Найти в Дзене

Алексей Иванов: основатель «пермистики»

Оглавление

Хотим представить вам нового автора нашего канала – Мэри, восхищенную #читать_не_вредно и современной русской прозой. Она готова представить на ваш суд два романа Алексея Иванова.

Алексей Иванов (род. 23.11.1969 г.) – русский писатель и сценарист.
Алексей Иванов (род. 23.11.1969 г.) – русский писатель и сценарист.

🚢 «Бронепароходы»

О чем эта книга? Книга о гражданской войне и ее последствиях в отдельно взятом регионе – вдоль реки Камы.

Революция вознесла на вершины власти очень разных людей. Как пароход, разрезая гладь реки, поднимает волну, так и глобальные перемены в обществе вызывают по большей части непонимание, что делать дальше? Как жить, если было сломлено и разнесено течением исторических процессов?

В общей сложности роман этот об идеалистах и практиках. Новой и старой эпох. И те и другие вызывают симпатию: и капитан Нерехтин, и комиссар Ляля Рейснер, и лоцман Федя Панафидин, и Катя Якутова. И тем, и другим сочувствуешь, потому как ни правых, ни виноватых нет. Страсти кипят нешуточные, и кто выживет в этом перегретом паровом котле остаётся загадкой.

Для кого эта книга?

В самом начале романа отчётливо видны «уши» булгаковский «Белой гвардии», далее по сюжету он все больше напоминает «Тихий дон» Шолохова, но в конце концов выплывает в авторский стиль самого Алексея Иванова, с его драмами простого человека.

Чем руководствуется этот простой человек, живущий на сломе привычного уклада, но продолжающий за него цепляется? Или ищущий свое место в новом мире? Роман многослойный и многогранный, как всякое хорошее произведение. Герои, пусть вначале и немного отталкивающие своей правильностью или жестокостью, позже становятся как будто бы своими. События, описанные в романе, берут за свое начало реальные события, происходившие в 1918 году на всем протяжении реки Камы: расстрел Великого князя Михаила, переоборудование камских пароходов в военные корабли, бунт в Перми и Вольске. На этом фоне сражений своих против своих, города против деревни, брата против брата и разворачивает полотно повествования Иванов.

За этим очень интересно следить: как меняются герои, к каким выводам они приходят в процессе пережитых ими событий. А вывод, чья сторона ближе, – читателю предстоит делать самому.

«Каждый человек в душе немного белый, немного красный, и гражданская война безжалостно рвёт душу пополам. А если ты не позволяешь войне разорвать себя и уничтожить, то ты – против всего мира. Значит, нужно сражаться в одиночку».
«Каждый человек в душе немного белый, немного красный, и гражданская война безжалостно рвёт душу пополам. А если ты не позволяешь войне разорвать себя и уничтожить, то ты – против всего мира. Значит, нужно сражаться в одиночку».

🌿 «Вегетация»

Иванов – тот автор, кто умеет замахиваться на темы глобальных перемен. Пусть это касается не слома старых порядков как в предыдущих «Бронепароходах», а слома установочных парадигм.

Людям нужна понятная и умещающаяся в голову мысль: а зачем они вообще живут и работают? Ответ прост: потому что идёт война и нужно добывать «вожаков», чтобы победить. А с кем и почему идёт эта война – нюансы, над которыми лучше не задумываться. Лишние знания – лишние беды. В этом и заключается основной конфликт книги: каждый герой видит мир со своего дерева и считает, что только его дерево «вожак».

Здесь нет клишированных «хороших» и «плохих» парней. Это всего лишь люди и не совсем люди. И им свойственно давать своим поступкам внятное объяснение исходя из известной им информации.

Интересна книга ещё и тем, чтобы подумать о том, как зарождается разум. Вегетация леса, если ее подстегнуть внешними факторами создаст такой биоценоз, разобраться в котором одному человеку окажется не по силам. И начинает работать третий закон Кларка: «любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Поэтому в понимании обычных людей лес заселится ведьмами и бродягами, лешаками и чумаходами. Это привычно, с этим можно жить и взаимодействовать. А сопоставляют и осмысливают пусть те, кто учился в городе. Наше дело маленькое – лес валить и в войне победить. А большего и знать не требуется.

Сюжет это дикая смесь роуд муви и игрового экшена. Герои куда-то едут, с кем-то сражаются, что-то узнают. И матерятся, когда обстановка требует. Ну, а как, по вашему, должны общаться лесорубы: ну, не языке же тургеневских и пушкинских барышень? Каков поп, таков и приход. Мат – это одно из удобрений в той почве, на которой растет сюжет романа.

Финал закономерен и, в некотором смысле предсказуем, если держать в голове мысль о том, что в противостоянии Человека и Природы, человек не всегда побеждает. Придут люди, уйдут люди, а Лес останется. Во времени существования леса человеческая эпоха – это мгновение. Можно выиграть одно сражение, но в итоге Лес победит. И это не спойлер, это банальная логика.

«Можно жить во лжи, которая выгодна бригадиру, но невыносимо жить в тупости бригады».
«Можно жить во лжи, которая выгодна бригадиру, но невыносимо жить в тупости бригады».

Нравятся наши публикации?

Оставайтесь с нами! Ставьте лайк и подписывайтесь на «Дом, где живут книги»

Наука
7 млн интересуются