Найти в Дзене

Нэцкэ «Чёрт в ростке бамбука»

Интересная нэцкэ из оленьего рога от мастера Никиты Струкова. Она изображает классического японского чёрта (о́ни), мускулистого, лохматого, рогатого и в набедренной повязке из тигриной шкуры, вылезающего из коленца бамбука, на котором уже сидит маленькая лягушка. Сам автор рассказывает интересный случай, побудивший его создать такой сюжет: Эта работа появилась под впечатлением от одной поездке в горы. Мы остановились в небольшом отеле, окружённом бамбуковым лесом. Ночью стало холодно, и снаружи начали раздаваться странные звуки — щелчки и похрустывания. Я впервые столкнулся с таким явлением. Любопытство заставило меня выглянуть в окно, но ничего, кроме спокойной лягушки, я не увидел. Позже я узнал, что звуки исходили от бамбука, который, кажется, жил своей собственной жизнью. Качаясь на ветру, хрустел и щёлкал, то тут то там. Вдохновившись этой атмосферой, я создал образ Они, выглядывающего из бамбука, ту самую причину треска. Он словно часть ночного бамбукового леса. Интересно, что в

Интересная нэцкэ из оленьего рога от мастера Никиты Струкова. Она изображает классического японского чёрта (о́ни), мускулистого, лохматого, рогатого и в набедренной повязке из тигриной шкуры, вылезающего из коленца бамбука, на котором уже сидит маленькая лягушка. Сам автор рассказывает интересный случай, побудивший его создать такой сюжет:

Эта работа появилась под впечатлением от одной поездке в горы. Мы остановились в небольшом отеле, окружённом бамбуковым лесом. Ночью стало холодно, и снаружи начали раздаваться странные звуки — щелчки и похрустывания. Я впервые столкнулся с таким явлением. Любопытство заставило меня выглянуть в окно, но ничего, кроме спокойной лягушки, я не увидел. Позже я узнал, что звуки исходили от бамбука, который, кажется, жил своей собственной жизнью. Качаясь на ветру, хрустел и щёлкал, то тут то там. Вдохновившись этой атмосферой, я создал образ Они, выглядывающего из бамбука, ту самую причину треска. Он словно часть ночного бамбукового леса.

Интересно, что в японском фольклоре действительно есть поверья о маленьких чертях, которые шумят по ночам, устраивая стук, треск и прочий шурум-бурум. Правда, безобразят они не в бамбуковом лесу, а жилых домах. Называется этот феномен янари (家鳴り), т. е. «треск дома», и он очень похож на более привычный нам полтергейст. На самом деле причиной янари, могут быть любые беспокойные духи вообще, в том числе и призраки, но его часто изображают именно как крошечных чёртиков.

Что касается бамбука, то бамбуковые рощи богаты на разные таинственные звуки, которые объяснялись суеверными людьми по разному. Например, шутками еноток-оборотней. В некоторых местах такой шум называли ямабаяси (山囃子) или «горная музыка» и верили, что это резвятся различные горные божества, типа леших-тэнгу. Ну, а Никита Струков предложил ещё одну версию — это шебаршатся внутри малюсенькие демоны-о́ни.

Фотографии взяты с сайта аукционов Bidspirit, конкретно с аукциона, проведённого «Миниатюрная скульптура Японии» — Нэцкэ из частных российских и европейских коллекций.

© Хякки Ягё: | Ночной парад сотни демонов (основная группа VK) — там вы можете почитать научные и популярные статьи, старинные и новые истории о японских богах, духах и демонах, а также разные сказки: японские, китайские, индийские и других народов, которые имеют отношение к японскому фольклору.