Найти в Дзене

Опыты натурфилософии. - 9

Оглавление

Предыдущая часть:

Таким образом, концепция пространства и времени Иммануила Канта дает очень простой, ясный и внятный ответ на вопрос, как и почему мы в своем познании мира можем применять геометрию и математику. И при этом Кант ответил на этот вопрос без привлечения каких-либо дополнительных "философских сущностей".

Однако Кант допустил в своей концепции пространства и времени одну очень серьезную и грубую ошибку.

Ошибка Иммануила Канта

И состоит она вот в чем.

Все наши восприятия - цветовые, звуковые, вкусовые, запаховые - как мы прояснили ранее, основаны на каких-то объективных свойствах объективных вещей. Наше сознание просто отображает, "маркирует", эти объективные свойства вещей в своих собственных формах: различную длину электромагнитных волн, отраженных от предметов, наше сознание "окрашивает" в различные цвета; колебания воздуха с различной частотой наше сознание преобразовывает в звуки различной высоты и т.д. То есть за всеми нашими восприятиями стоит объективная реальность.

А за пространством и временем? А вот для пространства и времени Кант почему-то сделал исключение. По Канту, за нашим восприятием пространства и времени нет никакой объективной реальности. Пространство и времени, как полагал Кант, это просто такие особые формы нашего сознания, в которые наше сознание "укладывает" и в которых оно "упорядочивает" все прочие наши восприятия. Но сами эти формы не имеют за собой никакой объективной реальности.

И вот это выглядит очень сомнительно. Ведь особенность пространства и времени в том и состоит, что эти восприятия в нашей "картинке мире" являются наиболее важными и универсальными - так что в нашей "картинке мира" все-все-все прочие восприятия существуют уже в пространстве и времени. А у Канта получается, что эти наиболее важные формы восприятия нашего сознания оказываются оторванными от объективного мира. То есть оказываются именно чем-то вроде иллюзии или симулякра.

Особенно это странно относительно времени. По Канту к движению и изменению способна только наша "душа", наше сознание. И это само наше сознание как бы "генерирует" время и придает всем нашим восприятиям движение и изменение. И получается, что за движением и изменением вещей в нашей "картинке мира" по Канту нет ничего объективного.

Но зачем, спрашивается, нашей "душе" так сильно усложнять себе жизнь? Сначала "генерировать" в самой себе время, а потом придавать изменение всем прочим нашим чувственным воприятиями? И по каким правилам наше сознание меняет восприятия? Кант ведь вполне признает, что за нашими восприятиями стоит объективный мир, вещь-в-себе. И если в нашей "картинке мира" автомобиль переместился в пространстве - очевидно, что это изменение положения автомобиля в пространстве задается самим объективным миром, а вовсе не нашим сознанием.

А пространство? Откуда наше сознание берет те правила, по которым оно в нашей "картинке мира" помещает предметы в пространстве именно таким образом, а не иначе? Эти правила наше сознания явно не может брать только из себя самого - эти правила задаются извне, самим объективным миром и объективными вещами.

Для нас это слишком важно

Все это выглядит еще более странно, если учесть, какую колоссальную роль
в нашей жизни и в нашем существовании играет наша способность "ориентироваться в пространстве".

Мы, наверное, вполне могли бы обойтись без цветовых восприятий. Могли бы обойтись и без звуковых, вкусовых и запаховых восприятий. Есть же слепые и глухие люди, и они как-то живут.

А вот без ориентации в пространстве мы не смогли бы сделать и шага. Даже руку к лицу не смогли бы поднести. Эта способность является для нас (как и для других животных) жизненно важной. И первое, чему учится ребенок после того, как он научился глотать пищу и подавать голос - это ориентироваться в пространстве. Он подносит игрушки к лицу, иногда засовывает их себе в рот - чтобы понять, является ли эта "штука" частью его самого или чем-то отдельным. А потом он учится перемещаться в пространстве - сначала ползать, а потом ходить.

"Нет, - подумал я, - Кант здесь явно очень сильно ошибся. И за нашим восприятием пространства и времени, как и за всеми прочими нашими восприятиями, обязательно должна стоять какая-то объективная реальность".

И эта объективная реальность носит очень глубокий и универсальный характер. Более глубокий, чем любые колебания воздуха или даже электромагнитные волны. Ведь и зрительные, и слуховые, и все прочие наши восприятия, все вещи и предметы и все-все-все для нас существует уже в пространстве и времени. И поэтому за восприятием пространства и времени должна стоять и более глубокая физическая реальность.

Да, у нас нет специального отдельного органа чувств, который отвечает за восприятие нами пространства и времени - подобного глазам или ушам. Но это лишь означает, что объективная физическая реальность, которая стоит за нашим восприятием пространства и времени, воздействует на нас целиком, на все наше тело и на все наши органы чувств. У нас ведь и для восприятия холода и теплоты нет отдельного органа чувства - мы их ощущаем всей нашей кожей и всем нашим телом. И для тактильных восприятий у нас тоже нет специального органа чувств, и мы чувствует прикосновения к нашей голове, туловищу, ногам или к рукам.

Что же это за столь универсальная объективная физическая реальность, которая стоит за нашим восприятием пространства и времени? И знают ли физики что-либо о существовании этой физической реальности?