гипотезы. Читайте и учите то, что прописано в общепризнанной учебной и научной литературе.

Так, например, для меня, автора этого канала, одним из свершившихся фактов считается работа в архивах и библиотеках во время моего обучения в аспирантуре. О чём я всегда буду помнить.
Так, например, для меня, автора этого канала, одним из свершившихся фактов считается работа в архивах и библиотеках во время моего обучения в аспирантуре. О чём я всегда буду помнить.

Таким образом, вы должно четко понимать, что исторический факт – это событие, которое произошло в прошлом и обладает такими чертами как неопровержимость произошедшего и признанность.

Помимо этого, любой исторический факт обладает следующими характеристиками:

1. Объективность. Объективная составляющая предполагает то, что факт сам по себе не подвержен субъективной оценке. Например, во второй половине XI в. норманны под руководством герцога Вильгельма захватывают Англию. Всё, факт остается фактом – в 1066 году Англия была захвачена норманнами. Какое влияние это событие оказало на историю страны, положительное или негативное, является уже работай историков. То есть факт сам по себе не носит субъективной оценки, а приобретает её уже в дальнейшем.

Битва при Гастингсе 1066 года, как один из важных этапов покорения Англии Вильгельмом Завоевателем.
Битва при Гастингсе 1066 года, как один из важных этапов покорения Англии Вильгельмом Завоевателем.

2. Локализованность во времени и пространстве. Любое событие, явление, процесс происходит на конкретной территории и в определенный промежуток времени. Возьмем за пример Берлинский конгресс 1878 года, созванный для пересмотра условий Сан-Стефанского мирного договора. Где и когда был проведен конгресс – в Берлине, с 1 июня по 1 сентября 1878 года.

«Берлинский конгресс», Антон фон Вернер
«Берлинский конгресс», Антон фон Вернер

3. Неисчерпаемость. Эта характеристика подразумевает то, что благодаря источникам мы можем узнавать о факте что-то новое и углублять его понимание. Тут стоит обратить внимание, что так или иначе новые источники редко когда могут пересмотреть составляющую факта. В основном благодаря источникам мы можем только расширить наше представление о каком-либо явлении или событии. Например, факт того, что средневековый Новгород был одним из самых развитых и богатых городов Древней Руси подкрепляется почти что ежегодными раскопками, в ходе которых находится огромное количество берестяных грамот, свидетельствующих о грамотности населения и о высоком уровне развития экономических отношений.

Также хочу обратить ваше внимание на разновидности исторических фактов, которые стоит научиться различать и понимать их особенности:

1. Факт–событие. Событие, как правило, имеет конкретную дату и привязано к географическому объекту, личности: Ледовое побоище (1242), введение Табели о рангах (1722), принятие Конституции в США (1787), Фултонская речь У. Черчилля (1946) и т. д.

2. Факт–явление. В основном факт–явление не имеет конкретной даты и какого-либо названия. Обычно они характерны для многих стран на разном пути исторического развития и представляют собой постоянно повторяющиеся действия в ходе общественных отношений, для которых невозможно чётко определить время и место. Например, местничество, барщина, отходничество и другие.

3. Факт–процесс. Отличительной чертой факта–процесса по сравнению с предыдущими двумя является длительный промежуток времени и сложный состав. Как правило, факт-процесс представляет собой последовательно разворачивающуюся цепь фактов-событий, продиктованных одной общей тенденцией. Например: процесс закрепощения крестьян в России, процесс собирания русских земель вокруг Москвы и т.д.

-4

Принципы работы с фактами в заданиях №19, 20 и 21 ЕГЭ по истории.

Разобрав теоретическую часть, перейдем к особенностям работы с историческими фактами в ЕГЭ. Особый интерес для нас представляют задания №19, №20 и №21.

Задание 19.

В этом задании Вам необходимо раскрыть смысл представленного в вопросе понятия, а также привести один исторический факт конкретизирующий данное понятие. Разберем на примере:

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ленинградское дело». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

1. Ленинградское дело – серия судебных процессов в конце 1940-х  – начале 1950-х годов против партийных и государственных руководителей РСФСР в СССР, работавших в Ленинграде или являвшимися выдвиженцами оттуда, в ходе которых им были предъявлены обвинения во вражеско-подрывной работе и коррупции, а также использовании служебного положения в личных корыстных целях.

2. 30 апреля 1954 года Верховный суд СССР пересмотрел «Ленинградское дело» и реабилитировал лиц, проходивших по нему.

Важное замечание по поводу этого задания содержится в нем самом – приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении. Не нужно приводить в качестве конкретизации то же, что вы написали в самой формулировке. Старайтесь написать ответ так, чтобы факт дополнял Ваше определение новой информацией.

Задание 20.

Здесь следует записать один любой тезис по предложенной Вам теме. К составленному тезису необходимо написать два обоснования, в которых должно содержаться два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). Главное, что Вы должны обращать внимание на то, что от Вас просят в задании – записать тезис о различиях или о сходстве. Иногда экзаменуемые могут попросту растеряться или забыть о том, что от них требуется и в качестве фактов писать совершенно противоречащие суждения. Разберем на примере как должно выполняться данное задание.

Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении крестьянства в периоды правлений Ивана III и Алексея Михайловича по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Тезис (например): В период правления Алексея Михайловича крестьянство стало менее свободным сословием по сравнению с периодом правления Ивана III.

Обоснование:

-  В период правления Ивана III крестьяне обладали свободой перехода от одного землевладельца к другому, хоть и ограниченной правилом Юрьева дня (1497 г.), а к периоду правления Алексея Михайловича крестьянский переход был запрещён (на основании указов царя Фёдора Иоанновича 1590-х гг.).

- В годы правления Ивана III не существовало сыска беглых крестьян, а в период правления Алексея Михайловича сыск крестьян, которые ушли от своего землевладельца осуществлялся бессрочно (согласно Соборному уложению 1649 г.).

-5

Задание 21.

Данное задание проверяет умение экзаменуемого доказать представленную в задании точку зрения. В нём даётся утверждение, которое Вы должны подтвердить двумя аргументами и обязательно с использованием исторических фактов. Чтобы успешно выполнять данное задание, Вам необходимо научиться правильно писать обоснование, применяя знания по Отечественной и Всемирной истории. Я предлагаю следующий план, по которому должна выстраиваться аргументация:

1. Для начала записываем одно предложение общего характера (своего рода введение в доказательство).

2. Подкрепляем вводное предложение одним или несколькими историческими фактами.

3. Поясняем факт.

4. Пишем вывод, который еще раз подтвердит сформулированную точку зрения.

Факт является основой в данной структуре. Если Вы укажите в качестве обоснования событие, явление или процесс, которые неверны или противоречат предложенному Вам тезису, то последующие два пункта уже не имеют никакого значения. Главное в этом задание правильно указать факт. Для наглядности разберем пример.

В XIV-XV вв. во Франции и России наблюдался процесс централизации. Используя исторически знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба данных процесса проходили в данных государствах в указанный период: один аргумент для России и один для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Для России: В XV в. Московское княжество продолжает активную политику по централизации русских земель. В ходе военных походов присоединяются Ярославское (1463), Ростовское (1474), Новгородское (1478), Тверское (1485) княжества. Так, Ивану III удалось собрать и подчинить власти Москвы, как общему центру, большинство земель. Помимо этого, в годы правления Ивана Васильевича создается единый для всего государства свод законов – Судебник 1497 г., а также первые центральные органы государственного управления – приказы. Таким образом, мероприятия, которые были осуществлены при Иване III, были целиком направлены на централизацию государства, что выражалось в разных сферах: внутренней и внешней политике, законодательстве, системе органов власти.

Карта, показывающая процесс собирания русских земель вокруг Москвы при Иване III.
Карта, показывающая процесс собирания русских земель вокруг Москвы при Иване III.

Для Франции: Во Франции централизация государства началась после окончания Столетней войны (1337–1453 гг.) в годы правления Карла VII, однако более успешные действия по собиранию земель начались при его сыне – Людовике XI. Его правление было ознаменовано борьбой с «Лигой общественного блага» – коалицией феодальной знати, которая препятствовала политики объединения государства. В 1477 году, в битве при Нанси, погибает один из крупнейших феодалов Франции и противник её централизации Карл Смелый. Воспользовавшись его смертью, Людовик XI присоединяет Бургундию, Франш–Конте, Пикардию и Артуа. В 1491 г., уже при Карле VIII, была присоединена крупная область Бретань. Таким образом, к концу XVв. Франция стала централизованным государством, где стали складываться предпосылки к абсолютной монархии.

-7

Таким образом, в заключение, хочу сказать, что задания на работу с историческими фактами не являются особо сложной темой. Если Вы возьмете любой учебник или иное пособие по истории, то все его содержание как раз построено на связи «факт – его пояснение». Ваша задача заключается в том, чтобы не отделять факт от его последствий, влияний и итогов. Как только Вы научитесь изучать историю таким методом, то выполнение подобных заданий не составит для Вас особой проблемы. И, конечно, не стоит забывать о практике, которая позволяет выявить и восполнить пробелы в памяти, а также применить теоретические знания в деле. Более того, регулярный разбор вопросов поможет Вам больше узнать о всевозможных вариантах, которые вполне могут попасться и на экзамене.

И напоминаю, что для всех желающих я провожу консультации по истории для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам. Для записи на консультацию переходите по ссылкам здесь:

1. Мой сайт - страница записи: http://https://al-hist.ru/

2. Группа Вк: https://vk.com/repetitor_of_history

3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history

4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ