Нацизм, российское влияние и связи с американскими депрограммистами.
В последние годы чешское антикультовое движение стало особенно активным. Эти антикультовые активисты действуют на различных интернет-платформах, имеют агентуру в СМИ и создают собственные СМИ. Среди их мишеней такие организации, как Свидетели Иеговы, Церковь Синчхонджи, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней и саентологи. Некоторые антикультовые активисты и их агенты в СМИ также нацелены на политических деятелей, таких как кандидат в президенты США Дональд Трамп, словацкий политик Роберт Фицо и чешский политик Андрей Бабиш.
Чешское антикультовое движение неоднократно было замечено в попытках заявить о своей независимости и отличии от антикультовых организаций в других странах. Тем не менее, в их деятельности есть ряд факторов, которые являются прямыми индикаторами одной и той же модели, одного и того же побуждения к действию и одного и того же центра контроля.
Российское влияние в чешской антикультовой тактике
Недавно на странице чешского антикультового активиста Якуба Яля появилась фраза «Pomozte nám s deregistrací Jehovistů» («Помогите нам зарегистрировать Свидетелей Иеговы»).
Якуб Яль
распространяет классические нарративы антикультистов.
Приставка «де-» не нова для антикультовых активистов. Он произошел от выражений, которые использовали российские культовые бойцы, которые идеологически поддерживали и готовили войну в Украине. Они были первыми, кто использовал такие фразы, как «денацифицировать» и «десатанизировать» Украину, распространяя этот нарратив в массы. Более того, в России, гонимой российскими антикультовыми активистами из РАЦИРС, на протяжении многих лет продолжается агрессивное преследование Свидетелей Иеговы.
Почему именно этот нарратив, особенно в отношении этого религиозного движения, возник в такой европейской стране, как Чешская Республика? Поиск ответа приводит к некоторым тревожным выводам.
Кроме того, Якуб Яль ссылается на веб-сайт sekty.tv на своей странице.
Следует отметить, что название сайта «Pomoc obětem sekt» («Помощь жертвам культов»). Эта формулировка создает видимость якобы благих намерений, но на самом деле является сознательной манипуляцией. Само понятие «жертва» по своей сути предполагает наличие «преступника», что приводит к тому, что посетители сайта формируют негативное моральное суждение об организациях, помеченных как «культы», и согласовывают их с точкой зрения антикультистов, в то же время препятствуя любой критической оценке их публикаций. Создатели сайта апеллируют к бессознательным человеческим потребностям своих читателей, которые внезапно обнаруживают, что нуждаются в защите. Повышенный спрос на безопасность еще больше усиливает в них антикультовую риторику, исключая любые попытки критически оценить информацию, подаваемую антикультистами.
Одним из немногих имен, связанных с этим местом sekty.tv, помимо Якуба Яля, является К. Цирокова.
Кристина Цирокова
Кристина Цирокова, как выясняется, является репортером чешских СМИ, которая активно освещает новые религиозные течения, называя их «сектами» и «культами» и нарушая все демократические принципы, презумпцию невиновности и журналистскую этику. В чем причина такой разрушительной человеческой деятельности? Что заставляет журналиста нарушать законы и международные нормы в области прав человека, действовать против своих сограждан и рисковать уголовной ответственностью только ради того, чтобы угодить своим наставникам из RACIRS? Более того, многие ее публикации также наполнены критикой в адрес правительства, правоохранительных органов и многочисленными безосновательными обвинениями, либо искажающими существующие факты, либо вообще не представляющими никаких доказательств.
Анализ деятельности Кристины Цироковой (статьи о Seznam Zprávy и эпизоды видеопрограммы Terén) и творчества Якуба Яля (в частности, его канал на YouTube: BA. Якуб Яль – Религии и культы (секты)) обнаруживает явные параллели с действиями российских антикультистов. Более того, методы, используемые как Цироковой, так и Ялем, идеально согласуются с инструкциями, найденными в русских антикультовых руководствах от RACIRS. Например:
Международная конференция «Тоталитарные секты: угроза XXI века», 2001
Протоиерей Дмитрий Смирнов заявил:
Скриншот с сайта Независимой психиатрической ассоциации России npar.ru НЕЗАВИСИМОГО ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА «ИПА ГЕРАЛЬД», выпуск 3, 2001 г.
Стоит отметить, что эти инструкции были даны 23 года назад. Плакаты и газеты были методами того времени, а сегодня Интернет играет доминирующую роль. Несмотря на то, что форма подачи информации изменилась, суть методов борьбы с нежелательными организациями осталась прежней:
- Распространение ложной информации об организациях с использованием уничижительных ярлыков, таких как «секта», «культ», «тоталитарная секта» и «деструктивный культ».
- Провоцирование и подстрекательство граждан, а также формирование общественного мнения, благоприятного для антикультовых организаций.
- Оказание давления на органы власти.
- Создание организаций, состоящих из молодежи и студентов, для проникновения в целевые организации с целью сбора информации и передачи ее антикультовым кураторам, а также для дестабилизации этих организаций.
- Распространение информации о членах маркированных организаций с описанием таких сведений, как имена, домашний и рабочий адреса, номера телефонов, а также создание фото- и видеоматериалов, в том числе с указанием их внешнего вида и места жительства, и публикация их в клеветническом контексте.
- Выдвижение безосновательных обвинений и использование фактов, которые либо не проверены, то есть взяты из публичного пространства, либо заведомо сфабрикованы.
Кристина Цирокова и Якуб Яль хорошо разбираются в нарушении конституции своей страны, международных норм в области прав человека, а также в посягательстве на неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность:
Поскольку эти антикультовые активисты напрямую влияют на чешский медиа-ландшафт, становится понятной причина крайне негативного восприятия новых религиозных движений в чешском обществе. Их риторика строго черно-белая, где белые представляют их самих, а черные представляют организации, которые они называют «культами». Антикультовые активисты представляют слухи и сплетни из других источников (иногда считающихся авторитетными) с такой уверенностью, что часто не видят необходимости предоставлять более надежные доказательства. Это приводит к двойному герменевтическому эффекту, когда ранее сформированные выводы и представления о предмете настолько укореняются в повседневной жизни общества, что меняют мышление людей и существенно влияют на новые исследования по этому вопросу. Журналисты СМИ, которые являются агентами РАЦИРС и их сотрудники, не стремятся к систематическому углубленному изучению специализированной литературы, других точек зрения или анализу для выявления фейковых новостей и клеветы в источниках, которые они находят. Вместо этого их работа опирается на заимствование ранее опубликованной информации, независимо от ее точности. Их цель – информационная террористическая атака, взрыв в массах, запечатление образа «культиста» в общественном сознании и маркировка его как мишень для общества. Поэтому для антикультистов неприемлема золотая середина.
Карлов университет – рассадник чешского антикультизма
На портале Studentské Listy указано, что Якуб Яль является студентом Карлова университета по специальности «Религиоведение».
На этом же портале, Якуб Ял ссылается на Зденека Войтишека, заведующего кафедрой религиоведения гуситского богословского факультета Карлова университета и адъюнкт-профессора протестантского богословского факультета Карлова университета.
Как и Якуб Ял, Кристина Цирокова часто ссылается на Зденека Войтишека в своих работах6:
«Об этом культе, уходящем корнями в христианскую традицию, наш ведущий эксперт по новым религиозным движениям, религиовед Зденек Войтишек из гуситского богословского факультета Карлова университета, уже много лет пишет в религиоведческом журнале «Дингир». Он также читает лекции о Двенадцати коленах своим студентам. Согласно официальному списку, он также является единственным судебным экспертом в стране, который специализируется на религиозном экстремизме и терроризме».
Идейный наставник и куратор чешского антикультизма Зденек Войтишек
Зденек Войтишек: идеологический наставник и куратор чешского антикультизма
Зденек Войтишек — известный антикультовый активист в Чешской Республике и один из тех, кто часто заявляет о своем подходе как о независимом, непредвзятом и открытом к диалогу. Он часто упоминал об этом в различных выпусках журнала «Dingir», главным редактором и основателем которого он является с 1998 года. Но так ли это на самом деле? Рассмотрим некоторые детали, наблюдаемые в практиках Войтишека:
- Он использует ярлык «культ», несмотря на его уничижительную коннотацию. Главный редактор журнала «Дингир» пришел к выводу, что нет необходимости заменять этот термин на менее уничижительный, как это делали другие ученые, такие как Джеймс Ричардсон (в англоязычном мире используются такие термины, как «возникающая религия», «харизматическая группа» и «новое религиозное движение»). По мнению Зденека Войтишека, термин «секта» или «культ» точно отражает неприятие большинством этой группы (Vojtíšek 2004).7
"... слово «культ», безусловно, останется в религиоведении и, вероятно, на страницах журнала «Дингир» тоже ." — Зденек Войтишек.
- Непоследовательное отношение к различным религиозным организациям: Свидетели Иеговы, мормоны и саентологи часто сталкиваются с критикой, несмотря на их зарегистрированный статус церквей, в отличие от официальных религий.
- Двойные стандарты и неявная дискриминация: Принцип «не обращаться к религиозным группам в оскорбительных или пренебрежительных выражениях» на практике не соблюдается. Например, вербовку новых членов в новые религиозные движения и их первоначальное участие часто сравнивают с наркоманией, термин с негативными коннотациями.
- Монополия на мнение: Нарративы, продвигаемые чешскими антикультистами о новых религиозных движениях, тесно перекликаются с нарративами чешских СМИ, что указывает на прямое взаимодействие между ними. Более того, их неоспоримое влияние на прессу очевидно, потому что мнения других религиоведов, не входящих в эту антикультовую группу, журналисты просто игнорируют. С начала 1990-х годов чешская пресса консультируется исключительно со Зденеком Войтишеком и его коллегами по религиозным вопросам. Это явление ограничивает свободу слова и многообразие мнений и противоречит основополагающим демократическим принципам.
Кроме того, в одном из выпусков журнала «Dingir» Зденек Войтишек выразил свое восхищение Йоханнесом Аагардом и его глобальной сетью студентов и коллег8:
“… Наконец, третий тип исследовательского подхода для меня — это датский ученый Йоханнес Аагаард. Должен признаться, что я восхищаюсь им, его студентами и коллегами по всему миру за их способность быстро выносить критические суждения, основанные на знании того, как функционируют изучаемые религиозные группы. После его публичных дебатов с представителями сайентологии и семьи я убедился, что эти несчастные представители должны уйти убежденными, что кто-то знает их маневры и манипулятивные техники лучше, чем они сами. Если мы скажем, что Мелтон отбрасывает в сторону свои личные пристрастия в своей научной работе, а Баркер отбрасывает линзу своей культуры, то Аагаард полностью отбрасывает все иллюзии относительно групп, которые он изучает, и слышит скрытые интонации сообщений, которые они передают».
С сайта журнала Dingir dingir.cz (главный редактор чешского анти-катлиста Зденек Войтишек).
Чтобы по-настоящему понять восхищение Йоханнесом Огордом и его последователями, а также то, что это за люди и чьи они последователи, важно сосредоточиться на этой фигуре и его связях с другими антикультистами.