Многие мои читатели назвали самым страшным произведением у Гоголя повесть «Портрет». Действительно, история, рассказанная писателем, может поразить и напугать.
Заглавным героем повести становится изображение таинственного старика, данное сначала глазами художника Чарткова: «Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и всё старательное тщание своё художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднёс он портрет к дверям, ещё сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: "Глядит, глядит", — и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю».
«Неприятное и непонятное» чувство будет всё время сопровождать и читателя. Наверное, прежде чем анализировать повесть, нужно немного остановиться на её истории. Гоголь работал над ней в 1833-34 гг., а впервые опубликовал в 1835 г. в сборнике «Арабески. Разные сочинения Н.Гоголя».
Отзывы критиков, в том числе B.Г.Белинского, были в основном отрицательными; в 1841-42 гг. Гоголь повесть переработал, и новая редакция была впервые напечатана в третьей книжке «Современника» за 1842 г.
В первой редакции звучит та же тема, что и во многих разобранных нами раньше произведениях – тема противопоставления человека и дьявола. Чего сто́ит описание глаз портретируемого! «Это были не нарисованные, это были живые, это были человеческие глаза. Они были неподвижны, но, верно, не были бы так ужасны, если бы двигались. Какое-то дикое чувство, не страх, но то неизъяснимое ощущение, которое мы чувствуем при появлении странности, представляющей беспорядок природы, или, лучше сказать, какое-то сумасшествие природы, — это самое чувство заставило вскрикнуть почти всех».
А в конце её можно прочесть совершенно чёткое объяснение, кто изображён на этом портрете. Автор приводит рассказ «уже несколько пожилых лет посетителя» аукциона о его отце-художнике, написавшем портрет таинственного ростовщика Петромихали. Любопытно, что у этого ростовщика, как указывают многие исследователи, был реальный прототип – ростовщик-индус, имевший дело в основном с актёрами, портрет которого приводит в своих воспоминаниях артист П.А.Каратыгин: «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, чёрные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками». Но у Гоголя этот человек становится воплощением зла.
Он, почувствовав приближение смерти, умоляет таланливого художника, отца рассказчика, написать его портрет, и художник, увидевший «необыкновенный предмет для кисти», приступает к работе. Ему удаётся изобразить главное – глаза: «Около часу трудился он возле них и наконец совершенно схватил тот огонь, который уже потухал в его оригинале. С тайным удовольствием он отошёл немного подалее от картины, чтобы лучше рассмотреть её, и с ужасом отскочил от неё, увидев живые глядящие на него глаза». Испуганный, он хочет бежать – и слышит страшные слова: «После смерти я должен идти к тому, к которому бы я не хотел идти. Там я должен вытерпеть муки, о каких тебе и во сне не слышалось; но я могу долго ещё не идти к нему, до тех пор, покуда стоят земля наша, если ты только докончишь портрет мой. Я узнал, что половина жизни моей перейдёт в мой портрет, если только он будет сделан искусным живописцем. Ты видишь, что уже в глазах осталась часть жизни; она будет и во всех чертах, когда ты докончишь. И хотя тело мое сгибнет, но половина жизни моей останется на земле, и я убегу надолго ещё от мук. Дорисуй! дорисуй! дорисуй!..»
Художник всё же убегает, не придав должного значения словам Петромихали «А, так ты не хочешь дорисовать меня? Так возьми же себе портрет мой: я тебе его дарю». Но таинственным и непостижимым образом портрет появляется в его доме и начинает буквально преследовать художника («Он видел ясно, как вошёл в его комнату Петромихали и остановился перед его кроватью. Долго глядел он на него своими живыми глазами, наконец начал предлагать ему такие ужасные предложения, такое адское направление хотел дать его искусству, что отец мой с болезненным стоном схватился с кровати, проникнутый холодным потом, нестерпимою тяжестью на душе и вместе самым пламенным негодованием»).
Ему не удаётся сжечь портрет, а при попытке рассказать всё священнику и попросить помощи у религии страшным образом погибают сначала жена художника, а затем один из сыновей.
Разгадку произошедшего мы узнаем в самом конце: художнику, скрывшемуся от мира в монастыре и заслужившему прощение за то, что написал прекрасный образ Богоматери, благословляющей народ, открывается истина. В теле ростовщика «был сам антихрист» «Если бы моя преступная рука не дерзнула его изобразить, он бы удалился и исчезнул, потому что не мог жить долее того тела, в котором заключил себя. В этих отвратительных живых глазах удержалось бесовское чувство». Однако власть его не может продолжаться вечно: «Тогда же предстал мне во сне пречистый лик Девы, и я узнал, что в награду моих трудов и молитв сверхъестественное существование этого демона в портрете будет не вечно, что если кто торжественно объявит его историю по истечении пятидесяти лет в первое новолуние, то сила его погаснет и рассеется, яко прах, и что я могу тебе передать это перед моею смертию. Уже тридцать лет, как он с того времени живет; двадцать впереди».
Время пришло: «Я невольно начинаю думать, не сегодня ли то новолуние, о котором говорил отец мой, потому что, действительно, с того времени прошло уже 20 лет». О страшном портрете рассказано – и…
«Слушатели… невольно обратили глаза свои к странному портрету и к удивлению своему заметили, что глаза его вовсе не сохраняли той странной живости, которая так поразила их сначала. Удивление еще более увеличилось, когда черты странного изображения почти нечувствительно начали исчезать, как исчезает дыхание с чистой стали. Что-то мутное осталось на полотне. И когда подошли к нему ближе, то увидели какой-то незначащий пейзаж. Так что посетители, уже уходя, долго недоумевали, действительно ли они видели таинственный портрет, или это была мечта и представилась мгновенно глазам, утруждённым долгим рассматриванием старинных картин».
Кажется, зло побеждено, портрет исчез - и мы можем быть спокойны.
Но Гоголя не устраивает такой вариант развития событий – и он перерабатывает повесть, делая её, на мой взгляд, ещё более страшной.
До следующего раза!
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале
"Оглавление" по циклу здесь
Навигатор по всему каналу здесь