Найти в Дзене
Лана Лёсина | Рассказы

Холодный душ от клиентов

Родной берег 188 Настя старалась вычеркнуть из памяти всё, что было связано с барыней. Иногда в голове всплывал её голос, укоризненный взгляд Нины Николаевны, обрывки разговоров — но стоило этим мыслям появиться, как она тут же прогоняла их прочь. Единственное, о чём она действительно жалела, — так это о ссоре с Кирой. Они были разными, это правда. Кира — смелая, резкая, живая, временами несерьёзная, временами слишком прямолинейная. Настя — тише, вдумчивее, осторожнее. Но сколько всего они пережили вместе! Сколько раз Кира вытаскивала её из хандры своей бесконечной болтовнёй, смехом — иногда бессмысленным, но таким заразительным, своим неиссякаемым оптимизмом. Без Киры стало пусто и одиноко. Начало Салон красоты оказался спасением: дни проходили в суете, и времени на тяжелые мысли не оставалось. Настя крутилась как белка в колесе, но в этом было своё удовольствие. Она быстро привыкла, легко запоминала, кому какие полотенца нужны, кто предпочитает определённые ножницы или кисти. Мастера

Родной берег 188

Настя старалась вычеркнуть из памяти всё, что было связано с барыней. Иногда в голове всплывал её голос, укоризненный взгляд Нины Николаевны, обрывки разговоров — но стоило этим мыслям появиться, как она тут же прогоняла их прочь. Единственное, о чём она действительно жалела, — так это о ссоре с Кирой.

Они были разными, это правда. Кира — смелая, резкая, живая, временами несерьёзная, временами слишком прямолинейная. Настя — тише, вдумчивее, осторожнее. Но сколько всего они пережили вместе! Сколько раз Кира вытаскивала её из хандры своей бесконечной болтовнёй, смехом — иногда бессмысленным, но таким заразительным, своим неиссякаемым оптимизмом. Без Киры стало пусто и одиноко.

Начало

Салон красоты оказался спасением: дни проходили в суете, и времени на тяжелые мысли не оставалось. Настя крутилась как белка в колесе, но в этом было своё удовольствие. Она быстро привыкла, легко запоминала, кому какие полотенца нужны, кто предпочитает определённые ножницы или кисти.

Мастера относились к ней доброжелательно: кто-то делился сплетнями, кто-то подсказывал, как лучше распределять время. Бывали и непредвиденные ситуации. Часто их создавали клиенты.

Женщина долго выбирала цвет лака. Она не нашла в палитре нужный оттенок лака, и так как Настя была рядом, устроила ей целый спектакль, возмущаясь так, будто на неё свалилась луна с неба. Настя молча вынесла её недовольство. За спиной раздался тихий смешок: «Добро пожаловать в мир красоты!» Это была Кэрол, одна из парикмахеров. Ей было под сорок, но выглядела она моложе — всегда с аккуратно уложенными волосами и яркой помадой.

— Через год ты будешь стоять с каменным лицом и даже не замечать таких, — подмигнула она. Настя улыбнулась. Ей хотелось верить, что со временем станет проще.

Дни пролетали незаметно. Но вечера… Вечера были мучительно долгими. В квартире было слишком тихо. Не хватало Киры — её бесконечных историй, её планов, даже её немного эгоистичной манеры рассуждать.

День выдался суетливым. Заболела администратор. Хозяйка салона, Изабела, сама заняла её место, но, когда возникла срочная необходимость отойти, она кивнула Насте: Постой пока здесь, милая. Просто улыбайся и говори, что мастер сейчас освободится. Я ненадолго.

Настя кивнула, вытирая руки полотенцем. Она давно мечтала находиться за этой стойкой. Дверь резко распахнулась и в салон вплыла дама. Она была ухоженной, с тонкими чертами лица, в элегантном кремовом костюме и с небольшой лакированной сумочкой, из которой выглядывал уголок книги. Настя сразу обратила внимание на этот нюанс, но не успела задуматься — клиентка требовала внимания.

— Я к Джесике, — строго распорядилась она, глядя на Настю с лёгким недоумением, словно оценивая её право находиться здесь.

— Добрый день. Джесика пока занята, но скоро освободится, — вежливо ответила Настя, не теряя самообладания.

— Ах, ну конечно, она занята. Но мне некогда, - недовольно произнесла посетительница.

-Вы записаны к Джесике? На который час? – Настя стала искать в журнале запись.

- Не утруждайтесь. Я без записи. Но такими клиентками, как я, дорожат, - поджала она губы. Женщина тяжело вздохнула и, порывшись в сумочке, вытащила золотую пудреницу, мельком взглянула в зеркальце и бросила ее обратно.

Настя молчала. Дама молча посмотрела на Настю, явно оценивая, уместно ли продолжать разговор. Настя взгляд выдержала, держалась почтительно.

— Вы здесь недавно? Видимо, не знаете, как нужно встречать посетителей, — наконец спросила клиентка, небрежно поправляя манжету, и вновь выражая недовольство.

— Да, я помогаю в салоне, — спокойно ответила Настя. Женщина кивнула, словно что-то для себя отметила, а потом вдруг, как бы между делом, вытащила из сумочки книгу и положила рядом. Настя машинально скользнула взглядом по обложке и, прежде чем успела себя остановить, тихо сказала.

— Стейнбек? Очень увлекательно.

Клиентка удивлённо подняла голову.

— Вы читали?

— Да. «Гроздья гнева» — сильная книга.

Взгляд дамы стал чуть менее холодным. Она провела пальцем по краю обложки, раздумывая, стоит ли продолжать разговор.

— И что же вас в ней тронуло? — спросила она по-прежнему сдержанно, но уже без прежней сухости. Настя ответила не сразу, словно перебирая в памяти страницы.

— Люди. Их сила. То, как они ценят жизнь, даже когда всё против них.

Женщина снова посмотрела на неё чуть пристальнее, затем коротко кивнула.

— Не ожидала услышать такой ответ.

Настя слегка покраснела, но продолжила говорить. Вошедшая Изабела была удивлена. Освободившаяся Джесика пригласила даму в кабинет.

— Стейси, ты только что нашла к ней подход, - проговорила хозяйка.

— Я заметила её книгу и у нас нашлась общая тема, — ответила Настя, Хозяйка салона покачала головой, глядя на неё с новым интересом.

Под вечер Изабела отложила папку с записями клиентов и жестом подозвала Настю.

— Пойдём, я тебе кое-что покажу, — сказала она и направилась к стойке администратора. Настя последовала за ней, стараясь сохранять спокойствие, хотя внутри уже разгоралось волнение.

— Ты неплохо повела себя с той дамой, — продолжила хозяйка, бегло просматривая журнал. — Не все умеют находить общий язык с такими клиентами. Они капризны, требовательны, но если их расположить к себе… — она сделала выразительную паузу. Настя подхватила: — …они становятся постоянными. Изабела усмехнулась: Именно. Поэтому, если вдруг наш администратор снова заболеет или срочно понадобится замена, ты должна быть готова.

Настя кивнула, скрывая радостное волнение. Она мечтала об этом месте, но не ожидала, что шанс появится так скоро.

— Запоминай, — хозяйка салона начала объяснять: — Вот журнал записей, здесь карточки клиентов. Важно помнить их предпочтения, любимые услуги, мастеров, с которыми они работают. Если клиент VIP — предложи чай или кофе, проследи, чтобы ему было комфортно.

Настя кивала, впитывая каждое слово.

— Звонки. Если спрашивают об услугах, отвечай уверенно. Клиент должен чувствовать, что у нас работают лучшие специалисты. —Изабела театрально взмахнула рукой. — Вот расписание мастеров. Всё должно быть под контролем.

Настя пробежалась глазами по записям, поджав губы.

— Получается, всё это нужно запоминать?

— Сначала да, — кивнула Изабела, — но потом это войдёт в привычку. Главное — не теряйся. Клиенты чувствуют неуверенность.

Настя глубоко вдохнула. Она справится. Обязательно справится. Она сделала первый шаг к своей мечте.

«Может быть, когда-нибудь…» — промелькнуло в голове. Настя поймала себя на том, что улыбается.

Всю дорогу домой она прокручивала в мыслях сегодняшний день: как стояла за стойкой администратора, как ловко справилась с капризной клиенткой, как хозяйка сначала скептически поглядывала на неё, а потом неожиданно для самой себя одобрительно кивнула и доверительно объяснила, что да как. Будто проверяла её на прочность. Настя шла быстро. Осенний воздух пах сыростью, мокрыми листьями и выхлопными газами от машин.

Город гудел, спешил, жил своей жизнью. Сегодня он казался ей каким-то особенно добрым. "Неужели всё действительно начинает налаживаться?"

Квартира встретила тишина. Она сбросила кофту, прислонилась к стене и выдохнула. Всё-таки день удался.

Резкий, настойчивый стук в дверь прервал размышления. от неожиданности Настя вздрогнула. Кто бы это мог быть? Она шагнула к двери, открыла.

На пороге, слегка с растрепанной ветром, прической и с лукавой улыбкой стояла Кира.

— Привет! — сказала она как ни в чём не бывало и, не дожидаясь приглашения, шагнула внутрь.

Настя застыла.

— Кира… — только и выдохнула она.

— Ну не призрак же! — хмыкнула та и, словно у себя дома, прошла в комнату, плюхнулась на край кровати, поджала ноги и хитро посмотрела на Настю.

— Настя, они вернулись. Настя замерла. — Кто?

Сердце уже подсказало ответ, но разум требовал подтверждения.

— Кто-кто? Наши моряки! — Кира улыбнулась шире, склонив голову набок. Настя почувствовала, как по телу разливается тёплая волна.

— Алекс?

— И Алекс, и Билл, — Кира сделала паузу, а потом махнула рукой. — Только Билл уже не мой.

Настя нахмурилась.

— Ты ему сказала?

Кира поморщилась: Биллу? Нет, конечно. Он явился ко мне на работу обрадовать и сказать, что сегодня встречаемся в кафе. Всё, как обычно. Я не могла с ним долго говорить, гостиница не место для выяснения отношений. Скажу в кафе.

- Ты хоть понимаешь, как ему будет больно?

Кира вздохнула и развела руками.

— Настя, ну что мне теперь делать. Я люблю другого. И к тому же, я не хочу вечно ждать Билла.

Она посмотрела на подругу и неожиданно широко улыбнулась.

— Ладно, не будем о грустном. Собирайся, нас будут ждать.

Настя немного растерялась. Кира жестом руки нетерпеливо показала, чтобы подруга ускорила процесс. Настя полезла в шкаф за платьем.