Найти в Дзене

Остатки сталинской роскоши. Что сохранилось в ДК Горького

Один из самых красивых образцов сталинского ампира в Новосибирске был построен уже после смерти Сталина, но еще не успел попасть под хрущевскую борьбу с излишествами. Дворцовая архитектура с лепниной и роскошным интерьером сохранилась почти в неизмененном виде – правда, довольно сильно обветшала. Расскажу, как его строили, с кого вылепили профиль Горького на барельефе, и покажу уцелевший декор 50-х годов. Про послевоенные здания в Новосибирске часто можно услышать, что их строили пленные немцы. Этих неподтвержденных фактов так много, что создается ощущение, что они были самым главным человеческим ресурсом в строительстве города. Про ДК Горького тоже есть такие истории. Некоторые приводят воспоминания архитектора здания, Александра Михайлова о том, что для удешевления рабочей силы иногда привлекались военнопленные и заключенные. Поскольку опыта в строительстве у них не было, это приводило к искажению проекта. Например, они «залили» фундамент портика, из-за чего пришлось увеличить диаме
Оглавление
В вечернее время здание красиво подсвечивается
В вечернее время здание красиво подсвечивается

Один из самых красивых образцов сталинского ампира в Новосибирске был построен уже после смерти Сталина, но еще не успел попасть под хрущевскую борьбу с излишествами. Дворцовая архитектура с лепниной и роскошным интерьером сохранилась почти в неизмененном виде – правда, довольно сильно обветшала. Расскажу, как его строили, с кого вылепили профиль Горького на барельефе, и покажу уцелевший декор 50-х годов.

Правда ли, что его строили военнопленные

Про послевоенные здания в Новосибирске часто можно услышать, что их строили пленные немцы. Этих неподтвержденных фактов так много, что создается ощущение, что они были самым главным человеческим ресурсом в строительстве города. Про ДК Горького тоже есть такие истории.

Некоторые приводят воспоминания архитектора здания, Александра Михайлова о том, что для удешевления рабочей силы иногда привлекались военнопленные и заключенные. Поскольку опыта в строительстве у них не было, это приводило к искажению проекта. Например, они «залили» фундамент портика, из-за чего пришлось увеличить диаметр колонн. У коринфских колонн оказалась дорическая толщина.

-2

На кого похож Максим Горький?

Но, начнем, пожалуй, с проекта. Здание было построено в 1957 году, авторами проекта стали два архитектора – Александр Михайлов и Вячеслав Внуков. У обоих карьера сложилась удачно. Внуков почти сразу после строительства ДК переехал в Сочи, занимал там должность заместителя главного архитектора города, а позже стал главным архитектором Днепропетровска. А Александр Михайлов в 70-ые занимал пост главного архитектора Новосибирска.

-3

ДК строился по заказу Завода Химконцетратов (НЗКХ) и был вписан в архитектурный ансамбль с двумя соседними домами. Здание построено в классицистическом стиле, отличается высоким портиком с колоннами, красивыми лестницами, длинными балюстрадами и двумя фонтанами римского типа с противоположных сторон. Сейчас сохранился только один, перед зданием. Второй несколько лет назад выглядел вот так, фото взяла с официального сайта Новосибирска.

Второй фонтан уже несколько лет назад был в очень плачевном состоянии
Второй фонтан уже несколько лет назад был в очень плачевном состоянии

Фронтон здания украшает барельеф-медальон с профилем Горького. Рядом размещены символы науки и образования – книга, лира. Авторы барельефа – скульпторы Анисим Овчинников и Василий Ковшов. Современники подмечали, что изображенный Горький выполнен «с большой долей субъективизма» и очень напоминает архитектора Александра Михайлова. Листайте галерею, чтобы сравнить.

Изначально на здании были еще помещены три скульптуры авторства Михаила Меньшикова. Они символизировали право на труд, образование, отдых. Вот так они выглядели на архивном фото. Впоследствии фигуры начали разрушаться и их убрали. Я помню ДК Горького уже без всяких фигур.

Если честно, то мне фигуры кажутся лишними. Но это исключительно мое мнение.
Если честно, то мне фигуры кажутся лишними. Но это исключительно мое мнение.

Дубовый паркет, хрустальная люстра и факелы

Внутри здание тоже впечатляет. Вокруг лепнина, дубовый паркет, колонны, роскошные тяжелые люстры и бра, лестницы с мраморными перилами, роспись на потолке зрительного зала – все сохранилось с 50-х годов.

Многое требует реставрации, на мой взгляд, хотя здорово, что вообще уцелело, пережив все бури эпох.

Один из авторов росписи потолка – художник Абрам Бертик, он расписывал и потолок в ДК Ефремова. В медальонах– символы разных видов театрального искусства.

Фойе на втором этаже очень красивое и просторное (8 метров в высоту), на уровне третьего этажа есть балконы, можно разглядывать все происходящее сверху. Я там застала романтическую фотосессию, думаю, фото там получаются атмосферные.

-9

Там же на стене есть большая фреска с портретом Горького, но было темно, я его не сфотографировала. Вот фото с официального сайта Новосибирска.

-10

Зрительный зал рассчитан на 800 мест, тоже с лепным декором порталов. Очень необычные бра на стенах.

-11

Все светильники в ДК, к слову, являются предметами культурного наследия. Заметила еще что в декоре, лепнине часто повторяется тема факелов. Возможно, должны как-то отражать мысль о факеле пролетарской революции или Горьком, как о светоче русской литературы, не знаю. Эта тема дискутабельная.

Входы в зал украшены портиками, а еще внутри здания много зеркал, но такое ощущение, что у них мутноватое стекло.

В целом, у меня сложилось впечатление, что интерьеру не помешали бы реставрационные работы. Хотелось бы сохранить все те уникальные детали, которых лишились другие здания в городе.

-13

Про другое знаковое, хорошо сохранившееся здание в Новосибирске рассказывала в статье Стоквартиный: дом с золотой медалью.

Расскажите, а вам нравится ДК Горького? Бывали здесь? Может, с ним связаны какие-то теплые воспоминания детства?