Найти в Дзене
Невроза NET!

Феноменология стыда и тревоги стыда.Разница между стыдом и виной!

Я начну с предположения, что оба эти ощущения— стыд и вина присущи всем людям и архетипически заложены в человеке, но не так то легко отличить одно от другого. Они имеют тенденцию появляться одновре­менно, и мы определяем по опыту, как интерпретиро­вать возникшее чувство, как чувство стыда или вины. Вот простая и знакомая аналогия, которая поможет нам отличить одно от другого. Чувство вины дает мне ощу­щение, что я плохой человек, потому что я что-то сделал— или возможно только задумал сделать — то, что делать нельзя. Но я могу почувствовать подобный дис­комфорт, даже когда не сделал что-то, что был обязан сделать. Чувство вины происходит от этических или моральных норм, называемых в философской этике «не ­преложными законами». Таким образом, я остаюсь в долгу перед некоторыми правилами, выполнение которых принято считать «добром». Это поднимает сложный вопрос о добре и зле, решение ко­торого находится на уровне человеческой совести или интрапсихического авторитета, ответственного з
Я начну с предположения, что оба эти ощущения— стыд и вина присущи всем людям и архетипически заложены в человеке, но не так то легко отличить одно от другого.

Они имеют тенденцию появляться одновре­менно, и мы определяем по опыту, как интерпретиро­вать возникшее чувство, как чувство стыда или вины. Вот простая и знакомая аналогия, которая поможет нам отличить одно от другого. Чувство вины дает мне ощу­щение, что я плохой человек, потому что я что-то сделал— или возможно только задумал сделать — то, что делать нельзя. Но я могу почувствовать подобный дис­комфорт, даже когда не сделал что-то, что был обязан сделать.

Чувство вины происходит от этических или моральных норм, называемых в философской этике «не ­преложными законами». Таким образом, я остаюсь в долгу перед некоторыми правилами, выполнение которых принято считать «добром». Это поднимает сложный вопрос о добре и зле, решение ко­торого находится на уровне человеческой совести или интрапсихического авторитета, ответственного за соблю­дение этих критериев.

Чем это отличается от проявлений стыда? При оп­ределенной интенсивности стыд охватывает нас с голо­вы до пят, заставляет чувствовать полную собственную никчемность, иногда даже в тех случаях, когда мы ниче­го плохого и не делали.

Позже, слово «стыд» (срам) использовалось при обо­значении половых органов — «тайных мест». Стыд также был связан с позором и часто использовался в литературе, например, Шекспиром для обозначения бесчестия. Стыд и истоки самоуважения был связан с позором и часто использовался в литературе,

Определенно, что в некото­рые времена слово стыд ассоциировалось с дискредитацией, унижением, потерей общественного положения.

Как я уже сказал, существует много общего между стыдом и виной. Понятие вины дает возможность при­стыдить виноватого, засадить его в позорную яму и зак­леймить позором. Но что же все-таки особенного в понятии «стыд», который не всегда является реакцией на неэтичное поведение?

Ведь кому-то может быть стыд­но за свою рыжую шевелюру, кому-то за свой чересчур низкий или высокий рост или за свою тучность. Пре­ступное деяние или бездействие — это еще не все, что может вызывать презрение общества. Например, при­надлежность к определенному кругу людей или семье, также может спровоцировать чувство неполноценности.

Таким образом, чувство стыда возникает в зависимости от моего оценивания всего своей жизни или самого себя, или, что более точно, насколько они обесцениваются в моих глазах, причем не столько от мнения других, сколько от моего собственного.

Чувство вины появляется, когда я являюсь причи­ной чьего-либо несчастья или нарушаю какие-то обще­принятые нормы. Но в тоже время мне одинаково стыдно за мое неэтичное поведение, за мою тучность или из­быточный вес. В любом случае, чувство стыда всегда ведет за собой потерю самоуважения, тогда как кто-то виноватый может все же надеяться на исправление сво­ей ошибки.

При ближайшем рассмотрении можно обнаружить, что чувство стыда часто ранит гораздо глубже, чем чув­ство вины. Таким образом, чувство вины может слу­жить в качестве своего рода защиты против стыда.

Например, когда кто-то брошен своей любимой, то здесь помимо раны, связанной с утратой, присутствует и бо­лезненная потеря самоуважения от нанесенного пораже­ния. Боль можно облегчить, занявшись поиском каких-то глубоких причин, приведших к разрыву. Это сделать проще, чем думать, что ты был просто недостаточно привлекателен или сексуален. Если человек не склонен избегать этой боли, обвиняя в разрыве другую сторону, он предпочтет размышлять над теми случаями, когда был виноват перед любимым человеком (причинил боль, отвергал, был равнодушен).

Покаяние в своих проступ­ках поддерживает в нем надежду, что ошибки могут быть исправлены, а в последствии прощены. Но самоощущение, что он может быть недостоин любви, ранит куда сильнее. Это может быть одной из причин того, что мы слышим о вине, гораздо чаще, чем о стыде.

Кто-то вообще может отрицать свое чувство вины (или саму вину), сам обвиняя кого-либо во всех смер­тных грехах или принимая позу «борца за свои права»,таким образом защищаясь от обвинений.

Однако есть случаи, когда чувство стыда служит защитой от обви­нений, особенно когда виноватый может понести на­казание. В этом случае, он не берет ответственности за те действия, которые повлекли за собой всплеск чувства вины, он просто вязнет в трясине угрызений совести. Такая «покаянная поза» позволяет ему стра­дать, но не отвечать за свои поступки, а его оппонент вынужден поумерить свой праведный пыл. Тот же, кто все еще жаждет наказания виновной стороны, сам почувствует себя виноватым, если будет упорствовать в преследовании столь смиренно кающегося грешни­ка.

Такое поведение часто бессознательно разыгры­вается как невротическая форма защиты. Как я уже говорил, чувство стыда возникает, когда наше самоуважение находится под сомнением или ата­ковано либо снаружи, либо изнутри. У каждого из нас есть внутри так называемый «эго-идеал» — частично сознательный образ того, как мы хотим, чтобы нас вос­принимали. Чем выше требования совершенства этого эго-идеала, тем легче стать жертвой чувства неполно­ценности и стыда.

Сейчас давайте подведем следующие итоги: в чувстве стыда узнаются до боли знакомые требования нашего эго-идеала, в то время как сигналы чувства вины исходят из нашей совести — так называемого «суперэго». Стыд связан с фантазией, что я буду подвергнут унижению, что меня осмеют другие или я сам. В основе же чувства вины убеждение, что я совершил что-то не­правильное.

В дополнение к этим рассуждениям о стыде и чув­стве вины можно привести такое эмоциональное состоя­ние, когда эти две эмоции входят в конфликт друг с другом.

Вина — это реакция на силу и мощь, стыд —на слабость и бессилие.

Марио Якоби "Стыд и истоки самоуважения".