Необходимость разведения летательных аппаратов в воздухе с целью предотвращения их столкновения возникла ещё на заре мировой авиации в тридцатые годы ХХ века. К единой системе эшелонирования весь мир пришёл только 17 ноября 2011 года, когда Россия в своём воздушном пространстве полностью перешла на стандарты ИКАО. А как было в Советском Союзе и в ранне-постсоветском пространстве?
Принципы эшелонирования определялись документом под названием «Наставление по производству полётов в гражданской авиации СССР», или кратко, НПП-ГА. Основным отличием вертикального эшелонирования в Советском Союзе, в отличие от стандартов ИКАО, было его метрическое, а не футовое исчисление. Соответственно, все навигационные приборы в кабинах летательных аппаратов также были метрические.
Согласно НПП ГА, эшелонирование по высоте заключается в рассредоточении самолётов и вертолётов по различным высотам, обеспечивающим безопасные расстояния между ними по вертикали и безопасную высоту над наземными препятствиями. Высота полётов на эшелонах выдерживается с помощью барометрического высотомера, шкала давления которого установлена по давлению 760 мм рт. ст. (1013 мб). По высоте полёта эшелоны делились на группы. Одна группа эшелонов действовала при направлении воздушных трасс с истинными путевыми углами в пределах от 0° до 179°, а другая – при истинных путевых углах в пределах от 180° до 359°. Так же, как и в стандартах ИКАО каждый эшелон обозначался номером, равным числу сотен метров высоты данного эшелона. Например, эшелон 900 метров назывался эшелоном №9, эшелон 1800 метров – №18, эшелон 7000 метров – №70, эшелон 10000 метров – №100 и так далее.
Казалось бы, всё понятно и по-канцелярски нудно и однообразно. Однако это не так. За всю послевоенную историю советской авиации, в НПП ГА вносились изменения шесть раз: в 1951, 1958, 1966 (с дополнениями от 17.12.1968 г.), 1971 и 1985 гг. Соответственно, сборники НПП получали в названии год принятия его в действие. То есть, НПП ГА-51, НПП ГА-58, НПП ГА-66, НПП ГА-71, НПП ГА-78 и НПП ГА-85.
Опять всё нудно скажете вы? Ничуть не бывало! В каждом из этих НПП эшелонирование отличалось от предыдущего. Причём, с введением в действие НПП ГА-71 оно отличалось наиболее радикально. Смотрите сами.
Для сравнения я свёл вертикальное эшелонирование из всех НПП, начиная с 1958 года, в экселевскую таблицу. В строках белого цвета приведены эшелоны от 0° до 179°, в строках серого цвета – эшелоны от 180° до 359°. Для удобства сравнения с нашей с вами современностью, рядом я привёл эти же эшелоны, как они выглядели бы в сотнях футов.
Итак,
НПП ГА-58. Интересно тем, что в нём впервые были введены эшелоны для высотной реактивной авиации (до 20 километров). Действовало в период с 31.10.1958 по 01.12.1966.
НПП ГА-66. Действовало в период с 01.12.1966 по 17.07.1969 гг.
17 декабря 1968 года Директивой министра гражданской авиации СССР №40/3-25 вводятся изменения в НПП ГА-66 в части вертикального эшелонирования. После эшелона 60 и до эшелона 90 отсчёт теперь ведется не через каждую тысячу метров, а через каждые 600 метров. В небе становится тесно, а точность навигационных приборов позволяет теперь разводить воздушные суда с меньшим интервалом по вертикали. Изменения, введённые Директивой МГА №40/3-25 действовали в период с 17.07.1969 по 01.11.1971.
НПП ГА-71. Вертикальное эшелонирование в нём просто взяли и повернули на 180°. Почему так произошло – для меня большая загадка. Действовало в период с 01.11.1971 по 01.11.1978.
НПП ГА-78. Отличалось от предыдущего тем, что между эшелонами 90 и 120 интервал был уменьшен с 1000 до 600 метров. В небе становится ещё теснее. Действовало в период с 01.11.1978 по 01.11.1985.
НПП ГА-85. Самое известное всем нам и самое продолжительное по времени действия. Начав действовать с 1 ноября 1985 года, в СССР и в постсоветской Росси по нему летали 26 лет, вплоть до перехода на RVSM 17 ноября 2011 года.
Изменения, введённые в вертикальное эшелонирование в НПП ГА-85, были попыткой привести часть эшелонов с №86 по №131 к футовым, стандарта ИКАО.
Просматривая эти старые НПП, подумалось, что молодой лётчик, окончивший училище в конце пятидесятых годов, к 1985 году уже командир воздушного судна Iкласса, за 16 лет своей лётной карьеры несколько раз столкнулся с изменениями вертикального эшелонирования. И как только люди: пилоты, диспетчеры, составители нормативных документов при этом не путались?
А как было в это время в странах социалистического лагеря? Как рассказывали мне бывшие пилоты бывшей авиакомпании INTERFLUG бывшей Германской Демократической Республики, на территории Восточной Европы в 60-е – 80-е годы применялось футовое эшелонирование ИКАО. Выше эшелона 17100 метров высота полёта теперь не регламентировалась.
Китайская Народная Республика использовала метрическое эшелонирование, полностью скопированное из советского НПП ГА-78 вплоть до начала XXIвека. На некоторых российских картах РНК 90-х годов издания даже сохранились китайские таблицы для экипажей, совершавших полёты в КНР.
Спасибо за внимание.