Стоквартирный дом на Красном проспекте входит в десятку самых известных зданий Новосибирска. С него начинается история элитных советских домов в городе. Расскажу, как и для кого его строили, и чем он знаменит.
Жилье для крайкомовцев
Дом начали строить в 1934 году для работников Крайкома: на тот момент Новосибирск был центром огромного Западно-Сибирского края. Новосибирская область образовалась в 1937-м – в этом году строительство дома было завершено.
Архитекторы – хорошо известный в Новосибирске Андрей Крячков, и гораздо менее известный Виталий Масленников. Биография Масленникова считалась для советского времени сомнительной: он был выслан из Москвы в Сибирь как «вредный социальный элемент».
Место было выбрано прямо рядом со зданием Крайкома (сейчас – Правительства Новосибирской области). Для этого снесли дореволюционные жилые дома и старую пожарную часть с каланчой.
Проект дома несколько раз менялся: конструктивизм в архитектуре уже сдавал свои позиции, и в итоге дом приобрел декоративность, характерную для неоклассицизма 30-х годов. Нередко упоминают, что Крячков вдохновлялся работами архитектора Огюста Перре (Auguste Perret) – яркого представителя французского неоклассицизма.
Золотая медаль до Крячкова "не дошла"
Стоквартирный дом получил Гран-при на легендарной парижской выставке 1937 года, где было два главных соперничающих друг с другом павильона – СССР и Германии. Павильон СССР был украшен 24-метровой скульптурой Мухиной «Рабочий и колхозница», немецкий – орлом Третьего рейха. Крячкова за границу не выпустили, и свою Золотую медаль он тоже не увидел: по слухам, она осела в государственных фондах СССР. Всего на этой Международной выставке искусств и техники советский павильон собрал 270 наград.
Почему крылья дома различаются
Когда осматриваешь дом со всех сторон, то замечаешь, что из-за перепада рельефа у него переменная высота: первый этаж южного крыла переходит в центре и северном крыле в подвальный. А еще что сами крылья, которые находятся на разных улицах – Спартака и Сибревкома – не идентичны друг другу.
По этому поводу ходит байка, что Сталину было представлено три проекта дома, идею он одобрил, но какой именно из вариантов выбрал – никто не понял, а уточнять побоялись. Поэтому скомпоновали все, что было. По другой версии изменения в проект якобы внес Маслеников. Он учел французские традиции домостроения: у объектов, выходящих на разные улицы, квартальные углы делают неодинаковыми.
Несоветская роскошь и знаменитые жильцы
Поскольку дом предназначался для партийной элиты, квартиры были не по-советски роскошны. В нем нет однокомнатных, зато 10 – пятикомнатных и 30 – четырехкомнатных. В те годы, когда на одного человека в Новосибирске приходилось примерно 3 квадратных метра жилья, это было чем-то фантастическим. Внутри квартир – потолки высотой три метра, деревянный паркет на полу, метлахская плитка в санузлах, лепнина на потолке.
Рядом с кухнями были шестиметровые комнаты для прислуги. В советское время, как это ни странно, найм домработниц был очень распространен. Но разумеется, среди тех, кто это мог себе позволить.
А еще в стоквартирном – первом из жилых домов Новосибирска – был установлен лифт.
Почти по всему периметру дом увешан мемориальными досками: здесь жили знаменитый хирург Евгений Мешалкин, художник Николай Грицюк, а во время эвакуации – дирижер Евгений Мравинский, актер Николай Черкасов – тот самый Александр Невский из одноименного фильма. Предполагаю, что сейчас контингент дома очень разный: потомки заслуженных новосибирцев, тех, кому квартиру дали еще в советское время и те, кто купил «задорого» уже в наше время.
Не 100 квартир, а 110
Зайти внутрь можно, только если вас ждут в гости. Стеклянные номерные таблички на подъездах не сохранились, за исключением одной: от 96 до 109 квартиры. Кстати, в доме не 100 квартир, а 110. На первом этаже еще с советских времен работал детский сад. Ходили в него дети не только из «стоквартирного». Сейчас вместо сада картинная галерея.
В отличие от пафосного фасада внутренний двор выглядит очень скромно. Старые футбольные ворота и доска для объявлений, овощехранилище и небольшая детская площадка ощущение – ощущение, что ты находишься во дворе советской «панельки».