Пришло время сделать лирическое отступление и рассказать о тех годах, в которые мы тогда жили. Доложить, так сказать социально-экономическую и политическую обстановку. Если одним цензурным словом, то наступила Перестройка. А если использовать ненормативную лексику, то - писец. Не подумайте, что пушистенький. Славное было времечко. Молодые реформаторы решили распотрошить плановую экономику и направить ее на неуправляемые рельсы. С одной стороны, появилась возможность открыть свои малые предприятия - "кооперативы". Но это для тех, у кого был начальный капитал и связи.
С другой стороны, в магазинах катастрофически быстро начали исчезать продукты и товары первой необходимости. Хорошую одежду и обувь можно было купить только на рынке. У нас это место называлось "толчок". Знаковое название. Когда я писала о том, где можно было подрабатывать студентам, то упустила этот процесс. Можно было зарабатывать на фарцовке. Но для этого надо было опять же иметь какие-то деньги для начала и возможность приобретать дефицитные товары в обход прилавков магазинов. Для этого нужны были связи.
А можно было просто брать у кого-то товар под реализацию. Но на этом особо много не заработаешь. Большинство студентов приторговывало. Но чаще не с целью заработка, а больше для себя. Я, например, привозила из Прибалтики всё, что могла там купить по госцене и то, что пользовалось спросом. Так, по мелочи: косметику, колготки. Продавала в общаге. А на вырученные от продажи деньги покупала так же с рук то, что нужно было мне. У меня особых талантов к торговле не было. Практически это был бартер, то есть обмен: товар - деньги - товар.
Мы учились выживать во вновь образовавшихся условиях. За фарцовщиками гонялась милиция, но уже не так рьяно, как прежде. Варёную колбасу и сыр ещё можно было отловить в магазинах, но надо было знать время и место. Наша тогдашняя жизнь потихоньку превращалась в охоту за всем необходимым. Холодильников, стиральных машин и телевизоров в продаже не было. Их можно было купить либо по блату, либо с переплатой. А ещё в студпрофкоме иногда разыгрывались талоны на покупку бытовой техники. То же было и с мебелью.
Создавать семью в то время был тот ещё квест. А учитывая то, что студенты ещё и были ограничены в финансовых средствах, квест становился труднопроходимым. Но несмотря на это, не знаю, как парни, а девушки все поголовно рвались взамуж. Нам изначально внушали, что замуж лучше выходить, пока учишься: и выбор больше, и возможность узнать друг друга получше. И неизвестно куда потом по распределению попадёшь. В моём ВУЗе с парнями проблем не было. У нас соотношение было примерно 50 на 50. Поэтому за время учёбы у нас создалось много пар: и на курсе, и на факультете, и межфакультетские. Некоторые за время учёбы уже и развестись успели.
А вот в ВУЗе, где училась Ленка, проблема была. Девушек там было процентов 90. Может, чуть меньше. Парней на всех не хватало. И у тех кто хотел выйти замуж вовремя учёбы было два пути: побыстрее выхватить кого-нибудь из этих 10 процентов или искать в других учебных заведениях. Фаворитами брачной гонки выступали два военных училища. Парни там были почти сплошь свободные и немного дикие. В каком смысле? Они же, в основном, на казарменном положении находились и могли только из окошек взирать на проходящих мимо девушек.
И только когда выходили в город в увольнительную, могли оторваться по полной. Но оторваться - это сильно сказано. Не будешь же бегать по улицам и искать потенциальную невесту? А им край, как надо было жениться до окончания. Во-первых, распределение для женатых было слегка льготным. А во-вторых, в военных городках потом не особо разгуляешься. Что придумали девушки? Они узнавали время, когда курсантов обычно отпускают в увольнительные и дежурили по периметру.
Типа прогуливались неподалёку, в надежде, что какой-нибудь бравый будущий офицер споткнётся о ножку на шпильке. Естественно, что девушки приходили туда во всеоружии. Нарядные, с начёсами и с боевой раскраской на лице, а ля Чингачгук нервно курит в сторонке. И таки курсанты спотыкались. У них просто не было шансов. И они женились на тех, об кого споткнулись. За это их прозвали санитарами города.
Местных млядей они, таким образом, вывозили в военные городки. Конечно, были и порядочные девушки среди этих дежурных. Но, в основном, те, кто нагулявшись всласть, решили остепениться. И, пока не поздно, подобрать что-нибудь подходящее на рынке брачных услуг. Кстати, та первая девушка, с которой встречался Сергей ещё до Оли, была из этой породы, судя по отзывам знавших её. Не знаю, было ли у неё что-то с Сергеем - никогда не интересовалась, но из города её увёз новоиспечённый офицер.
А теперь о тех, кто вступал в гонку за право обладать теми 10 процентами парней. Чтобы выиграть в этой гонке нужно было быть либо красивой и фигуристой, либо иметь какие-то ресурсы, например, квартиру в городе. Но такое было тогда большой редкостью. Одной студентке, например, мать купила кооперативную квартиру. И это существенно подняло её шансы на замужество, поскольку она была не очень симпатичной. Был ещё третий вариант - некие умения в горизонтальной плоскости.
Но тут 50 на 50. На кого нарвёшься. А то будет, как в анекдоте: все пробуют, хвалят, а замуж не берут. Кстати, анекдот нашего времени из нашего города. Идут две девушки. Навстречу им два парня. Одна другой говорит: "Свет, смотри какие красивые. Точно из меда". Вторая: "Нет, Маш, они так интеллигентно выглядят. Это из педа". Поравнявшись с парнями, девушки спрашивают: "Мальчики, вы из меда или из педа?" Парни хором: "Из @уеда!" "Пошли, Машка, это из сельхоза".
К чему я это? Я изначально хотела рассказывать только об отношениях Лены и Сергея. Но, как оказалось, нельзя их вычленить из наших общих взаимоотношений, потому что несколько лет мы существовали параллельно, часто пересекаясь. Выйдя замуж за Максима, я попала немного не в свою среду. А учитывая то, что он учился и общался с парнями, которые были нарасхват в том ВУЗе, то и восприятие некоторых жизненных моментов было не совсем привычным для меня.
Как-то так случилось, что в моей Вселенной, мужчины, вступившие в брак, брали на себя мужские функции, а то, что я наблюдала там, было почему-то ровно наоборот. Или мне так "посчастливилось", что жёны однокурсников моего мужа, которые успели отхватить свой приз, были сплошь девушки прибитые и приспособленные к жизни? Но они на моих глазах так холили и лелеяли своих мужей, что мне, право, было стыдно. Шучу, конечно. Скорее, это вызывало у меня недоумение.
Продолжение следует...