Найти в Дзене
КиноРаритет

Ужасный «Еретик» с Хью Грантом: ожидания против реальности

Когда вышел трейлер «Еретика», он обещал зрителям нечто поистине увлекательное: интеллектуальную игру в духе «Пилы», но более стильную, более утонченную. Лабиринты загадок, философские дилеммы, экзистенциальный ужас — всё это должно было создать не просто триллер или хоррор, а нечто большее. Вдобавок, завораживающая игра Хью Гранта обещала стать вишенкой на торте. Но, как это часто бывает, реальность оказалась далека от ожиданий. «Еретик» не оправдал ожиданий, заложенных в его промо-кампании. Это не столько ужастик, сколько триллер — и это не было бы проблемой, если бы он действительно смог удержать высокую планку. Однако фильм оказался не столь умным, как хотелось бы, не столь стильным, как обещали, и не столь изобретательным, каким мог бы быть. Главная проблема «Еретика» заключается в его неспособности нагнетать страх там, где это действительно необходимо. Героини начинают паниковать задолго до того, как на экране происходит что-то действительно страшное. Представьте: Хью Грант, с ег
Оглавление

Когда вышел трейлер «Еретика», он обещал зрителям нечто поистине увлекательное: интеллектуальную игру в духе «Пилы», но более стильную, более утонченную. Лабиринты загадок, философские дилеммы, экзистенциальный ужас — всё это должно было создать не просто триллер или хоррор, а нечто большее. Вдобавок, завораживающая игра Хью Гранта обещала стать вишенкой на торте.

Фрагмент постера фильма «Еретик», который тоже обещал высокий стиль, экзистенциальный ужас и ожесточённую борьбу юности со опытностью
Фрагмент постера фильма «Еретик», который тоже обещал высокий стиль, экзистенциальный ужас и ожесточённую борьбу юности со опытностью

Но, как это часто бывает, реальность оказалась далека от ожиданий. «Еретик» не оправдал ожиданий, заложенных в его промо-кампании. Это не столько ужастик, сколько триллер — и это не было бы проблемой, если бы он действительно смог удержать высокую планку. Однако фильм оказался не столь умным, как хотелось бы, не столь стильным, как обещали, и не столь изобретательным, каким мог бы быть.

Проблемы с атмосферой и нелогичностью героев

Главная проблема «Еретика» заключается в его неспособности нагнетать страх там, где это действительно необходимо. Героини начинают паниковать задолго до того, как на экране происходит что-то действительно страшное. Представьте: Хью Грант, с его располагающей внешностью, слегка эксцентрично спрашивает о полигамии, а героини реагируют так, будто перед ними серийный маньяк с окровавленным ножом. Этот дисбаланс подрывает саму атмосферу и делает происходящее на экране искусственным.

Героини «Еретика» очень уж рано начинают пугаться Хью Гранта, который даже в злодейской роли не перестаёт быть обаяшкой
Героини «Еретика» очень уж рано начинают пугаться Хью Гранта, который даже в злодейской роли не перестаёт быть обаяшкой

Когда зритель видит, что испуг героев не обоснован, он перестаёт верить в фильм. Вместо того, чтобы постепенно накручивать напряжение, «Еретик» слишком рано включает на максимум эмоции персонажей, что делает их поведение театральным, но не пугающим.

Хью Грант — звезда, которая не даёт фильму утонуть

Каких бы минусов у «Еретика» ни было, отрицать мастерство Хью Гранта невозможно. Его персонаж не получился по-настоящему завораживающим злодеем, но сам актёр, безусловно, тянет на себе значительную часть фильма. Его многословные монологи звучат так увлекательно, что временами они гораздо интереснее погонь в некоторых боевиках.

Хью Грант во многом на себе вытащил «Еретика» на уровень фильма выше проходного: немногие на его месте смогли бы так интересно произность ворох псевдоинтеллектуальных монологов
Хью Грант во многом на себе вытащил «Еретика» на уровень фильма выше проходного: немногие на его месте смогли бы так интересно произность ворох псевдоинтеллектуальных монологов

На фоне Гранта неплохо смотрится и Софи Тэтчер, уже проявившая себя в сериале «Шершни». Она достойно держится в кадре и делает свою героиню убедительной. Чего, к сожалению, не скажешь о Хлои Ист. Возможно, проблема в менее выразительном персонаже, а может, в сценарии, который не даёт ей шансов раскрыться, но актриса остаётся блеклой, «серой мышкой» почти до самого финала.

Псевдоинтеллектуальность и разочаровывающий финал

Ключевым разочарованием фильма становится тот факт, что заявленная интеллектуальная дуэль между главным антагонистом и его жертвами так и не происходит. Злодей, позиционируемый как учёный и знаток религий, в кульминационный момент выдаёт за откровение псевдонаучные тезисы из сектантской, манипулятивной документалки «Дух времени» (он же — «Зейтгейст»), к сожалению, очень популярный у склонных к конспирологии граждан. А героини, вместо того чтобы дать достойный отпор, спасаются по довольно стандартным для триллеров методам, не демонстрируя никакой особой смекалки.

Авторы «Еретика» едва не сделали яркое антирелигиозное высказывание, но в последний момент испугались собственной смелости
Авторы «Еретика» едва не сделали яркое антирелигиозное высказывание, но в последний момент испугались собственной смелости

Но хуже всего — финал. Создатели будто испугались, что «Еретик» получится слишком радикальным, и вместо смелого завершения выбрали компромиссный, абсолютно беззубый конец. В результате, они оказались в ловушке, созданной собственным сценарием: заявляя фильм как интеллектуальное антирелигиозное высказывание, они сами же предали его основную идею.

Стоит ли смотреть?

«Еретик» — это фильм, который не оправдывает обещаний. Он сулит глубокий и многослойный триллер, но остаётся лишь поверхностным отражением своих потенциальных возможностей. С другой стороны, Хью Грант великолепен, а Софи Тэтчер достойна похвалы. И хотя бы ради них рекомендовать фильм стоит. Вот только к просмотру приступайте без завышенных ожиданий, тогда и горького разочарования не испытаете, а, может, даже удовольствие почувствуете.