Прошедший 2024 год ознаменовался выпуском очередного творения Роберта Эггерса - "Носферату". Это ремейк одноимённого фильма 1922 года Фридриха Вильгельма Мурнау. Эггерс уже давно заслужил признание за способность сочетать красоту и ужасы. В его работах страх - не дешёвое «бу!» из-за угла, а исследование внутренних тревог, которые обретают плоть, клыки и тень. Режиссёр выстраивает загадочные миры на основе реальных человеческих трагедий своего времени. Каждая картина завораживает, открывая новые грани при каждом просмотре. Это произведения эстетики и психологической глубины. Но возникает вопрос: если использовать известный всем сюжет, удастся ли сохранить авторство и самобытное видение?
В начале фильма молодая Эллен, страдающая от эпилептических припадков и пугающих видений, обращается к Богу с просьбой облегчить её страдания. Только, как это часто бывает, вместо облегчения ей «подсовывают» встречу с загадочным существом, которое лишь усиливает её душевную боль. Этот момент важно запомнить, поскольку он добавлен в фильм самим режиссёром, чтобы дополнить мотивацию героев и их поступков. Спустя несколько лет любовь мужа излечила Эллен, и она снова наслаждается полноценной жизнью здорового человека. Но любая стабильность имеет свой конец. Её муж Томас, являющийся риэлтором, решил отправиться на восток Богемии, чтобы обсудить продажу недвижимости с причудливым князем Орлоком. Перед отъездом Эллен делится с Томасом своим сном, в котором накануне их свадьбы она видела покойного жениха. Томас считает, что Эллен придаёт слишком большое значение сновидениям. Поначалу, это кажется логичным, однако, по мере развития истории, Томас раскрывается как инфантильный и наивный человек, в то время как Эллен из болезненной и слабой девушки превращается в стойкую и «мужественную» фигуру.
Взаимоотношения между графом Орлоком и Эллен представляют собой интересный аспект истории. Между Эллен и пугающим вампиром чувствуется эротическая связь и свинцовое напряжение - это не та безопасная «любовь», которой кормят глянцевые журналы. Это невозможность жить порознь и невозможность жить вместе. Эллен словно ищет спасение от этой разрушительной силы и видит в лице Томаса Хуттера своего спасителя. Но действительно ли он её спасает, или это она позволяет себя спасти? Этот вопрос остаётся открытым, предоставляя пространство для раздумий.
Викторианская эпоха, на фоне которой разворачиваются события, осудила бы распущенное поведение Эллен в молодости, поэтому она тщательно скрывает свою связь с демоническим любовником, тая этот грех глубоко в душе. Она словно постоянно ждёт наказания за свои ошибки молодости. Поэтому, когда она осознаёт, что её преследует карма в лице этого вампира, её охватывает чувство освобождения и покоя. Общество, в котором она находится, боится не только клыкастых мужчин, но и сексуальность в женщинах. В то же время её муж действует необдуманно и поспешно. События развиваются стремительно: то он в карете графа, то в следующую секунду уже перед замком. Тут нельзя не отметить превосходную работу оператора и его надвигающуюся камеру. Кадр, когда хозяин замка и его услужливый слуга-риэлтор восходят по винтовой лестнице, наполнен символизмом. Лестница обозначает замкнутость цикла наивности и неразумности, в котором находится сознание Томаса.
Когда речь заходит об отношениях Эллен и Носферату, нельзя не отметить, что в них присутствует больше чувств, чем в её целомудренном браке. Именно эта запретная связь убеждает меня в искреннем раскаянии Эллен и её решимости пожертвовать собой, чтобы, в первую очередь, спасти своего идеализированного мужа-спасателя, а затем уже других жителей города. Считаю ли я её смерть мученической? Вовсе нет. Я вижу, как она наслаждается своей запретной страстью и открывает в себе то, что долгие годы запрещалось обнажить. Эта сцена наполнена чувственностью, где бывшие любовники находят своё последнее удовлетворение, полностью истощённые. Это настоящая картина "Мёртвые любовники" (1470 г.), в которой, на пороге рассвета и конца жизни, Эллен умоляет графа остаться с ней ещё ненадолго, испытывая экстаз и нежность к этому уродливому существу. Как она нежно обнимает его голову, как инстинктивно прижимается - нет, я не думаю, что она приняла это с болью и страданием. Весь фильм, выполненный в серых и тёмных тонах, не случайно передаёт это разрушительное утро столь ярким, солнечным и насыщенным.
И в этом отрицании сексуальности, в переплетении навязанных обществом стандартов и собственных страхов, героиня обретает внутреннюю силу. Это жажда быть собой вопреки всем условностям. «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей всё то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла.!»
P.S. Аплодисменты - это, конечно, приятно, но цифры на карте ещё красноречивее 😉. Карта для добровольных оваций: 2204 3201 6561 5503 (ozon банк)